ТУНДРА. ПРИРОДА ТУНДРЫ. ТУНДРА И ЧЕЛОВЕК
Цели:
1. Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.
2. Познакомить с географическим положением, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.
3. Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с картой.
О б о р у д о в а н и е: карта «Природные зоны России»; рисунки и фотографии растительного и животного мира тундры, гербарий.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Сообщения учащихся о животных Арктики.
2. Графический диктант.
Учитель читает предложения. Если высказывание верное, учащиеся ставят знак «+». Если высказывание неверное, ставят знак «–».
Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого
океана.
Территория Арктики не имеет коренного населения.
В Арктике для растений и животных сложились суровые условия.
В ледяной зоне растут кедры, березы, черемуха.
В Арктике обитают белые медведи, моржи, тюлени.
Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.
Большое скопление птиц на скалах называют «птичьи рынки».
Учащиеся сдают графический диктант на проверку.
III. Самоопределение к деятельности
В путешествиях можно многое узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас –
И опять в путешествие отправляется класс.
А чтобы тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать!
Слайд 1
Учитель. Молодцы! Сегодня мы продолжаем наше путешествие. Следующая зона - тундра.
Слайд 2
III. Новая тема.
Учитель. (Рассказ сопровождается с работой по карте). Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь, за северным полярным кругом, в холодном поясе. На зону тундры попадают косые солнечные лучи, а это значит, что зима - суровая, много снега. Часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть – на Западно-Сибирской. )
Слайд 3, 4
Учитель. Слово «тундра» в переводе с финского означает «бесплодная» или «враждебная». Зима там долгая, температура достигает –50 °С. Большую часть года тундра покрыта снегом, а под ним – вечная мерзлота, которая уходит на глубину 50 м. Вслед за зимой наступает весна, а затем короткое лето. Днем температура бывает от +10 до +25 °С.
(Предлагаю ребятам открыть учебник и еще раз рассмотреть карту природных зон – зону тундры).
А теперь прочитаем и закрепим сведения о тундре, стр.84-85 учебника.
Учитель Выясним, какие здесь природные условия, составим с х е м у: слайд 5
ТУНДРА
РАВНИНА
ВЕЧНАЯ МЕРЗЛОТА
СУРОВАЯ ДЛИННАЯ ЗИМА (t –50 °С)
ПРОХЛАДНОЕ КОРОТКОЕ ЛЕТО
Учитель. Как вы думаете, богат ли растительный мир тундры? Какие растения смогли приспособиться к суровому климату тундры? СЛАЙД 6
Ученики. Растительный мир беден.
Учитель. Рассмотрите иллюстрацию «В тундре весной» на с. 86–87 учебника. Назовите растения тундры. СЛАЙД 7
Ученики. Брусника, голубика, морошка, карликовая ива.
Учитель демонстрирует гербарий: карликовая береза, карликовая ива, морошка, голубика, мох, лишайники.
Учитель. Какая у них наземная часть? Почему?
Ученики. Все они очень маленькие, корявые, стелющиеся по поверхности земли, прячутся от сильного ветра и холода во мхах и лишайниках. У них небольшие корни и маленькие листья.
Учитель. В тундре есть леса, которые не закрывают даже колени идущего человека. Все эти растения низкорослые.
Мох-ягель – пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на меленькие деревца или кустики.
Клюква – стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья не опадают даже зимой.
Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.
Физ.минутка
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Тундра забелела,
Точно пеленою
Всю ее одело.
Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию «В тундре весной» на с. 86–87 учебника.
Учитель. Какие животные и птицы здесь обитают? Как они приспособились к жизни в тундре? СЛАЙД 8
Ученики. В тундре обитают птицы кречет, лебеди, серые гуси, серые журавли, полярная сова, белая куропатка, кулик. Животные тундры: песец, лемминг, северный олень. СЛАЙД 9
Учитель. Постоянно живут в тундре белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек.
Белая куропатка – растениеядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода.
Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает её от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками.
Песец – хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется еще и подшерсток.
Дикий северный олень – низкорослое животное, травоядное – питается мхом-ягелем. Из всех животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшерсток и, конечно, подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега.
Как приспособились к жизни в тундре представители животного мира?
Ученики. У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей – густой мех.
Учитель. Из-за суровых природных условий население тундры немногочисленное. Прочитайте статью «Тундра и человек» на с. 93–95 учебника. И ответьте на следующие вопросы. СЛАЙД 10, 11
Учащиеся самостоятельно читают текст.
Учитель. Какое основное занятие населения тундры?
Ученики. Основное занятие – оленеводство. Еще ведется добыча полезных ископаемых – нефти и газа. СЛАЙД 12, 13
Учитель. Какие экологические проблемы возникли в тундре из-за деятельности человека?
Ученики. От гусениц тракторов и вездеходов нарушается поверхность почвы. Местность загрязняется нефтью во время ее добычи. Незаконная охота – браконьерство. Вытаптываются оленьи пастбища. СЛАЙД 14
Учитель. Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре?
Ученики. Природные богатства тундры взяты под охрану, создан Таймырский заповедник. Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет. СЛАЙД 15
Эти птицы занесены в Красную книгу. Давайте с вами обратимся к нашей рабочей тетради на стр. и запишем, какие животные, проживающие в зоне тундры, занесены в Красную книгу.
Необходимо запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.
Учитель: Ребята, давайте еще раз обратимся к нашему учебнику на стр. 94 и прочитаем текст о Таймырском заповеднике
V. Закрепление изученного материала.
Учитель: Ребята, а какие зоны вы уже знаете?
Назовите сходства и различия этих зон?
Раздаю карточки с заданием. Ученики выполняют самостоятельно, а затем проверяю 3-4 ученика (читают вслух).
-Тундра протянулась с (запада, севера) на (восток, юг) почти по всему побережью (северных, южных) морей. Эта зона находится (южнее, севернее) арктических пустынь.
-В тундре выделяют ( 2, 4) времени года (зима, весна) и (лето, осень).
Зима (долгая, короткая) и (суровая, мягкая).
Морозы (40, 50 оС) длятся около (6, 8) месяцев.
-Лето в тундре (долгое, короткое) и (теплое, прохладное)
Солнце греет (сильно, слабо). Температура воздуха
Поднимается выше (10, 25 оС)
VI. Итог урока. Выставление оценок.
Учитель: Ребята, как кой вывод можно сделать по нашей теме? Тундра - …
Учитель. Наше путешествие по тундре закончилось. Спасибо всем.
Домашнее задание.
С. 87–97. Ответы на вопросы «Проверь себя» (с. 95); выполнить задание 3 (с. 96).
(Таблица 1)
«Обучение младших школьников выразительности устной речи».
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать.
На уроках чтения в начальных классах решаются задачи становления и дальнейшего совершенствования навыка чтения учащихся, развития полноценного восприятия детьми художественных произведений.
Воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению родному языку.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
Наша задача – воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создавать условия для свободного общения ребенка с коллективом. Сделать все для того, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.
Развитие письменной речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.
Речь возникает из потребности высказаться. Нужно научить ребенка правильно строить предложения, то есть не пропускать слова, ставить слова в определенной последовательности, правильно согласовывать их друг с другом и правильно произносить, а потом и оформлять письменно. При обучении связной речи необходимо давать детям теоретические сведения, так как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмысленны.
Учащиеся с первого класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к их речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрыть основную мысль, говорить по порядку, связно. Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение; чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям; чем отличается рассказ о том, что видел, от рассказа по картине; разницу между подробным и выборочным рассказами, между устным сочинением и письменным, между изложением и сочинением. У же к 4 классу все эти знания и навыки дети получают только практическим путем в процессе выполнения устных пересказов и при написании изложений.
С первых дней учения в школе дети проявляют любовь к пересказу. Их рассказы и описания оживляют уроки, развивают в ребятах инициативность, общительность, воображение. Формирование речевых навыков и умений начинается уже с первых уроков русского языка в первом классе.
Обучение полноценному восприятию речи происходит большей частью на уроках чтения и русского языка. Задача этих уроков – научить детей читать и воспринимать художественное произведение, подходить к нему как к искусству слова, то есть научить читать выразительно. В начальной школе «…начинается та самая ниточка, которая тянет за собой и любовь школьника к литературе, и страсть к чтению, и стремление самим знать наизусть, подражать учителю в его умении читать выразительно» (Г.К.Бочаров).
На уроках литературного чтения, при работе над произведением, стараюсь показать целостность художественного образа, незаменимость каждого художественного элемента, красоту слова. Учитываю личностное восприятие учащимися прочитанного, эмоциональное состояние детей, их готовность к сопереживанию. Каждый урок должен быть нацелен на развитие у детей интереса к учебе. А также на развитие у ребенка логического мышления, любознательности, наблюдательности.
Осознанное выразительное чтение произведения вырабатываю путем размышления над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания. Анализируя текст, вместе с учениками стараемся понять, так ли мы его читаем, почему именно так надо читать, а не иначе. Постоянно поддерживаю творческую речевую деятельность детей. Даю возможность каждому высказать его собственное мнение, рассуждение, отношение к прочитанному, оценить собственное эмоциональное состояние в процессе слушания или чтения произведения. Учу находить средства выражения авторской позиции, стараюсь создать атмосферу непринужденного разговора, в котором равноправно участвуют и автор произведения, и учитель, и ученики.
Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико-грамматические, психологические и ритмические – при чтении стихотворения), делать логическое ударение, находить нужную информацию, читать достаточно громко и внятно.
Подготовка к выразительному чтению произведения – это, прежде всего, процесс поиска верной интонации чтения (поиска нужного темпа, силы и мелодики речи), а также неязыковых средств – жеста и мимики. Умелому использованию интонационно-звуковых средств выразительности и нужно учить.
Умение передать интонационную выразительность речи – одно из активных форм творческой деятельности, которой следует уделить особое внимание, как на уроках, так и во внеурочное время, что позволит приобщить детей к чтению, помочь им понять, увидеть богатство и красоту русского языка.
Я хочу описать несколько основных заданий и упражнений на развитие читательского навыка, которые применяю на уроках литературного чтения:
• Прочитай и дополни слова
Ба-бу-бы на дворе стоят столбы
До-ду-да гудят …..
Са-са-са в лесу бегает …..
• Соедини стрелками пословицы в левой части с половинкой в правой.
• Прочитай скороговорку
• Найди зверей, которые спрятались среди букв
ФЫВАПРЕНОТМ, ЯЧСМЕДВЕДЬ, ЭЖДВОРОНАПА,КЕНРОМЫШИ
• Отгадай ребусы
• Пословицы и поговорки
• Загадки
Изучая и разрабатывая систему упражнений на развитие читательского навыка и выразительности устной речи на уроках литературного чтения, я убедилась в том, что при применении ее на практике у учащихся появляется интерес к чтению, стремление самим знать наизусть, умение читать выразительно; соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться.
Так ли это, проведем опыт и убедимся в этом.
Проводится опыт.
Берётся 2 одинаковые непрозрачные ёмкости, наполненные землёй. В одной из ёмкости, под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающее всю поверхность (детям об этом не известно).
-Скажите, одинаковые ли эти горшочки? (Да)
-Как вы думаете, что должно произойти, если полить воду? (Земля впитает воду)
Детям предлагается налить одинаковое количество воды в ёмкости.
-Что произошло в первом горшочке? (3емля впитала воду)
-Почему вода осталась во второй ёмкости на поверхности? (Ответы детей)
-Может ей что - то мешает просочиться внутрь? (Раскапывается земля, дети видят стекло)
Дети высказывают свои мнения.