Тема: Одежда
Урок: СБО
Класс: 2 класс 8 вид
Задачи: продолжать формировать умение правильно отбирать необходимую одежду, в том числе по сезону; развивать внимание, мыслительные операции, речь учащихся; воспитывать интерес к познанию нового.
Оборудование: предметные картинки с изображением одежды; пособие «Оденем куклу»; сюжетные картинки с изображением времен года; части одежды, ножницы, нитки, иглы.
Ход урока
I. Повторение изученного.
На столе лежат картинки с изображением одежды.
– Как называется одежда, которую надевают прямо на тело? (Нижняя, нательная.)
– Отберите картинки, на которых нарисованы предметы нижней одежды.
– Как называется одежда, которая надевается для выхода на улицу в холодное время года? (Верхняя.)
– Отберите картинки с изображением верхней одежды.
– Как называется одежда, которую мы надеваем на праздник? (Праздничная.)
– Отберите картинки с изображением праздничной одежды.
II. Изучение нового материала.
– Сегодня на уроке мы продолжим разговор об одежде, рассмотрим, из каких частей она состоит, вы научитесь выбирать одежду в соответствии со временем года и погодой.
Учитель демонстрирует учащимся картинку с изображением одежды без некоторых ее частей (деталей).
– Помните сказку про Золушку? Куда хотела попасть Золушка? (На бал.)
– У Золушки старый жилет;
Каких частей на нем нет?
– Жилет мы в блузку превратим,
Ей вид нарядный придадим.
– Одежда состоит из частей. Посмотрите на картинку с изображением пальто и назовите его части. (Пальто состоит из полочек, спинки, воротника, рукавов, манжет, карманов, пояса.)
– Чем отличается зимняя куртка от осенней? (У зимней куртки есть меховой воротник и теплая подкладка.)
– Верно. Итак, детали одежды определяют, в какое время года ее носить. Одежда шьется из различных тканей. Сначала выкраивают детали, затем их сшивают, и получается готовая вещь. Вещи шьют разных размеров, так как люди все разные: одни высокие, другие пониже, одни худые, другие полные, дети – маленькие, мамы и папы – взрослые, большие.
– А где шьют одежду? (Одежду шьют в ателье или на швейной фабрике.)
– Кто шьет одежду? (Швеи, портнихи.)
Физкультминутка
– А теперь давайте отдохнем.
Девочки и мальчики прыгают, как мячики,
Ручками хлопают, ножками топают,
Глазками моргают, потом отдыхают.
III. Закрепление.
Игра «Что нужно портнихе?».
– Кто же шьет одежду? (Портниха.)
– Сейчас мы с вами поиграем в игру. У меня на столе лежат предметы. Вам нужно отобрать только те, которые необходимы в работе портнихе, и сказать, для чего нужен тот или иной предмет. За правильный ответ вы будете зарабатывать фишки. Кто наберет больше всего фишек, тот и выиграет.
Дети выбирают необходимый предмет и говорят, для чего он нужен портнихе.
Игра «Оденем куклу».
– Портные сшили для нас разную одежду, которую мы надеваем в разное время года. Какое сейчас время года? (Осень.)
Учитель вывешивает на доску картинку с изображением осени.
– Давайте представим, что мы с вами пришли в гости к маленькой девочке. (Берет куклу.) Светочка проснулась утром, посмотрела в окно и увидела, что наступила осень. Она не знает, что ей надо надеть. Давайте ей поможем. Какую одежду мы будем отбирать из ее гардероба? (Осеннюю, теплую одежду.)
Учащиеся выбирают картинки с изображением соответствующей одежды.
– Какое время года наступает после осени? (Зима.)
Проводится аналогичная работа. Учитель следит за тем, чтобы учащиеся употребляли в речи прилагательные: теплый, зимний, меховой и т. д. Если позволит время, то можно провести работу и с другими сезонами года: весной, летом.
– Молодцы! Умеете выбирать одежду соответственно наступившему сезону. А сейчас давайте составим рассказ о том, как одевали Светочку. Вот начало рассказа:
«Наступила холодная осенняя погода. Света решила пойти погулять. Сначала она надела… Потом …» и т. д.
IV. Подведение итогов.
– Какую одежду вы наденете весной? зимой? летом? осенью? Кто шьет нам одежду? Где шьют одежду?
Ответы детей.
Технологическая карта
Гласные буквы е,ё,ю,я в начале слов или слога.
Цели деятельности учителя | Совершенствовать знания о гласных звуках; показать роль букв для гласных в слове; провести наблюдения над смыслоразличительной функцией гласных в слове; обучить распознаванию гласных среди других звуков в слове; учить созданию рассуждения |
Тип урока | Решение частных задач |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: различать в слове гласные звуки по их признакам; правильно произносить гласные звуки; соотносить количество звуков и букв; анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков; получат возможность научиться: находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю; объяснять причины расхождения количества букв и звуков в слове. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; коммуникативные – активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; регулятивные – определять наиболее эффективные способы достижения результата. Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости |
Методы и формы обучения | Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, работа в парах |
Образовательные ресурсы | Таблица словарных слов |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимо- действия | Универсальные учебные действия | Промежу- точный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока, создает эмоциональный настрой на изучение нового предмета. Проводит пальчиковую гимнастику | Слушают и обсуждают тему урока, выполняют упражнения пальчиковой гимнастики | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника | Устный опрос |
II. Актуализация знаний | Чистописание (письмо буквы У (заглавной и строчной) в соединении с другими буквами и буквосочетаниями); письмо слогов, слов, предложения (У, ур, ум, Утенок. Утенок любит плавать и нырять) | Формулирует задания, с помощью загадки объясняет, какую букву и слово прописывают в тетради: Удивительный ребенок! Только вышел из пеленок, Может плавать и нырять, Как его родная мать. ( Утенок.) – Назовите гласные звуки в словах этого предложения. – Какие звуки мы слышим, а какие буквы пишем в словах утенок, нырять | Разгадывают загадку, выполняют задание по чистописанию, отвечают на вопросы. – [у], [о], [и], [а], [ы]. – Слышим [у], [о] [а], [ы], пишем у, ё, ы, о | Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Устные ответы, письменная работа в тетради |
|
II. Изучение нового материала | Выполнить упр. 6, 7, с. 58. Физкультминутка (Приложение). Выполнить упр. 8, с. 60 | Формулирует задание, наводящими вопросами подводит учащихся к выводу о том, что гласные буквы е, ё, ю, я могут обозначать слияние двух звуков: – Какие буквы могут обозначать гласный звук и указывать на твердость предшествующего согласного звука, на мягкость предшествующего звука? Когда буквы е, ё, ю, я обозначают в слове слияние двух звуков: согласного и последующего гласного звука? А когда один гласный звук? Проводит физкультминутку. Формулирует задание, ор-ганизует выборочную проверку | Выполняют упражнение, рассуждают, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, делают вывод. Выполняют упражнения. Выполняют упражнение | Фронтальные. Индивидуальная | Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о гласных буквах и звуках; логические – осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические – осуществляют поиск необходимой информации. | Устные ответы, записи в тетради. Устные ответы |
| Словарная работа (деревня) | Знакомит с непроверяемыми орфограммами в словарных словах, предлагает назвать гласные звуки и буквы, составить с ними предложения | Записывают словарные слова | Индивидуальная, фронтальная | Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические – осуществляют поиск необходимой информации | Устные ответы, записи в тетради |
IV. Первичное осмысление и закрепление | Выполнить задание 17, с. 31 в рабочей тетради | Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, обеспечивает мотивацию выполнения | Выполняют задание в рабочей тетради | Фронтальная | Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя, ориентируются в учебнике и тетради | Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщить полученные на уроке сведения | Проводит беседу по вопросам: – Что нового вы узнали о гласных звуках и буквах? | 1. Отвечают на вопросы. 2. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Приложение
Потрудились – отдохнём, Ходьба на месте.
Встанем, глубоко вздохнём. Потягивания.
Руки в стороны, вперёд, Повороты туловища.
Влево, вправо поворот. Наклоны влево–вправо.
Три наклона, прямо встать. Приседания.
Руки вниз и вверх поднять. Поднятие и опускание рук.
Руки плавно опустили, Ходьба на месте.
Всем улыбки подарили.