СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока технологии. Аппликация из опилок 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока соответствует ФГОС, включает в себя элементы исследовательской работы, самостоятельную творческую работу.

Цель: создать декоративный образ  зимнего дерева из бросового материала на основе стилизации природных форм.

Задачи:

  • Расширить знания учащихся о деревьях и их видах, о свойствах и применении древесины и использовании ее отходов; о трансформации природных форм в декоративно-прикладном искусстве (холуйские и палехские миниатюры).
  • Развивать эстетический вкус, фантазию, мышление, а также мелкую моторику  рук.
  • Воспитывать любовь и уважение к родному краю через бережное отношение к деревьям, а также культуру поведения в природе; прививать культуру труда, воспитывать самостоятельность, отзывчивость

Оборудование.

Для учителя:  образец изделия,  выставка  книг о деревьях, выставка изделий из древесины,  правила рабочего человека, компьютер, интерактивная доска с проектором, презентация.

Для учеников: цветной картон нужной формы, опилки, клей ПВА, гуашь, кисти, фигурные коробки, коробки для мусора, карандаш,  салфетки для рук, баночки с водой.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока технологии. Аппликация из опилок 4 класс»

КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ В 4 КЛАССЕ

Основы художественной обработки различных материалов

Тема: « ДЕРЕВО» (аппликация из опилок)


Подготовила Щелканова Е.В.

учитель начальных классов 1 категории

МКОУ Михайловская СОШ

г.Родники Ивановской области

2012г.



Цель: создать декоративный образ зимнего дерева из бросового материала на основе стилизации природных форм.


Задачи:

  • Расширить знания учащихся о деревьях и их видах, о свойствах и применении древесины и использовании ее отходов; о трансформации природных форм в декоративно-прикладном искусстве (холуйские и палехские миниатюры).

  • Развивать эстетический вкус, фантазию, мышление, а также мелкую моторику рук.

  • Воспитывать любовь и уважение к родному краю через бережное отношение к деревьям, а также культуру поведения в природе; прививать культуру труда, воспитывать самостоятельность, отзывчивость


Оборудование.

Для учителя: образец изделия, выставка книг о деревьях, выставка изделий из древесины, правила рабочего человека, компьютер, интерактивная доска с проектором, презентация.


Для учеников: цветной картон нужной формы, опилки, клей ПВА, гуашь, кисти, фигурные коробки, коробки для мусора, карандаш, салфетки для рук, баночки с водой.





План урока.


1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.


    • Постановка темы и задач урока.

    • Виды деревьев и использование древесины.

    • Лабораторная работа «Виды и свойства древесины».

    • Применение древесины.


3.Физкультминутка.


4.Анализ образца.


5.Повторение правил техники безопасности и рабочего человека.


6.Практическая работа.


7.Выставка работ, обсуждение.


8.Итог. Рефлексия.







Ход урока.


Этап урока.

продолжительность

этапа.


Содержание этапа


Виды

и

формы

работы



слайда


Примечания

1

2

3

4

5

1.ОРГМОМЕНТ

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ

ЗНАНИЙ.

Постановка цели и

задач урока.


Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распушились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво,

Обходя кругом,

Обсыпает ветви

Новым серебром.

( С. Есенин «Береза» )


Фронтальная

работа


Слайд

№2

















При чтении стихотворения может звучать фоном спокойная тихая музыка.

- Никого не может оставить равнодушным красота зимней природы, зимних деревьев. Сколько картин написано. Посмотрите. Как красивы зимние деревья!

Фронтальная работа

Слайд

№3-7



- Может кто-то догадался о чем будет наш урок? ( О деревьях)

-А что нового мы можем узнать о деревьях и их использовании?(Ответы ребят)

-На уроке мы познакомимся с видами и свойствами древесины, ее применением ,научимся делать сувениры из ее отходов.

Это задачи нашего урока.



Фронтальная работа

Слайд

№8



1

2

3

4

5


Виды деревьев и их

использование.



Куда приведет нас дорога,

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот кроссворд разгадать.

-Знаете ли вы деревья ?




Фронтальная работа







Слайд

№9








-Отгадайте 1-ю загадку. Темной он покрыт корой,

Лист красивый, вырезной.

А на кончиках ветвей

Много-много желудей.

(Дуб)



Фронтальная работа






Слайд

№10-11




Выдать образец древесины дуба.


-Вам было дано исследовательское задание. Что вы узнали о дубе?




Сообщение ученика.



См. приложение к конспекту урока.

-Отгадайте 2-ю загадку. Стоят дома высокие, этажи несчетные,

Шпили колючие под тучами летучими.

(Ель)


Фронтальная

работа




Слайд

№12-13


Выдать образец

древесины ели.


-Что вы узнали о ели?



Сообщение ученика



См. приложение.

-Отгадайте 3-ю загадку. Стоит красавица –

Косы зеленые, платье белое,

Кора горючая, ветка плакучая,

Семя летучее.

(Береза)


Фронтальная работа


Слайд

№14-15


Выдать образец

древесины дуба


-Березу считают символом России. А что вы можете о ней рассказать?




Сообщение

ученика



См. приложение.

1

2

3

4

5



























Лабораторная работа «ВИДЫ

И СВОЙСТВА

ДРЕВЕСИНЫ»



-Отгадайте 4-ю загадку. Стоит столб до небес,

А на нем шатер-навес.

Красной меди столб точеный,

А навес сквозной, зеленый.

(Сосна)

Фронтальная работа


Слайд

№16-17


Выдать образец

Древесины сосны.


- Что вы узнали о сосне?


Сообщение

ученика.



См. приложение.


- 5-я загадка. Кособокий листок, каменный стволок,

Мощный, как дубок.

(Вяз)

Фронтальная работа


Слайд

№18-19


Выдать образец

древесины вяза.


-Что вы узнали о вязе?


Сообщение

ученика.



См. приложение.


-Отгадайте следующую загадку. Что за дерево стоит?

Ветра нет – оно дрожит.

(Осина)

Фронтальная работа


Слайд

№20-21


Выдать образец древесины осины.


-Что вы узнали об осине?


Сообщение

ученика



См. приложение.


-Давайте сравним образцы древесины. Посмотрите на рисунок пржилок. На какие две группы можем их распределить и почему?

(Рисунок с прожилками и без них).

--Как назовем эти группы? Кто догадался?

(Хвойные и лиственные).

-Что за прожилки у хвойных пород? Почему их нет у лиственных?

(Это смолистые вещества)

-Сравним между собой текстуру хвойных пород. Чем она отличается? (Прожилки широкие у сосны и прожилки узкие у ели).

-Сравните их же по цвету.(У сосны краснее, чем у ели)


Работа в парах

под руководством

учителя.


Слайд

№22


По выданным

образцам.

(если нет, то по слайду)

1

2

3

4

5








Применение

древесины












































3. ФИЗКУЛЬ-

ТУРНАЯ

МИНУТКА

-Сравните древесину лиственных пород деревьев между собой: по цвету, по плотности, по наличию волокон. (Ответы детей).






-Итак, какие свойства древесины вы можете назвать?

(Горючесть, прочность, твердость, хорошая обрабатываемость)

Фронтальная

работа

Слайд

№23


-Как и для чего человек использует текстуру и свойства древесины? Чтобы ответить на этот вопрос послушайте стихотворение и рассмотрите выставку.

У каждого дома вдоль нашей деревни

Раскинули ветви большие деревья.

Их деды сажали своими руками

Себе на потеху и внукам на память.

Сажали, растили в любимом краю.

Характеры дедов по ним узнаю.

Вот этот путями несложными шел:

Воткнул под окном неотесанный кол,

И хочешь не хочешь, мила не мила,

Но вот под окном зашумела ветла.

На вешнем ветру разметалась ветла,

С нее ни оглобли, и не помела.

Другой похитрее, он знал наперед:

От липы и лапти, от липы и мед.

И пчелы летают и мед собирают,

И дети добром старика поминают.

А третий дубов насадил по оврагу:

Дубовые бочки годятся под брагу.

Высокая елка для тонкой слеги.

Кленовые гвозди – тачать сапоги.

Обрубок березы на ложку к обеду…

Про все разумели премудрые деды.

Могучи деревья в родимом краю,

Характеры дедов по ним узнаю.

(Ответы детей: в хозяйстве, быту, сувениры и пр.)


-Теперь из древесины создают более 30000 самых разных видов изделий и материалов.

- Подведем итог. Давайте назовем, что производят из древесины?



Фронтальная

работа




























Фронтальная работа


Слайд

№ 24




























Слайд

№25


Стихотворение

В.Солоухина

«Деревья».

-Но мы должны помнить, что ЛЕС _ НАШЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО, И РАСХОДОВАТЬ ЕГО НАДО БЕРЕЖНО, С НАИБОЛЬШЕЙ ОТДАЧЕЙ.

-Если вырубить все леса, может наступить экологическая катастрофа.

-Помните, что из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев!

-Вспомните правила поведения в лесу.

(Беречь лес от пожара; не оставлять мусор; не ломать деревья)


Фронтальная

работа










В лесу деревья в инее

С иголочками синими.

(Ходьба на месте, руки опущены вниз под углом, ладошки параллельны полу, как ветки у ели)

А небо, словно в блестках,

(Руки поднять вверх, пальчики растопырить, покрутить)

Мороз кусает хлестко.

(Взять себя за локти)


Ветер тихо клен качает, Вправо-влево наклоняет.

(руки вверх, легкие наклоны)

Раз наклон, и 2 наклон,

Зашумел ветвями клен.

(Вращать поднятыми кверху кистями рук)


Фронтальная работа


Слайд

№26


Физминутку выучить заранее



1

2

3

4

5


4.АНАЛИЗ
ОБРАЗЦА



























5.ПОВТОРЕНИЕ
ПРАВИЛ ТБ И
РАБОЧЕГО ЧЕЛОВЕКА

-Как вы думаете, а при обработке древесины образуются отходы?

-Какие? (Опилки и стружка)

-Что с ними делают? (Ответы ребят)

-Их используют для получения древесно-стружечных плит .Применяют в строительстве и производстве мебели. В классе доска, шкафы, двери, парты и стулья сделаны из них.


Фронтальная работа

Слайд

№27

Поэтапный показ слайда


-Вот и мы сегодня научимся создавать сувениры из опилок. Весь урок мы говорим о дереве. Его и постараемся изобразить.

-Рассмотрите поделку и скажите: какие материалы и инструменты потребуются? (Коробка из-под конфет, цветной картон, опилки, клей, краски, кисти, вода).

-Найдите их на рабочем месте, проверьте, все ли у вас есть?


-С чего начнем работу? ( Ответы ребят)

-Как закрепить опилки на бумаге? (С помощью клея).

-Итак, наш ПЛАН РАБОТЫ:

  1. Выбрать фон. (День или ночь).

  2. Выбрать силуэт зимнего дерева и нарисовать его в центре картона гуашью.

  3. Нанести клей кистью в тех местах, где лежит снег. (На ветках, под деревом)

  4. Густо присыпать опилками клей.

  5. Стряхнуть лишние опилки, наклонив работу над мусорной коробкой.

  6. Вклеить в фигурную коробку.


Фронтальная работа












Слайд

№28

Выставить образец


-Как нужно работать с опилками, чтобы они не попали в глаза?

(Не дуть на них, чтоб не разлетелись)


Не забывайте Правила рабочего человека.


Фронтальная работа



Распечатанные правила лежат на партах

(см. Приложение)

1

2

3

4

5


6.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА









7.ВЫСТАВКА РАБОТ, ОБСУЖДЕНИЕ





8.ИТОГ.

РЕФЛЕКСИЯ


-Обратите внимание: как изображен снег и иней на деревьях на росписи мастеров ПАЛЕХА и ХОЛУЯ.


-Образец повторять не нужно, изменить можно фон, силуэт дерева, форму снега. Надеюсь, что каждый внесет в свою работу что-то свое.

Самостоятельная

работа в парах: сильный –слабый, индивидуальная помощь учителя.


Слайд

№29


1.Слайд нужен на протяжении всей практической работы

2.Дополнительное творческое задание: добавить в работу зайчика, снеговика, птичку …


-Давайте, ребята, разместим наши работы в нашем зимнем вернисаже.

(Отметить лучшие работы)


Организация вернисажа



Место для выставки продумать и подготовить заранее.


-Что нового узнали на уроке?

-Чему научились?

-Было ли вам трудно при выполнении поделки?

-Что именно вызвало у вас затруднение?

-Справились ли с задачами урока?


-Интересно ли было вам на уроке?

-Какое у вас настроение ?



Фронтальная работа







Слайд

№30










ПРИЛОЖЕНИЕ


СВЕДЕНИЯ О ДЕРЕВЬЯХ


Дуб.

Дуб растет очень медленно, зато живет до 1 000 лет. Дуб не гниет в воде. В старину дуб шел на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет, используют в вагоностроении и судостроении. Кору применяют в кожевенном деле. Кора дуба содержит лекарственное вещество. А для животных и птиц – он настоящая кормушка


Ель.

Ель растет 150-200 лет, на влажных местах. В густых ее ветвях находят себе жилье многие животные. Ель называют музыкальным деревом. Ее древесина используется для изготовления скрипок, гитар, пианино. Из ели делается бумага. А для нас с вами елка – украшение нашего дома в праздник Нового года.


Береза.

Береза, пожалуй, самое красивое дерево наших лесов. Ее считают символом России. Сколько песен и стихов сложено о ней! Жить береза может до 300 лет, но она подвержена многим заболеваниям и теперь редко живет более 100-150 лет. Причиной этого могут быть сборы березового сока: через раны в коре проникают возбудители заболеваний древесины. В лесу вокруг березы можно встретить много маленьких елочек. Здесь они надежно защищены от заморозков и обжигающих лучей солнца. Из ее древесины делают фанеру, лыжи, мебель. Березовые дрова признаны лучшими. Береза дает лучший деготь- смола березы, ее используют как смазку и лекарство. Из березовой сажи изготавливают краски и чернила. Березовые почки применяются как лекарственное средство. На Руси ценили поделки из березовой коры- бересты. Она не пропускает влагу и воздух, не поддается гниению в воде. Поэтому в старину делали из нее туески, лари, сшивали ладьи-лодки. Всем известны и берестяные грамоты, хранящие письмена и по сей день.


Осина.


Век осины 80-100 лет. В высоту достигает 35 м , а в ширину 70 см в диаметре. Осина примечательна тем, что ее округлые листья при каждом дуновении ветра дрожат. Древесина мягкая, в воде не гниет, без сучков, легко колется. Из нее делают срубы для колодцев, фанеру, спички, паркет, пуговицы, лопаты, лыжи, ободья для колес. Дрова не дают большого жара и копоти, поэтому их используют в гончарном производстве. Из осиновой коры добывают деготь, уксус, дубильные вещества, из коры получают золу, из которой делают краску для тканей. Однолетние побеги употребляют на плетение, а древесина всегда ценилась резчиками за белизну. Используют осину и в лечебных целях.


Сосна.


-Сосна - прекраснейшее витаминное дерево. Очень хорош и красив сосновый бор. Его мы можем увидеть рядом с Юдинкой. Точно высокие свечи возвышаются сосны над головой. Это дерево очень любит солнце, потому его ветви только вверху, а внизу они отмирают. В сосновом лесу хорошо и легко дышится. Смолистые вещества убивают микробы. В сосняке много грибов и ягод.



Вяз.


Это дерево проще всего узнать по листьям. Лист в основании кособокий – одна половина больше другой. Плоды – крылатые орешки округлой формы. Дерево высокое, мощное. Древесина твердая, крепкая, плохо пилится, а еще она долговечная, плохо расщепляется, ценная. Используется для изготовления мебели, колес, паркета.



ОБРАЗЦЫ СУВЕНИРА

ПРАВИЛА РАБОЧЕГО ЧЕЛОВЕКА


  1. Работай за своим рабочим местом.

  2. Прежде чем начать работу, проверь – все ли материалы и инструменты на месте.

  3. Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после работы.

  4. Береги инструменты, экономь материалы, всегда думай: как сделать работу лучше.

  5. Кончил работу – убери свое рабочее место быстро и аккуратно.


РАБОТАТЬ НУЖНО ДРУЖНО!




Литература


Атлас-определитель « От земли до неба». А.А.Плешаков. «Просвещение».2008г.

Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию. О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В.Кимлева.Москва. «Вако» .2007г.

Журнал « Лес и человек».1991г.

Журнал « Начальная школа».№6 1991г.Е.Н.Дерим-Оглу «По лесной тропинке», Э.Самсонова «Наши деревья».

Образовательные программы по технологии.

Обухова Л.А., Гаврилкина, Н.И.,БурковаТ.М. Поурочные разработки технологии: 1 класс. - М.:ВАКО, 2007.

Давыдова М.А. Поурочные разработки по технологии: 2 класс. – М,: ВАКО, 2010.