СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 7 классе «Механическое движение».

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Механическое движение. Путь. Траектория. Равномерное и неравномерное движение. Поступательное движение. Материальная точка. Относительность движения. Знать смысл понятий «механическое движение», «равномерное движение», «неравномерное движение», «поступательное движение», «материальная точка», «траектория», смысл физической величины«путь»; Уметь приводить примеры равномерного и неравномерного движения, относительности движения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 7 классе «Механическое движение».»

Тема. Механическое движение.

Цели:

образовательные:

сформировать знания о понятиях «механическое движение», «равномерное движение», «неравномерное движение», «поступательное движение», «материальная точка», «траектория», о смысле физической величины «путь»;

сформировать представление об относительности механического движения

воспитательная:

прививать стремление к овладению новыми знаниями;

развивающая:

развивать мыслительные навыки учащихся.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, видеофрагменты.


Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Мотивация учебной деятельности.

Я обращусь к вам с вопросом: «Вы в данный момент движетесь или находитесь в покое?»

Кто считает, что вы движетесь поднимите руки.

А кто считает, что находитесь в покое?

Мы видим, что мнения разделились. Необходимо выяснить, что собой представляет движение.


III. Сообщение темы урока.

(записали в тетрадь тему урока)



IV. Изучение нового материала.

Самый простой вид движения- механическое движение.

(Записали в тетрадь)

Механическое движение.

Механическим движением тела называют изменение его положения в пространстве относительно других тел с течением времени.

Примеров механического движения в окружающем нас мире много: едет машина, летит самолёт, плывут облака по небу, набегают волны на берег...

Слайд.


Изменяется ли по отношению к столу, к стенам класса наше положение в данный момент?

Следовательно, относительно стола и стен мы не движемся.

Но в тоже самое время, вместе с Землей мы изменяем наше положение относительно Солнца.

Следовательно, относительно Солнца мы движемся.





Слайд.

Приведите примеры относительности движения (по слайду).

Относительно друг друга и паровоза вагончики не движутся.

Относительно деревьев, железнодорожного полотна, птиц, облаков вагончики и паровоз движутся.

Двигаясь с течением времени из одной точки в другую, тело описывает некоторую линию.


Траектория- это линия, по которой движется тело.


(Записали в тетрадь)

Траектория.

Линия может быть видимой (некоторое время виден след за сверхзвуковым самолетом, за лыжником на снегу, за ручкой на тетрадном листе, за мелом на школьной доске), может быть невидимой (во время полета птиц, при езде велосипедиста).

Слайд.


Траектория может быть прямой линией, может быть кривой линией.

В зависимости от формы траектории механические движения делятся на прямолинейные (траектория- прямая линия) и криволинейные (траектория -кривая линия).



Слайд.

Если измерить длину этой линии, то получим физическую величину- пройденный путь.

(Записали в тетрадь)

Пройденный путь.

Пройденный путь- длина траектории.

Слайд.


Физические величины обозначают с помощью символов.

(Записали в тетрадь)

S - путь.

Приведите примеры пройденных телами путей.

Обратите внимание вы не только называете числовое значение, но указываете единицу измерения пути: метры, километры и так далее.


Физическая величина имеет числовое значение и единицу измерения.

Чтобы не было путаницы в единицах измерения величин принята единая система единиц- СИ (Система Интернациональная).


(Записали в тетрадь)

[S] = м в СИ.


Все величины делятся на скалярные, не имеющие направление, и векторные, имеющие направление.


(Записали в тетрадь)

Путь- скалярная величина.


Физкультминутка.

Покажите: плывут облака, бегут волны, раскачиваются ветки деревьев, падают капли дождя.




Слайд.

Движение, при котором тело за любые равные промежутки времени проходит одинаковые пути называют равномерным.

Равномерное движение встречается очень редко. Почти равномерно движется Земля вокруг Солнца.


(Видеофрагмент «Равномерное движение» (53с)

https://www.youtube.com/watch?v=5JEa6sqeUfw)


Более распространенный вид движения- неравномерное движение. Это движение, при котором тело за равные промежутки времени проходит разные пути.

Автомобиль движется то быстрее, то медленнее, проходя за одинаковые промежутки времени разные пути.


Если все части тела движутся одинаково, то такое движение называется поступательным.

Автомобиль совершает по дороге поступательное движение (за исключением колес: колёса совершают вращательное движение).


(Записали в тетрадь)

Поступательное движение.


Всякое тело имеет определенные размеры. Различные части тела находятся в разных местах пространства. Однако, во многих случаях нет необходимости указывать положения отдельных частей тела. Данное тело можно считать материальной точкой, если его размеры малы по сравнению с расстоянием, которое оно проходит.

(Записали в тетрадь)

Материальная точка.

Тело, размерами которого в данных условиях можно пренебречь, называется материальной точкой.


Изучая движение планет вокруг Солнца, их можно принять за материальные точки.

Слайд.


Космический корабль при наблюдении его с Земли можно рассматривать как материальную точку. Но космонавт, находящийся в корабле, считать его материальной точкой не может.


Можно ли считать муху материальной точкой? А слона?

(Не имеет значение маленькое это тело или большое. Главное- условия, в которых рассматриваем движение тел).


(Записали в тетрадь)

Тело отсчета.

Тело отсчета - это тело, относительно которого рассматривают положение данного тела.

Им может быть любое тело: дом, дерево и так далее. Но чаще всего за тело отсчета принимают Землю.


Слайд.

Траектория зависит от выбора тела отсчета. Если в безветренную погоду из окна вагона поезда наблюдать за дождём, то видно, что капли оставляют на оконных стёклах неподвижного поезда вертикальные следы, а на стёклах движущегося поезда - наклонные.

(Записали в тетрадь)

Траектория и путь- относительны.

Слайд.

V. Закрепление изученного материала.


Видеофрагмент «Механическое движение» 7 класс (3.38).

https://www.youtube.com/watch?v=d38-rlmvetw


Вопросы для обсуждения.


«Продолжите...»

  1. Когда мы говорим о движении тела, то всегда имеем в виду, что оно изменяет положение... (относительно других тел).

  2. Если положение автомобиля меняется относительно других тел, то говорят, что он... (движется относительно этих тел).

  3. Если положение автомобиля не меняется относительно других тел, то говорят, что он... (покоится относительно этих тел).

  4. Тело, относительно которого рассматривают положение данного тела... (тело отсчета).

  5. Примеры механического движения...

  6. Тело движется по некоторой линии, которую называют... (траекторией движения тела).

  7. Траектория может быть... (видимой и невидимой).

  8. Траектория по форме может быть... (прямой и кривой).

  9. Длина траектории - это физическая величина... (пройденный путь).

  10. Движение, при котором тело за любые равные промежутки времени проходит одинаковые пути называют...(равномерным).

  11. Движение, при котором тело за равные промежутки времени проходит разные пути называют...(неравномерным).

  12. Тело, размерами которого в данных условиях можно пренебречь, называется... (материальной точкой).



VI. Домашнее задание.

§4; экс. задание 4.1; инд. задание 4.2.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!