Дата: 18.11.2016 г.
Класс: 11 «А» класс с казахским языком обучения.
Предмет: русский язык
Учитель: Кайнукова Анар Узакбаевна
Место проведения: интерактивный кабинет №74.
ТЕМА: «СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Лексическая тема: «Музеи мира и Казахстана».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Цели:
Образовательная
-повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся о сложносочиненном предложении;
-формировать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненных предложений;
- разграничивать сложносочиненные предложения по значению, различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные предложения;
- отрабатывать умение расставлять знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Развивающая:
-развивать умения и навыки в решении проблемных задач на основе поисковой и проектной деятельности;
-активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы;
-создать условия для реализации творческого потенциала ученика;
-развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной работой;
-развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление, языковое чутье, чувство красоты языка.
Воспитательная:
- показать роль музея, как хранилища духовного опыта человечества на примере самых известных музеев Казахстана;
- воспитание бережного, уважительного отношения к музейным памятникам как части культуры;
- развитие художественно-эстетического вкуса;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды;
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- оценивать и классифицировать феномены культуры и искусства;
- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа;
- использовать мультимедийные и Интернет-ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры, личности;
- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Форма урока: исследование языкового материала с применением нетрадиционных информационных технологий.
Формы организации учебной деятельности: аудиторная, коллективная под руководством учителя, самостоятельная, индивидуальная и групповая.
Методы:
По характеру познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
По степени активности учащихся: продуктивные, творческие.
По источнику знаний: словесные, практические, наглядные, использование электронного носителя, компьютерной техники.
По источнику стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные.
Интеллектуальные: сравнения, классификации материала, дедуктивные.
Контроля и самоконтроля: устный, письменный, программированный контроль.
Дидактическое обеспечение:
1. Компьютер с колонками, мультимедиа, ноутбуки для учащихся.
2. Интерактивная доска, проектор.
3. Презентация к уроку в программе PowerPoint, Актив студио и Movie Maker.
4. Электронный учебник по программе «Байтерек».
5. Видео, музыкальные клипы.
Структура занятия:
Ознакомление с целью и задачами урока.
Проверка домашнего задания.
Инструктаж по организации работы на уроке.
Проверка знаний фактического материала.
Овладение учащимися знаниями основных понятий, правил по теме урока и автоматизация умений объяснить их сущность, аргументировать свои суждения, приводить примеры.
Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях.
Проверка умений учащихся применять знания в нестандартных, изменённых условиях.
Рефлексия. Итоги.
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Сегодня мы продолжим цикл уроков, посвящённых нашей Родине, её природным богатствам и культурным ценностям.
Каждый современный человек интересуется историческим прошлым своей страны. Жизнь становится намного увлекательней, если узнаешь новое об истории родного государства, народа. Память и культура – это совесть многих поколений всех тех, кто жил, строил, любил, страдал, боролся для нас, и тех, кто живет сейчас. Есть вечные камни, перед которыми надо останавливаться и снимать шапку с гордостью за нашу культуру и благоговением, почитая талант наших отцов, их золотые руки, их тонкий вкус, глубокие идеи, мужество, свободу, народную волю, красоту.
Эпиграфом к нашему уроку станут слова нашего президента Нурсултана Абишевича Назарбаева:
“Опираясь на культурное наследие, созданное на протяжении многих веков, необходимо развивать культуру сегодняшних и завтрашних времён”.
ЧТО ВЫ ПОНИМАЕТЕ ПОД СЛОВОМ КУЛЬТУРА?
Ответы учащихся:
(1.Культура – это уровень умственного и морального развития индивида.
2.Культура – это исторически определенный уровень развития человечества.
3.Культура выражается в формах организации жизни людей и создаваемых ими духовных и материальных ценностях.
4.Именно наличие культуры отличает человека от животных.
5.Культура – это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции.)
Да! Культура организует человеческую жизнь.
МОЛОДЁЖЬ- ДВИГАТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ И ПРОГРЕССА.
НАШ ДЕВИЗ:
Памятью предков
я возрождаюсь,
духом бессмертным
вновь обновляюсь!
II. Объявление темы и цели урока
Слово учителя.
Молодцы ребята! Говоря о культуре, сегодня мы окунёмся в ИСТОРИЮ, которую, как говорят, можно потрогать руками!
МУЗЕИ МИРА И КАЗАХСТАНА.
Работа со слайдами
Музеи — это важное средство культурного обмена,
обогащения культур и развития взаимопонимания,
сотрудничества и мира разных народов.
Проверка домашнего задания
- На прошлом уроке мы с вами говорили о знаменитых музеях Европы и соседней с нами России. Домашним заданием было приготовить слайд-шоу или видео ролик о каком-нибудь музее. Справились с заданием?
(1.ДАСТАН-О ЛУВРЕ, 2. ДИНАРА-МУЗЕЙ МАДАМ ТЮССО. 3.ЭРМИТАЖ-АЙБЕК. 4.КОЛГАНАТ-О БРИТАНСКОМ МУЗЕЕ, 5. АКЖАРКЫН-О МУЗЕЯХ НАШЕГО ГОРОДА, 6.ДАРХАН- О ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ, 7.САМАЛ-О ДРЕЗДЕНСКОМ МУЗЕЕ)
-ЗАМЕЧАТЕЛЬНО, РЕБЯТА. ДАВАЙТЕ ПОСЛУШАЕМ АЙБЕКА. ВЕДЬ ОН ИМЕЕТ ПРЯМОЕ ОТНОШЕНИЕ К ИСКУССТВУ. КАК МЫ ЗНАЕМ, АЙБЕК ХОДИЛ В ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ШКОЛУ И У МЕНЯ СОХРАНИЛСЯ ПОРТРЕТ А.С.ПУШКИНА, НАПИСАННЫЙ АЙБЕКОМ В 6 КЛАССЕ. АЙБЕК, ТЫ НАМ РАССКАЖЕШЬ, КАК Я ПОНЯЛА, ОБ ЭРМИТАЖЕ?

- ПРЕКРАСНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ……….
МЫ С ВАМИ ГОВОРИЛИ О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ МУЗЕИ, В КОТОРЫХ СОБРАНЫ НЕ ТОЛЬКО ДРЕВНИЕ ЭКСПОНАТЫ, НО ЗАПЕЧАТЛЕНЫ СОВРЕМЕННЫЕ ЛИЧНОСТИ МИРОВОГО МАСШТАБА, КОТОРЫЕ ОСТАВИЛИ СВОЙ СЛЕД В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
МАДАМ ТЮССО………..
- ИНТЕРЕСНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ!
- В КАЖДОМ ГОРОДЕ ЕСТЬ СВОИ МУЗЕИ, И ОНИ ЕГО ГОРДОСТЬ!
А КАКИМИ МУЗЕЯМИ МОЖЕМ ГОРДИТЬСЯ МЫ, УРАЛЬЦЫ?
("Западно Казахстанский областной историко-краеведческий музей", "Мемореальный музей им. М. Маметовой", "Музей А.С. Пушкина", "Музей природы и экологии", "Музей ГАБДОЛЛЫ ТОКАЯ", "Дом-музей Емельяна Пугачёва").
- Хорошо, ребята, а кто подготовил выступление о музее нашего города?
(АКЖАРКЫН «Дом-музей Е.Пугачёва» видео ролик).
(Беседа с учащимися и обсуждение выступлений)
Объяснение нового материала.

ХОРОШО, РЕБЯТА! А СЕГОДНЯ МЫ ПОГОВОРИМ О МУЗЕЯХ КАЗАХСТАНА.
- ВЫ ЧАСТО ЕЗДИЕТЕ ПО ГОРОДАМ НАШЕЙ РОДИНЫ. ПОСЕЩАЛИ ЛИ ВЫ МУЗЕИ В ТЕХ ГОРОДАХ, ГДЕ БЫЛИ, МОЖЕТ БЫТЬ СЛЫШАЛИ, ЗНАЕТЕ ИЛИ ПЛАНИРУЕТЕ ПОСИТИТЬ?
Ответы учащихся:
(Центральный Государственный музей Казахстана (АЛМАТЫ)
Музей археологии АН РК
Научно-культурный Центр (Дом-музей М. Ауэзова)
Историко-краеведческий музей г. Астана
Мемориальный музей академика К.И. Сатпаева
Музей современного искусства
Музей Первого Президента Республики Казахстан
Президентский центр культуры
Южно-Казахстанский историко-краеведческий музей ЧИМКЕНТ
Государственный музей искусств им. А. Кастеева
Атырауский областной музей декоративно-прикладного искусства)
Сообщение Дастана о Музее книги. Стихотворение.
ПОКАЗ СЛАЙДОВ (ФОТО МУЗЕЕВ)
1. Один из крупнейших музеев Астаны расположился в Президентском центре культуры. Его коллекция насчитывает почти 150 тысяч предметов, повествующих о прошлом и настоящем казахского народа.
2. Музей первого президента Казахстана содержит любопытную коллекцию подарков, преподнесенных главе государства в ходе различных международных встреч. Кроме того, здесь собрано огромное количество экспонатов, связанных с биографией Нурсултана Назарбаева.
3. Сегодняшнее здание построено в 1985 году и включает 4 огромных выставочных зала, в которых выставлены сотни уникальных экспонатов, отражающих духовное, культурное и материальное существование тысячелетней истории Казахстана.
- МЫ ЕЩЁ ПОГОВОРИМ О МУЗЕЯХ НАШЕЙ РОДИНЫ. А СЕЙЧАС ДАВАЙТЕ ПОВТОРИМ ТЕМУ «СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
(РАБОТА СО СЛАЙДАМИ)

1. Блиц-опрос.
1).Какие предложения называются сложносочиненными?
2).Как связываются простые предложения в составе сложносочинённого предложения?
3). Какие разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения вы знаете?
РАБОТА СО СЛАЙДАМИ (ПРАВИЛА И ПРИМЕРЫ)
2.ПРАКТИКА
Фонетический разбор (выставка) .
Словообразовательный разбор (выставляют).
Морфологический разбор (открывается).
Синтаксический разбор В музее то открывается выставка местных художников, то выставляют свои новые работы скульпторы (работа с флипчартами).
V. Актуализация знаний. Закрепление изученного материала
РАБОТА С ЭЛЕКТРОННЫМИ УЧЕБНИКАМИ.
Словарь «ГОВОРИМ».
ЧТЕНИЕ «СЛУШАЕМ».
Проверка достижений «ТЕСТ ДЛЯ ЧТЕНИЯ», «ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ ТЕСТ».
VI. Рефлексия. Подведение итогов.
-О чём мы сегодня с вами говорили на уроке?
Ответы учащихся:
(- Мы закрепили знания о сложносочинённых предложениях.
- Определили роль музея в культурной жизни человека.
- Музей – это кладовые культуры человечества, хранилище его духовного опыта.)
VII. Выставление оценок с комментариями.
VIII. Домашнее задание. (Информация и инструктаж по его выполнению)
Разноуровневое домашнее задание.
Упр.228 стр.132
Тесты «Сложносочинённое предложение».
Конкурс «ЛУЧШИЙ ВИРТУАЛЬНЫЙ ГИД» (раздача мультимедийных дисков).
IX. Заключение.
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ МИНУТКА
- Ну, а сейчас наша любимая валеологическая минутка. Мы говорили с вами о том, что молодёжь двигатель культуры и прогресса. Давайте же использовать лучшие традиции своего народа, стремиться дальше идти по пути прогресса и цивилизации. Споёмте песню о молодёжи Казахстана.
Закончить урок я хочу пожеланием-благословением. Этот обряд издревле существовал в народе. Люди верили, что доброе слово, поможет стать человеку лучше.
Стань опорой всего народа,
А не только опорой дома своего.
Стань талантливым человеком,
Достойным народа своего.
6