Методическая разработка урока русского языка в 5 классе.
Тема: Словосочетание.
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.
Тип урока: изучение нового материала.
Технология: деятельностного типа.
Цели:
Познавательные: 1.Дать понятие словосочетания, научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании. 2.Находить главное и зависимое слово. 3.Сформировать умение выделять словосочетание из предложения. 4. Производить синтаксический разбор словосочетаний. 5.Повторить сведения о синтаксисе и синтаксических единицах.
Практические : 1.Совершенствовать синтаксические учебно-языковые умения (синтаксический разбор словосочетаний). 2. Формировать умение определять главное и зависимое слово в словосочетании.
Общепредметные: 1. Развивать способность объединять изученные сведения в систему. 2.Совершенствовать умение обосновывать свой ответ. 3. Развивать умение переключать внимание сменой видов деятельности. 4. Развивать умение работать в группах. 5. Воспитывать интерес и любовь к родному языку, внимание к слову. 6. Продолжить работу над развитием связной речи учащихся.
Форма работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Принципы обучения.
Научности (углубление представлений о синтаксисе).
Наглядности ( использование средств обучения).
Доступности (опора на знание учащихся о единицах синтаксиса).
Активности и сознательности учащихся в процессе обучения (привлечение учащихся к формулированию целей урока, исследовательская деятельность учащихся).
Методы обучения: проблемный, частично – поисковый, рефлексивный, метод нахождения языкового явления, метод доказательства принадлежности языкового явления к указанному разряду, метод преобразования языкового явления ( слова в словосочетания),
Ход урока
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Посмотрите на свои парты: всё ли у вас в порядке, есть ли тетрадь, учебники, карандаш. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения.
2. Актуализация изученного ( знаний).
- Кто такие исследователи? (Люди, занимающиеся научными исследованиями).
- Мы с вами уже не раз проводили исследования на уроках. Сегодня мы продолжим исследование объектов русского языка. А что будет объектом нашего исследования, попробуйте определить сами.
- Какой раздел науки о языке мы изучаем? ( Синтаксис).
- Что такое синтаксис?
- Какие синтаксические единицы мы уже изучили? (Предложение, текст).
-Следовательно,что будет объектом исследования сегодня?(Словосочетание).
Запишите число, вид работы и тему сегодняшнего урока.
- Ребята, как вы думаете, какие цели мы перед собой поставим? Чему будем учиться на уроке? Каким образом будем получать информацию?
3. Объяснение нового. Словарная работа . (СЛАЙД № 1)
- Записать слова, вставить пропущенные буквы.
Весело ш…л (СЛАЙД № 2)
Ж…лтые листья (СЛАЙД № 3)
Осв…щается со…нцем (СЛАЙД № 4)
Самопроверка. Оценивание. ( СЛАЙД № 5)
Кто выполнил безошибочно – поставьте на полях +.
- Ребята, я вас попросила записать слова. А как вы думаете, это просто слова мы записали? (нет, это словосочетания).
- Почему вы так решили? Чем словосочетание отличается от простого набора слов? (связь)
- Как устанавливается связь слов в словосочетании? (по вопросу от главного слова к зависимому).
- Попробуем это доказать. Сейчас мы будем учиться устанавливать грамматическую и смысловую связь слов в словосочетании и доказывать это графически. (Разбор записанных слов). Словосочетания записываются на доске + схемы.
Нареч.+ сущ.
Прил.+сущ.
Гл.+сущ.
- Ребята, что же такое словосочетание? Попробуйте самостоятельно сформулировать ответ. Теперь обратитесь к учебнику. Откройте теорию п.19, стр.26. Из параграфа выберите нужную для ответа информацию. Что такое словосочетание? ( Проговаривание, заучивание, ответ сильного ученика – слабого). Вывод учителя.
4.Формирование знаний и умений.
Задание № 1.
Работа в парах.
Постановка проблемы.
Сейчас, ребята, вы будете работать в парах. Я перед вами ставлю такую задачу: ответьте на вопрос Можно ли утверждать, что слова на картинках являются словосочетанием. Докажите графически.
Снежная зима (СЛАЙД № 6)
Спелые ягоды (СЛАЙД № 7)
Организация проверки: ответы учеников у доски + схемы. Самопроверка, оцените себя знаком +, кто не допустил ошибку, кто допустил ошибку, поставьте + на полях напротив этого задания.
Вывод :
-Таким образом, сделаем вывод. Что такое словосочетание?
- Что вы уже узнали о словосочетании? ( есть главное и зависимое слово, связаны по смыслу).
Задание № 2.
Ребята, мы узнали, что такое словосочетание, как устанавливается связь слов в словосочетании. Теперь мы должны с вами научиться видеть словосочетания в предложении и выделять их.
На доске записано предложение. Солнце озаряет.
- Найдите грамматическую основу предложения.
- Какое это предложения по наличию второстепенных членов? (нераспростр.)
- Дополните предложение словом, которое будет пояснять подлежащее.
- Включите еще слово, которое будет пояснять сказуемое.
Запишите полученное предложения. ( Утреннее солнце озаряет лес.)
- Какое получилось предложение по наличию второстепенных членов? (распр.)
Ребята, в распространённом предложении мы можем выделить словосочетания.
А в нераспространённом – нет, потому что грамматическая основа (подлежащее и сказуемое) не является словосочетанием.
- Давайте попробуем найти словосочетания в распространённом предложении и доказать это графически. Ученик у доски.
Солнце (какое?) утреннее. Сущ.+прил.
Озаряет (что?) лес. Глаг.+ сущ.
Вывод:
- Ребята, как связаны слова в словосочетании? (по смыслу и грамматически).
- Как связаны слова в предложении? (по смыслу и грамматически).
- Как устанавливается связь? (с помощью вопроса).
- Какое слово считается главным в словосочетании?
- Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужно изучать эту тему? (правильно составлять предложения, а распространённые предложения больше дают информации, поэтому нужно учиться распространять предложения второстепенными членами и правильно составлять словосочетания.)
Самостоятельная работа. (СЛАЙД № 8)
Задание: (Работа в парах)
Постановка проблемы:
-Можно ли назвать эти слова словосочетаниями? Почему? (Нет, они не согласованы в роде, числе, падеже).
- Что нужно сделать, чтобы соединить эти слова в словосочетания? (Изменить окончание слова). Попробуйте составить словосочетания.
Организация проверки : у доски. Самооценивание.
ВЫВОД: - Какой можно сделать вывод, с помощью чего выражается грамматическая связь? (С помощью окончаний и согласования слов в роде, числе, падеже).
5. Подведение итогов. Оценивание.
- Итак, что же было объектом исследования на нашем уроке?
- Что вы узнали сегодня на уроке? Чему научились?
- Что такое словосочетание?
- Как устанавливается связь слов в словосочетании?
- Как найти в словосочетании главное слово?
- Что в предложении не может являться словосочетанием?
- Как вы поняли тему, оцените себя, поставив на полях карандашом общую оценку за урок.
- А теперь проверим, подтвердите ли вы свою оценку.
Запишите предложение, выпишите словосочетания, докажите графически своё решение.
Относитесь к родному языку бережно. (Слайд № 9).
Относитесь (к чему?) к языку. Гл.+сущ.
Относитесь (как?) бережно. Гл.+ нареч.
Языку (какому?) родному. Сущ.+прил.
Проверка, выставление оценок.
Постановка домашнего задания.
Чтобы закрепить полученные знания на уроке, дома вам предстоит повторить, что такое словосочетание, выучить определение наизусть, п.19 Т.,выполнить упр. № 275 на «4» или упр. № 277 на «5» (по выбору).