СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Словосочетание" в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать понятие словосочетания, научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании. 2.Находить главное и зависимое слово. 3.Сформировать умение выделять словосочетание из предложения. 4. Производить синтаксический разбор словосочетаний.    5.Повторить сведения о синтаксисе и синтаксических единицах.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Словосочетание" в 5 классе»

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе.

Тема: Словосочетание.

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: деятельностного типа.

Цели:

Познавательные: 1.Дать понятие словосочетания, научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании. 2.Находить главное и зависимое слово. 3.Сформировать умение выделять словосочетание из предложения. 4. Производить синтаксический разбор словосочетаний. 5.Повторить сведения о синтаксисе и синтаксических единицах.

Практические : 1.Совершенствовать синтаксические учебно-языковые умения (синтаксический разбор словосочетаний). 2. Формировать умение определять главное и зависимое слово в словосочетании.

Общепредметные: 1. Развивать способность объединять изученные сведения в систему. 2.Совершенствовать умение обосновывать свой ответ. 3. Развивать умение переключать внимание сменой видов деятельности. 4. Развивать умение работать в группах. 5. Воспитывать интерес и любовь к родному языку, внимание к слову. 6. Продолжить работу над развитием связной речи учащихся.

Форма работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Принципы обучения.

  1. Научности (углубление представлений о синтаксисе).

  2. Наглядности ( использование средств обучения).

  3. Доступности (опора на знание учащихся о единицах синтаксиса).

  4. Активности и сознательности учащихся в процессе обучения (привлечение учащихся к формулированию целей урока, исследовательская деятельность учащихся).

Методы обучения: проблемный, частично – поисковый, рефлексивный, метод нахождения языкового явления, метод доказательства принадлежности языкового явления к указанному разряду, метод преобразования языкового явления ( слова в словосочетания),

Ход урока

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Посмотрите на свои парты: всё ли у вас в порядке, есть ли тетрадь, учебники, карандаш. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения.

2. Актуализация изученного ( знаний).

- Кто такие исследователи? (Люди, занимающиеся научными исследованиями).

- Мы с вами уже не раз проводили исследования на уроках. Сегодня мы продолжим исследование объектов русского языка. А что будет объектом нашего исследования, попробуйте определить сами.

- Какой раздел науки о языке мы изучаем? ( Синтаксис).

- Что такое синтаксис?

- Какие синтаксические единицы мы уже изучили? (Предложение, текст).

-Следовательно,что будет объектом исследования сегодня?(Словосочетание).

Запишите число, вид работы и тему сегодняшнего урока.

- Ребята, как вы думаете, какие цели мы перед собой поставим? Чему будем учиться на уроке? Каким образом будем получать информацию?

3. Объяснение нового. Словарная работа . (СЛАЙД № 1)

- Записать слова, вставить пропущенные буквы.

Весело ш…л (СЛАЙД № 2)

Ж…лтые листья (СЛАЙД № 3)

Осв…щается со…нцем (СЛАЙД № 4)

Самопроверка. Оценивание. ( СЛАЙД № 5)

Кто выполнил безошибочно – поставьте на полях +.

- Ребята, я вас попросила записать слова. А как вы думаете, это просто слова мы записали? (нет, это словосочетания).

- Почему вы так решили? Чем словосочетание отличается от простого набора слов? (связь)

- Как устанавливается связь слов в словосочетании? (по вопросу от главного слова к зависимому).

- Попробуем это доказать. Сейчас мы будем учиться устанавливать грамматическую и смысловую связь слов в словосочетании и доказывать это графически. (Разбор записанных слов). Словосочетания записываются на доске + схемы.

Нареч.+ сущ.

Прил.+сущ.

Гл.+сущ.

- Ребята, что же такое словосочетание? Попробуйте самостоятельно сформулировать ответ. Теперь обратитесь к учебнику. Откройте теорию п.19, стр.26. Из параграфа выберите нужную для ответа информацию. Что такое словосочетание? ( Проговаривание, заучивание, ответ сильного ученика – слабого). Вывод учителя.

4.Формирование знаний и умений.

Задание № 1.

Работа в парах.

Постановка проблемы.

Сейчас, ребята, вы будете работать в парах. Я перед вами ставлю такую задачу: ответьте на вопрос Можно ли утверждать, что слова на картинках являются словосочетанием. Докажите графически.

Снежная зима (СЛАЙД № 6)

Спелые ягоды (СЛАЙД № 7)

Организация проверки: ответы учеников у доски + схемы. Самопроверка, оцените себя знаком +, кто не допустил ошибку, кто допустил ошибку, поставьте + на полях напротив этого задания.

Вывод :

-Таким образом, сделаем вывод. Что такое словосочетание?

- Что вы уже узнали о словосочетании? ( есть главное и зависимое слово, связаны по смыслу).


Задание № 2.

Ребята, мы узнали, что такое словосочетание, как устанавливается связь слов в словосочетании. Теперь мы должны с вами научиться видеть словосочетания в предложении и выделять их.

На доске записано предложение. Солнце озаряет.

- Найдите грамматическую основу предложения.

- Какое это предложения по наличию второстепенных членов? (нераспростр.)

- Дополните предложение словом, которое будет пояснять подлежащее.

- Включите еще слово, которое будет пояснять сказуемое.

Запишите полученное предложения. ( Утреннее солнце озаряет лес.)

- Какое получилось предложение по наличию второстепенных членов? (распр.)

Ребята, в распространённом предложении мы можем выделить словосочетания.

А в нераспространённом – нет, потому что грамматическая основа (подлежащее и сказуемое) не является словосочетанием.

- Давайте попробуем найти словосочетания в распространённом предложении и доказать это графически. Ученик у доски.

Солнце (какое?) утреннее. Сущ.+прил.

Озаряет (что?) лес. Глаг.+ сущ.

Вывод:

- Ребята, как связаны слова в словосочетании? (по смыслу и грамматически).

- Как связаны слова в предложении? (по смыслу и грамматически).

- Как устанавливается связь? (с помощью вопроса).

- Какое слово считается главным в словосочетании?

- Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужно изучать эту тему? (правильно составлять предложения, а распространённые предложения больше дают информации, поэтому нужно учиться распространять предложения второстепенными членами и правильно составлять словосочетания.)

Самостоятельная работа. (СЛАЙД № 8)

Задание: (Работа в парах)

Постановка проблемы:

-Можно ли назвать эти слова словосочетаниями? Почему? (Нет, они не согласованы в роде, числе, падеже).

- Что нужно сделать, чтобы соединить эти слова в словосочетания? (Изменить окончание слова). Попробуйте составить словосочетания.

Организация проверки : у доски. Самооценивание.

ВЫВОД: - Какой можно сделать вывод, с помощью чего выражается грамматическая связь? (С помощью окончаний и согласования слов в роде, числе, падеже).

5. Подведение итогов. Оценивание.

- Итак, что же было объектом исследования на нашем уроке?

- Что вы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

- Что такое словосочетание?

- Как устанавливается связь слов в словосочетании?

- Как найти в словосочетании главное слово?

- Что в предложении не может являться словосочетанием?

- Как вы поняли тему, оцените себя, поставив на полях карандашом общую оценку за урок.

- А теперь проверим, подтвердите ли вы свою оценку.

Запишите предложение, выпишите словосочетания, докажите графически своё решение.

Относитесь к родному языку бережно. (Слайд № 9).

Относитесь (к чему?) к языку. Гл.+сущ.

Относитесь (как?) бережно. Гл.+ нареч.

Языку (какому?) родному. Сущ.+прил.

Проверка, выставление оценок.

  1. Постановка домашнего задания.

Чтобы закрепить полученные знания на уроке, дома вам предстоит повторить, что такое словосочетание, выучить определение наизусть, п.19 Т.,выполнить упр. № 275 на «4» или упр. № 277 на «5» (по выбору).