СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: "Степень с натуральным показателем"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего  профессионального образования

«Сокольский техникум индустрии сервиса и предпринимательства»

 

 

 

 

 

Интегрированный урок по алгебре на I курсе

 

 

Составила и провела:

учитель математики Шапалина Наталия Алексеевна

 

Интегрированный урок: алгебра и астрономия

 

Тип урока: применение знаний на практике

 

Форма урока: урок-практикум

 

 

 

 

Тема урока: «СТЕПЕНЬ С НАТУРАЛЬНЫМ И РАЦИОНАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ»

Цель урока:

 - повторить понятие степени с натуральным показателем, его свойства, а также  свойства степени с рациональным показателем, их применение,

 - показать связь алгебры и астрономии.

Задачи:  

- образовательные:

  • закрепление знаний о свойствах степени с натуральным и рациональным показателем,
  • умение применять математические знания к решению конкретных примеров,
  • показать связь алгебры и астрономии,

- развивающие:

  • расширение кругозора студентов,
  • способствовать развитию у студентов воображения, внимания, логического мышления, речи и памяти, умение сопоставлять, анализировать,
  • повышение информационной культуры студентов, интереса к предмету,
  • развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету,

- воспитательные:

  • воспитание культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии,
  • показать математику как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый студент.

Ход урока

 «Кто смолоду делает и думает сам,

тот становится потом, надёжнее, крепче, умнее.»

В. Шукшин

Учитель: Дорогие друзья! Я приглашаю вас в мир удивительной математики. Математика неисчерпаема и многозначна.

История «степени»

Понятие о степени с натуральным показателем сформировалось еще у древних народов. Квадрат и куб числа  использовались  для вычисления площадей и объемов. Степени некоторых чисел  применялись при решении отдельных задач учеными Древнего Египта и Вавилона.

Представление о возведении в степень, как самостоятельной операции у математиков сложилось не сразу, хотя задачи на вычисления степеней встречаются в самых древних математических текстах. Одним из первых, кто в конце XYI-начале XYII века принял шаги к построению современной теории степеней, был Нидерландский математик Симон Стевин. Он обозначал неизвестную величину кружком, а внутри его указывал показатель степени. Например: 1, 2, 3. В его записи обозначали x, x², x³.

Определение: Степенью числа a с натуральным показателем n, большим 1, называется произведение n множителей, каждый из которых равен a:

an = 

В путешествии по небесным просторам среди бесчисленных звезд и туманностей легко заблудиться, если нет под рукой карты и каталога. Людей, которые измеряли координаты звезд, в древности называли звездочетами. Сегодня таких людей называют астрометристами.

Повторение свойств степени

Задание 2. Вспомнив свойства степени, отгадайте автора древнего каталога звезд, дошедшего до нашего времени. (Найдите букву, соответствующую свойству; запишите буквы в порядке номеров приведенных свойств.)

Р

Степень с нулевым показателем

Х

Свойство единицы

Г

Определение степени

П

Деление степеней

с одинаковыми основаниями.

Возведение степени в степень.

А

Возведение произведения в степень

 

И

Умножение степеней с одинаковыми основаниями

 

Автором древнего каталога был …

1) аn = а·а·а·а·… ·а, n-множитель;

2) аn·am= am+n;

3) аn:am= am-n;

4) (аn)m n·m;

5) (а·b)n = an·bn;

6) а0 = 1;

7) 1·a=a.

Ответ: Гиппарх

Задание 3. Выполните вычисления и определите, в каком веке он жил:

( - 2)3 · 4 : 24 = - 2.

Что означает в ответе знак минус?   [ II в. До н. э. ]

Учитель: Гиппарх – древнегреческий ученый, один из основоположников астрономии. Родился в городе Никея, жил и работал на остраве Родос. Гиппарху принадлежит заслуга создания первых математических теорий видимого движения Солнца и Луны и теории затмений. Он правильно определил размер Луны и ее расстояние от Земли. Сопоставляя результаты личных наблюдений и наблюдений своих предшественников, он с точностью до дня вычислил продолжительность солнечного года. Гиппарх и другие астрономы древности уделяли много внимания наблюдениям за движением планет.

Учитель: Задание 4.  Движение Солнца происходит по кругу. Как называли круг астрономы древности?

Зачеркните в таблице буквы, соответствующие найденным ответам. Оставшиеся буквы позволяют прочитать слово.

  1. 10·
  2.  · 10
  3. ·      
  4.  ·(

 

50

5

40

4

0,2

2

10

1

0,01

0,1

Н

З

П

О

Г

Д

И

Р

А

К

 

Ответ: Зодиак.

Зодиак – круг, состоящий из 12 созвездий, по которому в течение года совершается видимое движение Солнца. 12 созвездий Зодиака: Козерог, Водолей, Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец.

Созвездием называют участок неба в пределах некоторых границ. Солнце за год проходит через 12 созвездий, они называются зодиакальными.

Выполнение теста

У каждого из вас на парте есть созвездие зодиака, которое соответствует дате вашего рождения. Выполните тест.

 

Ответы:

Лев

3

2

1

Овен

1

2

3

Козерог

2

1

3

Весы

3

1

2

Близнецы

2

1

3

Водолей

1

2

3

Скорпион

1

3

2

 

Студентам, которые быстро справились с тестами, можно предложить задание: отгадайте явление, которое наблюдали 1 августа 2008 года с территории Российской Федерации.

М

Н

Е

50

-1 +

35: (  )-1

5 · (4

Е

И

Т

А

34

7+ ()9

3 -

1 + ()-1

 

Начни с буквы, которая отмечена звездочкой (*) (круговые примеры).

Ответ: затмение.

Учитель: Звезды в небе объединены в группы – созвездия. Вы любите смотреть на звездное небо? Что вы там наблюдаете?

[ Звезды мерцают; есть очень яркие звезды]

В каждом созвездии есть звезды разной яркости, в том числе самая яркая звезда. В руках у меня прибор – компас. Для чего он служит?

[ С помощью компаса можно определить направление север – юг.]

До изобретения компаса звезды были основными ориентирами: именно по ним древние мореходы  и путешественники находили нужное направление. Астронавигация ( ориентирование по звездам) сохранила свое значение и в наш век спутников и атомной энергии. Она необходима для штурманов, капитанов, космонавтов и пилотов. Навигационными называют 25 ярчайших звезд: Альтаир, Спика, Сириус, Арктур и т. д. Самая известная группа звезд в северном полушарии – Большая Медведица. Созвездие Большой Медведицы может служить хорошим помощником для запоминания ярчайших звезд Северного полушария. По ковшу Большой Медведицы легко определить северное направление: прямая дорога от двух крайних его звезд приведет вас к Полярной звезде. Полярная звезда и есть настоящая звезда-компас. Когда смотришь на нее, то перед тобой – Север, а сзади – Юг.

Выступление студента:

Космическая сказка (фрагмент).

Окрашен космос в черный цвет.

Поскольку атмосферы нет.

Ни ночи нет, ни дня.

Здесь нет земной голубизны.

Здесь виды странны и чудны:

И звезды сразу все видны,

И Солнце, и Луна.

На севере звезда видна,

И называется она

Полярною звездой.

Она надежный друг людей,

И две Медведицы при ней

Среди космических огней

Всё ходят чередой.

Невдалеке притих Дракон.

Косится на Медведиц он.

Жует концы усов.

И долго наблюдал Орел,

Как тощий Волк куда-то брел

И стороною обошел

Созвездье Гончих псов.

 

 

Легенда о созвездиях

Большая Медведица. Юпитер влюбился в нимфу Калисто, но из-за гнева богини Дианы ему пришлось превратить ее в Большую Медведицу, а ее любимую собаку – в Малую Медведицу. У Калисто был сын Аркад, который вырос и стал страстным охотником. Во время охоты, встретив медведицу и не узнав в ней мать, он чуть не убил ее. Появившийся во время Юпитер перенес их обоих на небо в виде созвездий Большой Медведицы и Волопаса. Рядом с ним его собаки – созвездие Гончих псов.

 

Учитель: Задание 5. На какой планете сутки длиннее года? Найдите букву, соответствующую ответу, и запишите в порядке  номеров данных примеров.

 

  1.  ·
  2.  ·
  3. )4
  4. )5
  5.  ·
  6.  :

 

 

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

  1.  

  1.  

 

  • Венера

 

 

Домашнее задание: Запишите ответ в виде степени с основанием а и вы узнаете имя и фамилию великого французского математика, который первым ввел понятие степени числа.

 

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

  •  

  •  
  •  

  •  
  •  

 

  1.  ·
  2.  :
  3.   ·
  4. 2
  5.  :
  6.  ·
  7.  ·    
  8.  ·
  9.  :
  10. ()6

 

 

 ( ответ: Рене Декарт)

Итоги урока:

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

- Что мы вспомнили?

- Что нового вы узнали сегодня?

Спасибо за урок!