Тема: Слова, обозначающие признак предмета
Цели: учить находить в устной и письменной речи, слова, обозначающие признак предмета, формировать умение ставить вопрос к слову, обозначающему признак предмета, учить подбирать к словам-названиям предметов названия их признаков, уточнить знания детей о жизни некоторых животных ; продолжать работу по развитию и речи, памяти, мышления; воспитывать аккуратность, любознательность
Ход урока:
1.Организация класса.
Психологический настрой: (слайд 1) Дети стоят.
Солнце яркое с утра
За окном пришла весна.
Мы начнем урок с улыбок,
Выполним всё без ошибок!
Работа над числом, временем года.
2. Формулировка темы и цели урока.
- На какой вопрос отвечает слово яркое? Что оно обозначает? ( признаки предметов)
- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? О чём мы будем говорить? ( варианты детей)
-Итак, сегодня на уроке мы будем учиться подбирать и выделять в устной и письменной речи слова, обозначающие признак предмета.
3. Гимнастика для кистей рук. (слайд 2) Логоритмика «Домашние птицы»
4. Минутка чистописания. (слайд 3)
- Запишите в тетради сегодняшнее число и день недели.
- Начнём работу с чистописания, поупражняемся в красивом, чистом письме.
- Какая буква вторая по счёту в слове яркое?
- Предлагаю вам выполнить упражнения в написании буквы р: буквы р, ро,ра,ру.
- На какой вопрос отвечает слово яркое? Что обозначает? Как подчеркивается? Подчеркните.
5. Определение актуальности и практического применения учебного материала.
- Как вы думаете, для чего нужны в речи слова, обозначающие признаки?
- Прочитайте предложение с пропущенными словами и попробуйте догадаться, о ком идёт речь. ( слайд 4) (Устно)
В лесу живёт . . . зверь. Это . . . , . . . , _______ .
- Вам понятно, о каком звере идёт речь?
- А так?
В лесу живёт огромный зверь. Это бурый, косолапый ________.
- Вот видите, вы сразу догадались. Какие слова помогли нам? Что они обозначают? Слова-признаки уточняют, о каком именно предмете идёт речь.
- Что вы знаете о жизни медведей ? А ещё у медведицы в январе рождаются медвежата. В обустроенной берлоге им тепло и уютно, и выйдут они оттуда только в апреле.
6. Составление и запись словосочетаний.
- А это что за зверь?
Загадка.
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. ( слайд 6).
- Что вы знаете о жизни ежей ?
- Зимой ёж спит. Чтобы избежать зимнего голода и холода, в конце осени ежи устраиваются в теплом гнезде из листьев и засыпают до весны. С наступлением весны ёж просыпается. Он питается мышами, мелкими насекомыми.
- Давайте подберём подходящее по смыслу слово, обозначающее признак предмета. Ёж какой?
Ёж (какой?) колючий. (Письмо под диктовку Драганов Д.) Списывание с доски. Подчеркнуть предмет и признак.
- Какая орфограмма в слове ёж? Какое проверочное слово?
- А это кто вышел на тропинку?
Загадка. (слайд 7)
Хвост пушистый бережёт,
И зверушек стережёт.
Знают рыжую в лесу – очень хитрую …. (лису)
- Что вы знаете о жизни лисы ?
- Лиса очень хитрая. У неё длинный, пушистый хвост. Сама она охотится на зайцев и мышей.
- Давайте подберём подходящее по смыслу слово, обозначающее признак предмета. Лиса какая ? (на доске карточки со словами: хитрая, рыжая, неуклюжая)
Какое лишнее слово? Кто неуклюжий?
- Ибрагим Ц.и Нальгиев пишет у доски, остальные в тетради. ( списывание с печатного текста)
- Какая орфограмма в слове лиса? Какое проверочное слово? Подчеркните слово, обозначающее признак предмета.
- А это кто?
Загадка.
По полю скачет – ушки прячет.
Встанет столбом – уши торчком. ( слайд 8)
- Чем питается заяц ? ( травой)
- Давайте подберём подходящее по смыслу слово, обозначающее признак предмета. Заяц какой?
7. Физминутка «Зайчики» (под музыку)
- А теперь давайте представим, что мы зайцы и немного отдохнём.
8. Работа по учебнику. (стр.171,упр.25)
Учитель читает текст. Кто герои этой сказки? (заяц и лиса)
Что спрашивает лиса у зайца? Какие у зайца уши? Ноги?
Гимнастика для глаз. По классу развешаны геометрические фигуры- круги красные и квадраты зелёные. Найти их и сосчитать.
Списывание из учебника 1-го предложения (Драганов, Цечоев)
Остальные списывают последние 2 слова Длинные уши. (подчеркнуть признак предмета)
9. Заключение. Игра «Волшебный сундучок»
В коробке спрятаны различные предметы. Найти их наощупь и отгадать. Подобрать к ним признаки. (мягкая игрушка, карандаш, стакан, линейка, кукла)
10. Итог урока. Какие слова мы учились находить и писать? На какие вопросы они отвечают? Выставление оценок.
Дом. Задание. Упр. 25, списать 2-е предложение, подчеркнуть признаки предметов.