Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Сокольский техникум индустрии сервиса и предпринимательства»
Интегрированный урок по алгебре на I курсе
Составила и провела:
учитель математики Шапалина Наталия Алексеевна
Интегрированный урок: алгебра и астрономия
Тип урока: применение знаний на практике
Форма урока: урок-практикум
Тема урока: «СТЕПЕНЬ С НАТУРАЛЬНЫМ И РАЦИОНАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ»
Цель урока:
- повторить понятие степени с натуральным показателем, его свойства, а также свойства степени с рациональным показателем, их применение,
- показать связь алгебры и астрономии.
Задачи:
- образовательные:
- закрепление знаний о свойствах степени с натуральным и рациональным показателем,
- умение применять математические знания к решению конкретных примеров,
- показать связь алгебры и астрономии,
- развивающие:
- расширение кругозора студентов,
- способствовать развитию у студентов воображения, внимания, логического мышления, речи и памяти, умение сопоставлять, анализировать,
- повышение информационной культуры студентов, интереса к предмету,
- развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету,
- воспитательные:
- воспитание культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии,
- показать математику как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый студент.
Ход урока
«Кто смолоду делает и думает сам,
тот становится потом, надёжнее, крепче, умнее.»
В. Шукшин
Учитель: Дорогие друзья! Я приглашаю вас в мир удивительной математики. Математика неисчерпаема и многозначна.
История «степени»
Понятие о степени с натуральным показателем сформировалось еще у древних народов. Квадрат и куб числа использовались для вычисления площадей и объемов. Степени некоторых чисел применялись при решении отдельных задач учеными Древнего Египта и Вавилона.
Представление о возведении в степень, как самостоятельной операции у математиков сложилось не сразу, хотя задачи на вычисления степеней встречаются в самых древних математических текстах. Одним из первых, кто в конце XYI-начале XYII века принял шаги к построению современной теории степеней, был Нидерландский математик Симон Стевин. Он обозначал неизвестную величину кружком, а внутри его указывал показатель степени. Например: 1, 2, 3. В его записи обозначали x, x², x³.
Определение: Степенью числа a с натуральным показателем n, большим 1, называется произведение n множителей, каждый из которых равен a:
an = 
В путешествии по небесным просторам среди бесчисленных звезд и туманностей легко заблудиться, если нет под рукой карты и каталога. Людей, которые измеряли координаты звезд, в древности называли звездочетами. Сегодня таких людей называют астрометристами.
Повторение свойств степени
Задание 2. Вспомнив свойства степени, отгадайте автора древнего каталога звезд, дошедшего до нашего времени. (Найдите букву, соответствующую свойству; запишите буквы в порядке номеров приведенных свойств.)
Р
Степень с нулевым показателем
|
Х
Свойство единицы
|
Г
Определение степени
|
П
Деление степеней
с одинаковыми основаниями.
Возведение степени в степень.
|
А
Возведение произведения в степень
|
И
Умножение степеней с одинаковыми основаниями
|
Автором древнего каталога был …
1) аn = а·а·а·а·… ·а, n-множитель;
2) аn·am= am+n;
3) аn:am= am-n;
4) (аn)m =аn·m;
5) (а·b)n = an·bn;
6) а0 = 1;
7) 1·a=a.
Ответ: Гиппарх
Задание 3. Выполните вычисления и определите, в каком веке он жил:
( - 2)3 · 4 : 24 = - 2.
Что означает в ответе знак минус? [ II в. До н. э. ]
Учитель: Гиппарх – древнегреческий ученый, один из основоположников астрономии. Родился в городе Никея, жил и работал на остраве Родос. Гиппарху принадлежит заслуга создания первых математических теорий видимого движения Солнца и Луны и теории затмений. Он правильно определил размер Луны и ее расстояние от Земли. Сопоставляя результаты личных наблюдений и наблюдений своих предшественников, он с точностью до дня вычислил продолжительность солнечного года. Гиппарх и другие астрономы древности уделяли много внимания наблюдениям за движением планет.
Учитель: Задание 4. Движение Солнца происходит по кругу. Как называли круг астрономы древности?
Зачеркните в таблице буквы, соответствующие найденным ответам. Оставшиеся буквы позволяют прочитать слово.
- 10·

· 10
·
·( 
50
|
5
|
40
|
4
|
0,2
|
2
|
10
|
1
|
0,01
|
0,1
|
Н
|
З
|
П
|
О
|
Г
|
Д
|
И
|
Р
|
А
|
К
|
Ответ: Зодиак.
Зодиак – круг, состоящий из 12 созвездий, по которому в течение года совершается видимое движение Солнца. 12 созвездий Зодиака: Козерог, Водолей, Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец.
Созвездием называют участок неба в пределах некоторых границ. Солнце за год проходит через 12 созвездий, они называются зодиакальными.
Выполнение теста
У каждого из вас на парте есть созвездие зодиака, которое соответствует дате вашего рождения. Выполните тест.
Ответы:
Лев
|
3
|
2
|
1
|
Овен
|
1
|
2
|
3
|
Козерог
|
2
|
1
|
3
|
Весы
|
3
|
1
|
2
|
Близнецы
|
2
|
1
|
3
|
Водолей
|
1
|
2
|
3
|
Скорпион
|
1
|
3
|
2
|
Студентам, которые быстро справились с тестами, можно предложить задание: отгадайте явление, которое наблюдали 1 августа 2008 года с территории Российской Федерации.
*З
|
М
|
Н
|
Е
|
50
|
-1 + 
|
35: ( )-1
|
5 · ( 4
|
Е
|
И
|
Т
|
А
|
34
|
7+ ( )9
|
3 - 
|
1 + ( )-1
|
Начни с буквы, которая отмечена звездочкой (*) (круговые примеры).
Ответ: затмение.
Учитель: Звезды в небе объединены в группы – созвездия. Вы любите смотреть на звездное небо? Что вы там наблюдаете?
[ Звезды мерцают; есть очень яркие звезды]
В каждом созвездии есть звезды разной яркости, в том числе самая яркая звезда. В руках у меня прибор – компас. Для чего он служит?
[ С помощью компаса можно определить направление север – юг.]
До изобретения компаса звезды были основными ориентирами: именно по ним древние мореходы и путешественники находили нужное направление. Астронавигация ( ориентирование по звездам) сохранила свое значение и в наш век спутников и атомной энергии. Она необходима для штурманов, капитанов, космонавтов и пилотов. Навигационными называют 25 ярчайших звезд: Альтаир, Спика, Сириус, Арктур и т. д. Самая известная группа звезд в северном полушарии – Большая Медведица. Созвездие Большой Медведицы может служить хорошим помощником для запоминания ярчайших звезд Северного полушария. По ковшу Большой Медведицы легко определить северное направление: прямая дорога от двух крайних его звезд приведет вас к Полярной звезде. Полярная звезда и есть настоящая звезда-компас. Когда смотришь на нее, то перед тобой – Север, а сзади – Юг.
Выступление студента:
Космическая сказка (фрагмент).
Окрашен космос в черный цвет.
Поскольку атмосферы нет.
Ни ночи нет, ни дня.
Здесь нет земной голубизны.
Здесь виды странны и чудны:
И звезды сразу все видны,
И Солнце, и Луна.
На севере звезда видна,
И называется она
Полярною звездой.
Она надежный друг людей,
И две Медведицы при ней
Среди космических огней
Всё ходят чередой.
Невдалеке притих Дракон.
Косится на Медведиц он.
Жует концы усов.
И долго наблюдал Орел,
Как тощий Волк куда-то брел
И стороною обошел
Созвездье Гончих псов.
Легенда о созвездиях
Большая Медведица. Юпитер влюбился в нимфу Калисто, но из-за гнева богини Дианы ему пришлось превратить ее в Большую Медведицу, а ее любимую собаку – в Малую Медведицу. У Калисто был сын Аркад, который вырос и стал страстным охотником. Во время охоты, встретив медведицу и не узнав в ней мать, он чуть не убил ее. Появившийся во время Юпитер перенес их обоих на небо в виде созвездий Большой Медведицы и Волопаса. Рядом с ним его собаки – созвездие Гончих псов.
Учитель: Задание 5. На какой планете сутки длиннее года? Найдите букву, соответствующую ответу, и запишите в порядке номеров данных примеров.
· 
· 
)4
)5
· 
: 
Домашнее задание: Запишите ответ в виде степени с основанием а и вы узнаете имя и фамилию великого французского математика, который первым ввел понятие степени числа.
·
: 
-
· 
2
: 
· 
·
· 
: 
- (
)6
( ответ: Рене Декарт)
Итоги урока:
- Чем мы сегодня занимались на уроке?
- Что мы вспомнили?
- Что нового вы узнали сегодня?
Спасибо за урок!