СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Скелет - опора организма"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Скелет - опора организма" содержит приложение (инструктивную карту, раздаточный материал)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Скелет - опора организма"»

6 класс

Скелет – опора организма.

Цели урока

Деятельностная цель – создание условий для формирования познавательных и регулятивных УУД в ходе самостоятельной работы при изучении опорных систем растений и животных.

Предметно-дидактическая цель – формирование представлений об опорных системах живых организмов.

Планируемые результаты обучения:

Метапредметные – уметь применять смысловое чтение для извлечения информации, показать владение навыками оценки и самооценки, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями

Предметные – определять опорные системы организмов и знать их значение и особенности строения.

Личностные – формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных мотивов, направленных на изучение природы; формирование валеологических ценностных ориентаций.


Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: проблемные, частично-поисковые.

Средства обучения: учебник Сонин Н.И. Биология. Живой организм.6 кл.-М.Дрофа.2013, рабочая тетрадь, раздаточный материал (инструктивные карты, тесты), наглядное пособие «Скелет», натуральные объекты (раковины моллюсков, насекомые, рак речной, кости птицы).


Ход урока:

I. Организационный момент (1 мин.)

Цель этапа:

настроить обучающихся к учебной деятельности и на получение новых знаний, создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Мотивирует на познавательную деятельность. (Желаю удачи, потому что с малой удачи начинается большой успех).


Показывают свою готовность к уроку

Форма контроля: педагогическое наблюдение.


  1. Этап проверки домашнего задания (2+5 мин.)

Цель этапа: выяснить степень усвоения заданного на дом материала,

определить и ликвидировать типичные недостатки в знаниях

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задает вопрос.

Слушает ответы.

Отвечают

Предлагает выполнить проверочную работу по теме «Обмен веществ»

Выполняют проверочную работу.

Проверяют по шаблону, самооценка по критериям.

Форма контроля: самопроверка по шаблону.


Вопрос: - Какие свойства живых организмов вы уже знаете?

Давайте проверим, как вы усвоили информацию об обмене веществ.


Проверочная работа. (5 минут)

Вариант 1.

1.Какие веществ поглощает растение в результате обмена веществ?

Список веществ: глюкоза, кислород, углекислый газ, белок, вода, жир, мочевина, азот, хитин, крахмал.

2.Из списка животных выбрать названия теплокровных:

лиса, краб, щука, майский жук, синица, акула, кальмар, заяц, лошадь, обезьяна, скорпион, лебедь, ёж, паук-крестовик.

Проверочная работа.

Вариант 2.

1.Какие вещества выделяет животные в результате обмена веществ?

Список веществ: глюкоза, кислород, углекислый газ, белок, вода, жир, мочевина, азот, хитин, крахмал.

2.Из списка животных выбрать названия холоднокровных:

лось, рак речной, карась, майский жук, сорока, акула, медуза, заяц, медведь, обезьяна, скорпион, лебедь, ёж, тарантул.

Проверка по шаблону.

Вариант 1.

  1. кислород, углекислый газ, вода.

  2. лиса, синица, заяц, лошадь, обезьяна, лебедь, ёж.

Вариант 2.

  1. углекислый газ, мочевина, вода.

  2. рак речной, карась, майский жук, акула, медуза, скорпион, тарантул.

Критерии оценивания:

10-9 б –«5»

8 -7 б – «4»

6 -5 б – «3»


Отметка в листе самооценки.


II.Этап актуализации опорных знаний. Формулировка учебной проблемы. Определение темы урока. (2 мин.)

Цель этапа: зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний ,организовать фиксацию затруднений в выполнении заданий.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Демонстрирует скелеты животных и часть ствола дерева.

Задает вопрос.

Смотрят, отвечаю на вопросы. Аргументируют ответ.

Записывают тему урока в тетрадь


- Можно ли считать эти образования аналогами? Что в них есть общего?

Ответ необходимо пояснить. (Опора, механическая ткань, защита)
проблема: Почему у растений опорные образования довольно однотипны, а животных – различны? ( Верны ли наши предположения мы поймем в конце урока).

- Как бы вы назвали наш урок сегодня?

Тема урока: Скелет- опора организма

III. Этап целеполагания (1 мин.)

Цель этапа: Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивирует на постановку цели урока

Формулируют цели деятельности на уроке


Цель урока: знакомство со строением и значением опорных систем, типами скелетов животных, их сходством и отличиями.


  1. Этап открытия нового (10 мин.)

Цель этапа: организовать усвоение учащимися нового материала в группах, организовать фиксацию преодоления

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предлагает познакомиться с текстом учебника, выписать ответ на вопрос.

Демонстрирует натуральные объекты (скелеты животных, спилы деревьев, раковины, кости, панцири раков, кораллы).

Дополняет ответы обучающихся, углубляет представление о составе и строении опорных систем.

Самостоятельно работают с текстом учебника. Выписывают.

Самопроверка и коррекция записей.

Дополняют кластеры.

Отвечают на вопросы.

Слушают пояснения учителя.



Форма контроля: индивидуальный самоконтроль и групповой контроль.

Самостоятельная работа с текстом учебника п. 15 с. 97-98.

Найти и выписать ответ на вопрос:

- Каково значение скелета?

Предполагаемый ответ: Значение скелета:

  • обеспечивает форму тела

  • служит опорой для организма

  • защищает от повреждений

  • служит местом прикрепления мышц

  • позволяет парить в толще воды


Самопроверка.

Демонстрация опорных систем.

Давайте попробуем скелеты животных разделить на 2 группы и обосновать по какому критерию это сделано.

Дополнение кластера

Типы скелетов

Наружный Внутренний


Состав

хитин, известь, рогоподобное вещество костная и хрящевая ткань

Приведите примеры животных, обладающих наружными и внутренними скелетами.

Предполагаемые ответы:

простейшие, моллюски, радиолярии, головоногие моллюски,

членистоногие(насекомые, позвоночные (рыбы, земноводные, птицы

паукообразные, ракообразные)


?Демонстрация опытов (воздействие кислоты на известковые раковины, декальцинированная кость). Пояснения учителя. Состав костной ткани. Строение костей.

Изучение рисунка учебника с. 101 «Внутреннее строение костей».

Соединение костей. Суставы, связки, сухожилия.

Отделы скелета.


Физкультминутка (на осанку, растирание шейного отдела позвоночника, стимуляция мозгового кровообращения).


V.Этап осмысления и первичного применения знаний.

Цель этапа: Организовать закрепление изученного материала путем выполнения практической работы в паре. организовать фиксацию преодоления

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предлагает решить биологическую задачу.

Просит выполнить практическую работу.

Решают биологическую задачу.

Выполняют практическую работу в паре. При затруднениях обращаются к учебнику. Заполняют таблицу. Делают вывод.

Подают сигнал о готовности пары.

Форма контроля: индивидуальный и групповой контроль.

?Биологическая задача.

Выписка из истории болезни: в травмпункт поступила пациентка 80 лет с жалобой на острую боль в руке после падения в гололед. Наблюдается отечность, гиперемия и изменение формы конечности.

Диагноз: перелом.

- Почему старушка получила перелом, а ее внук после многократных падений с горки и велосипеда чувствует себя отлично?

Вывод: соотношение органических и минеральных веществ в составе костной ткани меняется с возрастом, что приводит к изменению их свойств.

Практическая работа «Опорные ситемы». Работа в парах.

Рассмотреть скелеты моллюска, насекомого, позвоночного животного и заполнить сравнительную таблицу. При затруднениях обратитесь к учебнику с. 97-100.

Вопросы для сравнения

Раковины

моллюсков

Панцирь насекомого или рака

Скелет позвоночных

Каков тип скелета?

наружный

наружный

внутренний

Чем образован скелет?

Рогоподобное

вещество, известь, перламутр

Хитин, минеральные соли

Органические ,неорганические

Каковы свойства скелета?

Прочный,

тяжелый

Прочный, легкий

Прочный, гибкий

Как растут скелеты?

Достраивают раковину

Линяют.

Делением клеток

*Недостатки

(по сравнению с другим)

тяжелые

Затрудняют рост,линька – критический период

Есть вероятность травмы

*Преимущества

(по сравнению с другим)

Не мешают росту, прочные

Легкие, не сковывают движения

Достаточно легкие и прочные, не мешают росту организма

Вывод: Все эти образования схожи, так как выполняют ……

И обладают таким свойствами, как…….


V.Этап презентации результатов практической работы.

Цель этапа: Организовать презентацию результатов работы, сделать знания, полученные в паре, достоянием класса и самопроверка.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предлагает озвучить результаты поисковой и исследовательской работы.

Задает вопрос. Поясняет.

Отвечают в паре.

На местах дополняют свои таблицы.

Отвечают. Делают выводы.

- Какие преимущества и недостатки представленных опорных систем вы обнаружили?

(тяжелые, есть вероятность травмы, мешает росту)

Линька членистоногих (раки, пауки, насекомые).


VI.Этап первичного контроля и закрепления знаний.

Цель этапа: Организовать закрепление и контроль изученного материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Просит выполнить задания в форме теста.

Предлагает шаблон для проверки и критерии оценивания.

Выполняют задания.

Взаимопроверка по шаблону.

Форма контроля: индивидуальный, взаимопроверка.


VII.Этап рефлексии учебной деятельности. Обсуждение домашнего задания.

Цель этапа: организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока.

В результате выполнения домашнего задания включить новый способ действий в систему знаний учащихся, тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации.


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предлагает подвести итог урока. Оценки.

Продолжить фразы.

Сделать отметки в листах самооценки.

Обсуждают меру своего участия в учебном процессе, оценивают свою работу на разных этапах урока в листах самооценки.

Формулирует домашнее задание: п.15, ответить на вопросы устно, выполнить упражнения по теме в рабочей тетради на печатной основе с. 60-61

Записывают домашнее задание в дневник

- Мы достигли цели?

- Сможем ответить на проблемный вопрос?

Почему у растений опорные образования довольно однотипны, а животных – различны?

(образ жизни, подвижность)

Ребята, пожалуйста, продолжите фразы:

  1. Было интересно

  2. Было трудно…

  3. Теперь я могу …

  4. Я научился …

  5. Меня удивило …

  6. Мне захотелось

  7. Я бы не повторил такой ошибки, как …

  1. Отметка в листе самооценки.

  2. Приложение 1.

  3. Лист самооценки

  4. .

  5. Лист самооценки

  6. Приложение 2.

  7. Инструктивная карточка.

  8. Практическая работа.

  9. Опорные структуры.

  10. Цель: изучить и сравнить опорные образования у различных животных,

  11. * выявить преимущества и недостатки каждой из них.

  12. Оборудование: раковины моллюсков, покровы ракообразных или насекомых, кости позвоночных.

  13. Ход работы:

  1. Рассмотреть скелеты моллюска, насекомого или рака, позвоночного животного и сравнить их. При затруднениях обратитесь к учебнику с. 97-100.

  1. Заполнить таблицу.

  1. Вопросы для сравнения

  1. Раковины

  2. моллюсков

  1. Покровы насекомого

  1. Скелет позвоночных

  1. Каков тип скелета?

  1. Чем образован скелет?

  1. Каковы свойства скелета?

  1. Как растут скелеты?

  1. Вывод: Все эти образования схожи, так как выполняют ……

  2. и обладают таким свойствами, как…….

  3. Приложение 3.

  4. Проверочная работа.

  5. Вариант 1.

  6. 1.Какие веществ поглощает растение в результате обмена веществ?

  7. Список веществ: глюкоза, кислород, углекислый газ, белок, вода, жир, мочевина, азот, хитин, крахмал.

  8. 2.Из списка животных выбрать названия теплокровных:

  9. лиса, краб, щука, майский жук, синица, акула, кальмар, заяц, лошадь, обезьяна, скорпион, лебедь, ёж, паук-крестовик.

  10. Проверочная работа.

  11. Вариант 2.

  12. 1.Какие вещества выделяет животные в результате обмена веществ?

  13. Список веществ: глюкоза, кислород, углекислый газ, белок, вода, жир, мочевина, азот, хитин, крахмал.

  14. 2.Из списка животных выбрать названия холоднокровных:

  15. лось, рак речной, карась, майский жук, сорока, акула, медуза, заяц, медведь, обезьяна, скорпион, лебедь, ёж , тарантул.

  16. Проверка по шаблону.

  17. Вариант 1.

  18. 1.Кислород, углекислый газ, вода.

  19. 2.Лиса, синица, заяц, лошадь, обезьяна, лебедь, ёж.

  20. Вариант 2.

  21. 1.Углекислый газ, мочевина, вода.

  22. 2.Рак речной, карась, майский жук, акула, медуза, скорпион, тарантул.

  23. Критерии оценивания:

  24. 10-9 б –«5»

  25. 8 -7 б – «4»

  26. 6 -5 б – «3»

  27. 0-4 б – «2»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей