Предмет: изобразительное искусство
Класс: 4
Учебник: Н.И. Сокольникова «Изобразительное искусство» (УМК «Планета Знаний»)
Тема: Пейзаж. Красота природы в разное время суток.
Вид урока: комбинированный урок
Цель: создать условия для развития у учащихся умений грамотно вести самостоятельную работу над живописным пейзажем.
Задачи:
Образовательные: закрепить понятие о пейзаже как жанре изобразительного искусства и его особенностях; научить осознанно выбирать цветовую гамму в зависимости от замысла картины;
Развивающие: сформировать наблюдательность у учащихся и эстетическое отношение к окружающему миру; развить художественный вкус, творческое воображение и фантазию;
Воспитательные:воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Планируемые результаты:
Предметные: развитие творческих способностей, наблюдательности и способности к сопереживанию;
Личностные: формирование мотивации к изучению данной темы, умения проводить самооценку; развитие эстетического сознания через активную творческую деятельность;
Метапредметные:
познавательные — формирование кругозора в области изобразительного искусства и опыта творческого освоения окружающего мира;
Регулятивные — формирование умения самостоятельно решать творческую задачу,участвовать в обсуждении, выражать и аргументировать свою точку зрения; развитие умений адекватной самооценки;
Коммуникативные — формирование умений строить диалог, навыков оценочных суждений;
Личностные — проявление эмоциональной отзывчивости; аргументированно оценивать свои работы и работы других учащихся.
Основные понятия: пейзаж, вид пейзажа, цветовая гамма, палитра.
Оборудование:
Для учащихся: альбом, гуашь, кисти, банка-непроливайка, салфетка, тряпочка, палитра.
Для учителя: репродукции картин — И. Левитана «Последние лучи. Озеро», «Сумерки», А. Куинджи «Дарьялское ущелье» и др., презентация, карточки с заданиями, отрывок «Утро» из сюиты Э. Грига «Пер Гюнт».
План-конспект урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на урок я пришла с отличным настроением. Как вы думаете почему? (ответы учащихся)
Да, все что вы сказали верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит — весна пришла, и нашей с вами встрече я рада. Пусть этот день принесет вам радость общения и отличное весеннее настроение!
Постановка цели. Мотивация.
- Начнем наш урок со стихотворения:
Если видишь на картине
Нарисована река
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш.
Обязательно картина называется …...? (пейзаж)
Актуализация знаний
(учащиеся делятся на 4 группы и выполняют задания: обсуждают, разбирают варианты)
Какая группа хочет выступить?
Видов пейзажа много — это и морской пейзаж, горный, сельский и т. д. Все они открывают нам неисчерпаемое многообразие природы, ее красоту и богатство.
Первичное усвоение
1) - Природа и красота - часто очень трудно отделить эти слова друг от друга. И не случайно многие художники, писатели, поэты и музыканты посвящали природе свои восторженные произведения.
- Вот как описал красоту природы один из известных композиторов Эдвард Григ. (звучит отрывок «Утро» из сюиты Э. Грига «Пер Гюнт») Запишите пожалуйста ассоциации, которые у вас возникли при прослушивании. (учащиеся работают в парах)
- Кто хочет рассказать какое чувство вызвало это произведение? В каком состоянии природа? Какое время суток описал композитор? А вы какими бы словами описали восход солнца? А закат? (прослушивание ответов)
2) — А теперь давайте посмотрим как изобразили красоту утренней и вечерней природы художники. Перед вами картины И.Левитана «Последние лучи. Озеро», «Сумерки», А.Куинджи «Дарьялское ущелье» и т. д. (просмотр картин)
Каким образом художники могут выразить свои эмоции?
Конечно, используя разную цветовую гамму (анализ картин). Что они передают, какие эмоции вызывают?
Физминутка
- Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же самое, но другой рукой.
Упражнение «Пишем носом». Закрываем глаза, обрисовываем носом в воздухе разные фигуры — 8, а, круг …..
Первичное закрепление
- А теперь попробуем нарисовать восход солнца. (учитель включает отрывок «Утро» из сюиты Э. Грига «Пер Гюнт»). Закройте глаза, расслабьтесь. Мысленно перенесемся в волшебный лес. Полюбуемся первыми лучами солнца, яркими красками восхода. Представьте себе, как чуть шелестит ветерок в листве, как блестит роса на траве; как просыпаются с пением птицы; как солнце поднимается все выше и выше, и освещает все вокруг.
- Открыли глаза и начинаем работать (учащиеся работают над пейзажем по представлению).
Итоги урока, рефлексия.
Молодцы! Давайте повесим наши картины, сделаем мини-выставку (анализ работ)
У вас на партах лежат листы. Обведите на нем свою левую руку и на каждом пальце напишите - …
- Мне понравилось (не понравилось)
- Было легко (трудно)
- На уроке я старался (недостаточно старался)