СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Соединения щелочных металлов"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок объяснительно - иллюстративный с элементами проблемного обучения, поддерживается показом презентации, которая позволяет проиллюстрировать принцип познаваемости мира, возможность использования информационных технологий для описания и понимания свойств химических веществ  и применении данных веществ в жизни человека. Прослеживается взаимосвязь с биологией, при рассмотрении влиянии химических элементов (ионов) на организм человека.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Соединения щелочных металлов"»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 им. А.Я. Першина г. Благовещенска




Методическая разработка урока химии с использованием педагогических технологий в условиях введения ФГОС ОО

и использование ИКТ на уроке



Соединения щелочных металлов.

9 класс









Разработала Решетникова Люция Николаевна

учитель химии

МОБУ СОШ №4 им. А.Я. Першина












2016 г.


Пояснительная записка

Краткое описание:

Урок объяснительно - иллюстративный с элементами проблемного обучения, поддерживается показом презентации, которая позволяет проиллюстрировать принцип познаваемости мира, возможность использования информационных технологий для описания и понимания свойств химических веществ и применении данных веществ в жизни человека. Прослеживается взаимосвязь с биологией, при рассмотрении влиянии химических элементов (ионов) на организм человека.



Конспект урока химии в 9 классе

Тема урока «Соединения щелочных металлов»

Место урока в теме

Раздел «Металлы», урок 17

Тип урока

Комбинированный

Цели урока: Повторить физические и химические свойства щелочных металлов, изучить свойства соединений щелочных металлов: оксидов и гидроксидов. Рассмотреть области применения соединений щелочных металлов.

Задачи:
Образовательные.
- Дать понятие о свойствах соединений щелочных металлов.
- Рассмотреть химические свойства основных оксидов и щелочей.
- Показать способы применения соединений щелочных металлов.
- Научить грамотному использованию солей щелочных металлов в быту.
Воспитательные.
- Проиллюстрировать принцип познаваемости мира, возможность использования информационных технологий для описания и понимания свойств химических веществ и применении данных веществ в жизни человека.

- Вырабатывать познавательную активность и интерес к предмету.

- Продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию свойств веществ и их обоснованного и безопасного использования.

Развивающие.
- Развивать познавательный интерес, умение логически мыслить, прогнозировать, находить и объяснять причинно-следственные связи.
- Развивать практические умения при работе с веществами и лабораторным оборудованием.

- Учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из устного сообщения, наблюдаемых процессов, схем, таблиц.

- Учебно-логические: умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы.

- Учебно-организационные: организовывать самостоятельную деятельность.

Здоровьесберегающие.
- Создать благоприятный психологический климат на уроке.
- Соблюдать требования СанПИНа к гигиене учебного кабинета.

Содержание урока

Свойства оксидов, гидроксидов и солей щелочных металлов. Области применения соединений щелочных металлов.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

Должны знать: номенклатуру соединений щелочных металлов, их свойства и области применения.

Должны уметь: подтверждать изученные свойства и закономерности уравнениями химических реакций. Осуществлять химический эксперимент, выполняя правила ТБ.

Этапы

Организационный этап – 2 мин

Вводная часть: мотивация, тема и цели урока – 6 мин

Экспериментальная часть (лабораторная работа) – 10 мин

Выступление учащихся с сообщениями – 10 мин

Первичная проверка степени усвоения материала – 5 мин

Контроль и самопроверка знаний – 4 мин.

Подведение итогов – 2 мин

Домашнее задание – 1 мин

Средства обучения

Компьютер, мультимедийное сопровождение, оборудование и реактивы для лабораторных опытов (растворы соляной кислоты, серной кислоты, гидроксида натрия, сульфат меди, фенолфталеина, гидрокарбоната натрия, пробирки, крист. нитрат натрия, спиртовка, спички, вата, этиловый спирт) , таблица растворимости. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, ряд активности металлов.

Подготовка: несколько учащихся заранее получают задание подготовить сообщения и материал для презентации «Применение соединений щелочных металлов: щёлочи и соли»

Методы и приемы обучения

Репродуктивный, метод поисковой беседы, лабораторно- практический.

Способы мотивации учения

Связь темы с повседневной жизнью и кругом интересов учащихся (использование компьютерных технологий для выполнения творческого домашнего задания).

Формы организации учебной деятельности

Коллективная, групповая, индивидуальная.

Виды познавательной деятельности

Участие в беседе, выполнение лабораторных опытов.

Способы управления познавательной деятельностью

Ознакомление с целями и задачами урока, информирование о виде контроля.

Способы отслеживания результатов

Заполнение листа с заданиями (заполнение таблиц при выполнении лабораторной работы и прослушивании сообщений, работой с текстом учебника)

Домашнее задание

О.С.Габриелян, «Химия -9», § 14 упр 2,5

Творческое задание – Составить презентацию о применении соединений кальция и магния

Ход урока

  1. Организационный этап –

- приветствие учащихся, проверка отсутствующих;

- проверка подготовленности учащихся к учебному занятию;

- организация внимания школьников.

  1. Вводная часть: мотивация, тема и цели урока –

Учитель. Сегодня, ребята мы начнем урока необычно. С отгадыванием ребусов.

1) Отгадай ребусы, какие металлы зашифрованы в данных ребусах

Ученик. Литий, натрий, калий (слайд 1,2,3)

Учитель. Вам знакомы эти металлы?

Ученик. Да.

Учитель. 2) Как называют группу данных металлы?

Ученик. Щелочные металлы.

3) Какими физическими свойствами они обладают?

Ученик. Серебристо-белые мягкие вещества (режутся ножом), с характерным блеском на свежесрезанной поверхности. Все они легкие и легкоплавкие. Их хранят под слоем керосина, а литий в вазелине или в запаянных ампулах.

Учитель.4) С какими веществами они реагируют?

Ученик. Взаимодействую почти со всеми неметаллами, с водой – образуя щёлочи.

Учитель. Просмотрите видео опыта (слайд 4) и выполните задание – запишите уравнения реакций, рассмотрите реакцию как ОВР а) натрия с йодом

б) калия с хлором в) лития с водой

Какие вещества образуются в результате реакций. Самопроверка (слайд 5).

Учитель. Демонстрация опыта. Окрашивание пламени солями натрия.(кристаллики нитрата натрия насыпать на пламя – смочить вату этиловым спиртом и поджечь в фарфоровой чашке) Какой ион щелочного металла окрасил пламя в желтый цвет.

Ученик. Ион натрия.

Учитель Мы с вами изучили простые вещества – щелочные металлы, которые реагируя с другими веществами, образуют сложные. Поэтому что ещё нам предстоит изучить?

III. Изучение новой темы

Соединения щелочных металлов (слайд 6) Запишите число и тему в рабочих тетрадях.

Учитель. В свободном виде в природе щелочные металлы не встречаются из-за своей активности. Некоторые их природные соединения, в частности соли натрия и калия, довольно широко распространены, они содержаться во многих минералах, растениях и природных водах.

Рассмотрим основные соединения щелочных металлов на примере соединений натрия и калия – наиболее важных представителей этой группы элементов.

1. Оксиды (слайд 7)

- составьте формулу оксида натрия, определите характер оксида.

Ученик. Оксид натрия – основной оксид

Учитель .Оксид натрия представляет собой бесцветные кристаллы. Хранить Na2O лучше всего в безводном бензоле.

Получение (слайд 8). Чистый оксид натрия получить непосредственным окислением натрия нельзя, так как образуется смесь, состоящая из 20 % оксида натрия и 80 % пероксида натрия:

6Na + 2O2 = 2Na2O + Na2O2

Прокаливание пероксида натрия с избытком натрия: 2Na + Na2O2 = 2Na2O

Перечислите свойства основных оксидов.

Ученик. Основные оксиды взаимодействуют с водой, (если данному оксиду

соответствует растворимое или малорастворимое основание), с кислотными

и амфотерными оксидами, с кислотами.

Учитель. Составьте уравнения реакций оксида натрия с водой, оксидом фосфора(V)- слайд 8, самопроверка в написании уравнений реакций. Перед открытием слайда выяснить у ребят, какие вещества образуются, их название.

Ученик. В первом уравнении – соль фосфат натрия, во втором уравнении – основание, гидроксид натрия.

3Na2O + P2O5 = 2Na3PO4

Na2O + H2O = 2NaOH

2. Гидроксиды

Учитель. Составьте формулу гидроксида натрия: (слайд 10)

Твердое белое кристаллическое вещество, хорошо растворимое в воде. Процесс растворения сопровождается выделением достаточного количества теплоты.

Химические свойства гидроксида натрия.

Учитель. Перечислите свойства характерные для растворимых оснований.

Ученик. Щёлочи реагируют с кислотными оксидами, с кислотами и солями (если образуется нерастворимое соединение), с амфотерными оксидами и гидроксидами.

Растворы щелочей изменяют окраску индикаторов. В присутствии щелочи лакмус окрашивается в синий цвет, метилоранж – в жёлтый, фенолфталеин – в малиновый. (слайд 11).

Учитель. Выполните лабораторную работу (групповая работа)


Лабораторные опыты «Свойства гидроксида натрия» (слайд 12)

Повторить правила ТБ

С правилами ТБ ознакомлен __________

Инструкция

  1. Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия, добавьте несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете?

  2. Добавьте в эту же пробирку раствор серной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

  3. Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия и добавьте раствор сульфата меди. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

Сделайте вывод о химических свойствах гидроксидов щелочных металлов.


Заполнение карточки.(слайд13) записать на карточке свою фамилию и имя и заполнить таблицу. Данная карта сдается в конце урока и затем будет проверена и выставлена оценка.






Лабораторные опыты «Изучение свойств гидроксида натрия»

№ опыта

Наблюдения

Уравнения реакций, вывод

1





2





3





3. Применение щелочных металлов (слайд 15)

Учитель. Внимательно прослушайте сообщения своих одноклассников и заполните таблицу, отметив области применения соединений щелочных металлов.

Выберите области применения каждого соединения

Применение

NaOH

KOH

Na2CO3 ∙ 10H2O

NaHCO3

K2CO3

Na2SO4∙ 10H2O

NaCl

Название









Очистка нефтепро-

дуктов








Сельское хозяйство








Получение мыла








Текстильная промышленность








Изготовление бумаги

+







Производство стекла








Пищевая промышленность








Медицина








В быту








Выступление учащихся с сообщениями

  1. Применение гидроксида натрия и гидроксида калия (слайд 16-21)

  1. Применение карбоната и гидрокарбоната натрия (слайд 22-24)

Учитель. Смоделируйте с помощью реакции применение гидрокарбоната натрия .

Что происходит, когда пищевая сода попадает в желудок.

Выполнение лабораторного опыта. Налейте в пробирку 1 мл раствора гидрокарбоната натрия и прилейте раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции. Устно проверить написание уравнения реакции.

  1. Применение сульфата натрия (слайд 25)

  1. Применение поваренной соли (сценка) слайд 26-27

( разыгрывание сценки- встречаются две подружки.)

1 подружка – Привет! Я всегда смотрю на тебя и удивляюсь, у тебя такая чистая кожа. Раскрой секрет.

2 подружка – Привет! А секрет очень прост, я регулярно применяю солевые ванны с поваренной солью.

1 подружка – С простой солью?

2 подружка – Да, а знаешь, как много информации в Интернете я нашла о такой хорошо нам знакомой соли. И хочу сейчас об этом рассказать.

Учитель. Итак, ребята вы прослушали сообщения одноклассников о соединениях щелочных металлов. Какое сообщение вам больше всего понравилось?

Ребята, как вы думаете, а нашему организму необходимы ионы щелочных металлов?

Ученик. Да, необходимы.

Учитель. Да действительно, ионы натрия и калия необходимы нам, но какую биологическую роль они выполняют?

Биологическая роль ионов натрия и ионов калия. С помощью учебника заполните таблицу ( слайд 28)

Еще раз просмотрите, всё ли вы заполнили в карточке.

Сдайте карточку с заполненными таблицами.

Анализ таблицы – Проанализируй данную таблицу, какую информацию она даёт (слайд 29). На что нужно обращать внимание, когда ищешь необходимую информацию из Интернета.


Подведение итога. Что мы сегодня изучили на уроке?

Ученик. Сегодня на уроке мы изучили свойства и применение соединений щелочных металлов.

Рефлексия. Учитель. Вам нравятся уроки, когда используют презентацию, как сегодня и почему?

Помогает ли вам презентация усваивать новый материал? Что ты запомнил лучше всего?

Необходимо ли каждый урок использовать презентацию?

Как Интернет помогает при обучении, о чем не надо забывать.?

Выставление оценок и запись домашнего задания слайд-30

Параграф 14 упр. 2,5

Составить презентацию о применении соединений кальция и магния


Используемая литература

  1. О.С. Габриелян. Настольная книга учителя. Химия 9. «Дрофа»

  2. М.Ю. Горковенко. Поурочные разработки по химии. 9 класс. «ВАКО»

  3. Презентация составлена на основе «Электронное интерактивное приложение. Уроки химии. Металлы. 9 класс. Издательство «Планета» и картинок с ресурсов Интернета

  4. Ресурсы Интернета:

http://ru.wikipedia.org,

http://nsportal.ru/ http://infourok.ru/-7683.html

Приложение 1


ФИ _________________________________________________________________

Лабораторные опыты «Изучение свойств гидроксида натрия»

№ опыта

Наблюдения

Уравнения реакций, вывод

1





2





3






Выберите области применения каждого соединения

Применение

NaOH

KOH

Na2CO3 ∙ 10H2O

NaHCO3

K2CO3

Na2SO4∙ 10H2O

NaCl

Название









Очистка нефтепро-

дуктов








Сельское хозяйство








Получение мыла








Текстильная промышленность








Изготовление бумаги

+







Производство стекла








Пищевая промышленность








Медицина








В быту










Биологическая роль катионов натрия и калия

Катион

Биологическая роль

Продукты богатые катионами

Na+






К+










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!