СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Механическое движение" 7 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Механическое движение". К конспекту прилагается презентация.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Механическое движение" 7 класс»

«Механическое движение» 7 класс


Продолжительность урока – 45 минут.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока: сформировать представления о механическом движении и его относительности, траектории, пути и времени движения, охарактеризовать равномерное и неравномерное движение тела, содействовать развитию речи, мышления, познавательных навыков; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза; развивать умения сравнивать и классифицировать.

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: Обеспечить усвоение понятий «механическое движение», «траектория», «путь», «время движения», формирование умений работать самостоятельно, в группах, с приборами. Делать выводы.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: Формирование научного мировозрения: материальность мира и его познаваемость, выяснение причинно-следственных связей явлений. Формировать положительную мотивацию к учению, коммуникативные умения; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности.

РАЗВИВАЮЩАЯ: Содействовать развитию воли и настойчивости в обучении, посредством решения проблемных задач. Для развития самостоятельности личности, формирования умений преодолевать трудности в учении, предусмотреть в ходе урока следующие виды самостоятельной учебной деятельности: индивидуальную, групповую и коллективную.

Эпиграф:

Движенья нет,- сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить,

Сильнее бы не мог он возразить.

Хвалили все ответ замысловатый.

А.С.Пушкин «Движение»

Методы обучения:

  1. Объяснительно – иллюстративный;

  2. Проблемного обучения (частично – поисковый или эвристический).


Средства, обеспечивающие активизацию учебно–познавательной деятельности учащихся:

  1. Информационно-коммуникативные технологии. При этом компьютер – это средство: активизация внимания на начальном этапе урока, рационального использования времени.

  2. Проблемное обучение.

  3. Опорный конспект для ведения записей позволяет рационально использовать учебное время.

Материально-техническое оснащение урока:

  1. Компьютер;

  2. Мультимедийный проектор;

  3. Приборы и материалы: DVD-записи мультфильмов, рисунки движущихся тел и траектории тел, игрушечный грузовик, человечек.

ПУТИ И СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ: Опорный конспект (ОК), групповые задания (по карточкам и оборудование для каждой группы), индивидуальные задания (в конверте №1 ), беседа, выдвижение проблемы, анкета, презентация.


ОБОРУДОВАНИЕ: грузовик инерционный, человечек игрушечный, маркеры (2 шт), листы бумаги белые и цветные, штатив, юла, машинка, воронка с манкой, кисть широкая, раствор NaOH.


ДЕМОНСТРАЦИИ: относительность движения; эксперименты в группах (определение вида траектории движения различных тел)


ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:

Умение работать с приборами, в группах и самостоятельно. Умение делать выводы, анализировать, составлять ОК.


ПЛАН УРОКА:

  1. Организационный момент – 1 мин.

  2. Вводная беседа (выдвижение проблемы) – 7 мин.

  3. Работа в группах – 7 мин

  4. Составление ОК – 10 мин.

  5. Закрепление – 8 мин.

  6. «Выставление оценок», выводы – 2 мин.

  7. Рефлексия- 6

  8. Домашнее задание – 1мин.


Ход урока

1. Введение.

- Здравствуйте. Садитесь, пожалуйста.

Любой человек, не взирая на возраст, любит путешествовать. Вот и мы сегодня отправимся в путешествие по стране «Физике». (на слайде №1 древо страны «Физики», но маршрут не определен). Сопровождать  Вас буду я, зовут меня Лариса Николаевна. Так как любому путешественнику нужна карта, то у нас она тоже должна быть, но так как наше путешествие необычное, то и карта у нас будет необычная. Состоять она будет из двух частей: путевых дневников и карты настроения. Ваша рабочая тетрадь, а у меня экран- это путевые дневники. А карту (слайд №2, щелчок) настроения мы сейчас с вами начнем создавать.

(Чистые альбомные листы на каждого ребенка, с другой стороны анкета). Возьмите ручку или карандаш и на выданных вам листах, обведите свою ладонь. Молодцы, это и будет карта нашего настроения. Отложите ее, пока, в сторону.

Итак, отправляемся в путь по стране Физике. ( слайд №3 с картой страны Физики). Но страна такая огромная, куда же мы отправимся? Какова цель нашего путешествия? Давайте, определим ее все вместе. Для этого очень внимательно посмотрите на экран. (Слайд №4- На экране воспроизводятся различные виды движения- монтированный фильм).

-Что мы видим на экране?

Вот идет самолет на посадку,

Пассажиры по трапу спускаются

А сейчас на экране мы видим

Как кольца Сатурна вращаются.

Катер быстрый летит по стремнинам,

По лугам заливным, глади озера.

Грациозна всегда балерина,

Движенья красивы и точны.

Эпизоды, конечно, все разные,

Но одним словом они связаны.

Каким? Как вы думаете, что объединяет все показанные фрагменты?

- Верно, во всех фрагментах мы видим движение тел. Молодцы, вы были очень внимательны. А кто-нибудь уже догадался, о чем сегодня на уроке мы поведем разговор? Правильно о движении. лайд №5).

Но, чтобы наше путешествие было не только интересным, но и полезным, давайте поговорим не просто о движении, а о - механическом движении. Итак, определяем маршрут нашего путешествия. (Слайд №6)

Наше путешествие началось, а в путевых дневниках еще нет ни одной записи. Исправим это. Запишем сегодняшнее число и тему нашего путешествия. (Слайд №7.)

23.10.08.

Механическое движение.

2. Актуализация знаний. Выдвижение проблемы.

Чтобы узнать о механическом движении, мы с вами должны найти ответы на следующие вопросы: (Слайд №8)

1. Что такое механическое движение?

2. Какие тела могут совершать механическое движение?

3. В чем заключается относительность движения?

4. Какие понятия описывают механическое движение?

5. Как они взаимосвязаны между собой?


3. Формулировка целей урока.

Ответы на эти вопросы и будут являться целью нашего путешествия.

А девизом путешествия будут слова Плутарха (Слайд №9)

Движение – кладовая жизни.

4. Изучение нового материала.

Давайте обратимся к видеофрагменту. Будьте очень внимательны. (Слайд №10- Демонстрирую фрагмент движения автомобиля в городе, затем вернулась карта). Что меняется при движении автомобиля? А как происходит это мгновенно или в течение некоторого времени? (Ученики рассуждают о том, как изменялось положение автомобиля, сменялись пейзажи вокруг него, в течение некоторого времени, я подвожу их к формулировке определения механического движения).

Механическое движение – это изменение положения тела с течением времени относительно других тел.(Слайд №11). Занесем его в путевые дневники.

Посмотрите на демонстрационный стол. На нём находится игрушечный грузовик, а в грузовике человечек. Выполним эксперимент. (Я привожу грузовик в движение). Скажите, пожалуйста, грузовик движется? (Да) А как вы это определили? (Он находился вначале слева от меня, а потом стал справа, значит он двигался) А движется ли человечек? (Высказываются разные мнения.)

Так кто же из нас прав? Правы все. Человечек движется вместе с грузовиком, но не движется в кузове грузовика, т.е. одно и тоже тело может одновременно находиться в движении и в состоянии покоя, относительно выбранного тела. Поэтому, если задается вопрос, движется ли тело, то мы всегда должны уточнять относительно чего. (Слайд № 12- Движение относительно, записываем это в тетради) . На слайде трамвайчик отработать!

Сейчас я предлагаю каждому из вас, определить в разных ситуациях, относительно каких тел вы совершаете движение и относительно каких находитесь в покое.

Задания находятся в конверте с №1. Откройте его. На выполнение отводится 3 минуты. Результаты занесите в путевые дневники. Образец оформления результатов на экране. (Слайд №13). У меня описана следующая ситуация: Вы едите на велосипеде. Я нахожусь в покое относительно:……, а в движении относительно…..

( В конверте №1:Вы сидите в вагоне поезда; Вы стоите на эскалаторе метро; Вы летите в самолете; Вы сидите в маршрутном такси)

Итак, проверяем выполнение задания. Поднимите руки те, у кого было задание : вы сидите в вагоне поезда. Пожалуйста ваш ответ. Они читают фразу и объясняют свой ответ). Оцените правильность ответа. Может быть у кого то есть свой вариант ответа, на данный вопрос? Спасибо. и т.д., пока все не ответят.

Изменяя свое положение в пространстве, переходя из одного места в другое, тело движется по некоторой линии.

Давайте, посмотрим, какими бывают эти линии. Для этого вы объединяетесь в группы по 4 человека, как сидите. У вас на столах находится конверт с №2 и приборы, в конвертах даны подробные инструкции, для проведения эксперимента. Откройте конверты, внимательно прочтите задания. Через 7 минут, представитель каждой группы, прикрепляет результаты эксперимента на доску. Приступаем к выполнению заданий, если у кого-то возникнут вопросы, я помогу вам.

(Содержимое конвертов №2:

1 группа: На столе – машинка, маркер и лист белой бумаги. Замажьте одно из колес автомобиля маркером, заведите инерционную машинку и пусть она катится по бумаге, оставляя за собой след. Опишите, полученную линию, какая она. Приведите примеры из жизни, какие предметы, оставляют подобную линию? Допишите 1-2 примера на листе (Прямая линия)

2 группа: Вам дана усовершенствованная юла. Подложите под нее чистый лист бумаги и приведите ее в движение так, чтобы она оставила на листе бумаги след. Опишите, полученную линию, какая она. Приведите примеры из жизни, какие предметы, оставляют подобную линию. Допишите 1-2 примера на листе.(Круговая линия).

3 группа: Вам дан волшебный лист бумаги. Поработайте волшебниками. Обмакните кисть в выданный вам раствор и мокрой кистью с раствором покройте весь лист («закрасьте» его). Опишите, полученную линию, какая она. Приведите примеры из жизни, какие предметы, оставляют подобную линию. Допишите 1-2 примера на листе (Ломаная линия).

4 группа: Перед вами установка: штатив с воронкой, банка с манкой, черный лист бумаги, мел. Положите под воронку лист бумаги. Отклоните воронку и насыпьте в нее манку, закрыв при этом нижнее отверстие, затем уберите палец и отпустите воронку. Опишите, полученную линию, какая она. Приведите примеры из жизни, какие предметы, оставляют подобную линию. Обведите линию мелом. Допишите 1-2 примера на листе (Ломаная линия)

5 группа: Вам даны: лист белой бумаги и пластилиновый шар. Положите шар на лист и плотно прижмите. С усилием прокатите шар по листу бумаги. Опишите, полученную линию, какая она. Приведите примеры из жизни, какие предметы, оставляют подобную линию. Допишите 1-2 примера на листе (Ломаная линия)


Внимание. Ваше время вышло. Представитель первой команды прикрепите

результаты эксперимента на доску, опишите что вы получили и приведите примеры на движение тел по данной линии, все остальные команды слушают и добавляют свои примеры. (выходят по одному, прикрепляют линии и приводят свои примеры). Спасибо. Очень хорошо.

-Что мы с вами видим на доске? Различные линии.

-А что происходило с телами, когда они описывали данные линии? Тела двигались.

Объедините два данных ответа. Значит, какие линии мы видим на доске? Линии по которым двигались тела. (на экране различные тела совершают разные по своему виду траектории)

- Верно. Такие линии называются траектории.

(Слайд № 14- . Траектория- это линия по которой движется тело.)

-Не забудьте внести данное определение в путевые дневники.

Все траектории, полученные вами экспериментально, отличаются друг от друга по своему виду.

Давайте дадим названия видам, полученных траекторий.

(Слайд №14, щелчок- Виды траекторий: прямая, круговая, ломаная).И все данные траектории являются видимыми.

А теперь я попрошу вас встать и вы мы все вместе выполним несколько упражнений.

  • сделаем два шага вперед и затем два шага назад. Какую траекторию мы описали (прямая);

  • поднимите руки над головой и очертите ими круг. А в этом случае какая траектория у нас получилась? (круговая),

  • сделайте шаг вперед, затем вправо и влево. А в этой ситуации как мы с вами двигались? (По ломаной).

А теперь тихонечко сели. И внимание на экран.

определить виды траекторий в данном фрагменте. (Слайд №15- круговая, ломаная, прямая, ломаная, видимая)

А все ли тела, в данном фрагменте, при движении оставляли след? Нет.

Такие траектории называются невидимые.

- Ну что ж, наше путешествие продолжается. Мы вместе прошли уже довольно длинный путь. Кстати, а что такое путь? (Учащиеся вспоминают из уроков математики, что такое путь, а я уточняю, что путь - это длина траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени)

(Слайд №16- Путь - это длина траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени).

- Вспомните, а какой буквой обозначается путь? Буквой S.

(Слайд №17)

-В каких единицах измеряется путь? В мм, см, дм, м, км.

(Слайд №17, щелчок)

1 мм= 0,001м

1 см= 0,01 м

1 дм=0,1 м

1 км= 1000 м.

-Что вы заметили, в записанных единицах измерения?

Что все они переводятся в метры.

-Верно. Это происходит потому, что метр является основной единицей пути в Международной системе (СИ)

.5. Заключение.

Говорят, что «Если ты сегодня узнал, что-то новое, значит день прожит не зря». А мы с вами не зря пошли в путешествие? Нет.

Быстро пробежал урок.
Давайте подведём итог.
Весь урок мы говорили,

Эксперименты проводили,
Многое мы изучили,

И ни о чем не позабыли.

Сейчас в тетради посмотрите

И наш урок восстановите.

Тогда сумеете на 5

Вы эту тему рассказать.

(ученики по вопросам восстанавливают тему урока.-Слайд №18)

Спасибо. Очень хорошо.

-А теперь, используя понятия, полученные на сегодняшнем уроке, опишите слайд. (Слайд № 19)

- А как измерить длину пути по криволинейной траектории?

Такой эксперимент, вы можете провести сами и это будет ваше домашнее задание. Откройте дневники и запишите домашнее задание. (Слайд №20). А помогут вам в этом параграфы §13, упр. 3 (письменно)- учебник Перышкина А.В. и параграф № 5, вопросы после параграфа- учебник Громова С.В.

Время – также важная характеристика движения. Сейчас время нашего путешествия подходит к концу. Путевые дневники заполнены и мы приступаем к заполнению наших карт настроения.

Возьмите их в руки. На заполнение карты настроения вам отводится 3 минуты. Вспомните наше путешествие и ответьте на 5 вопросов анкеты (по количеству пальцев на руке), прикрепляя цветные кружочки начиная с мизинца (1 вопрос) и заканчивая большим пальцем (5 вопрос). (Слайд №21- анкета)

В середине ладони оцените цветным кружочком свое настроение на уроке. Передайте карты настроения на первую парту своего ряда.

А теперь поработаем практически. Выразите в метрах следующие расстояния: 7,8 км= 7800 м 3 см= 0, 03 м 9 мм= 0,009 м 6 дм= 0,6м

15 см= 0, 15 м 2 км= 2000 м 40 мм= 0,04 м 5 см= 0,05м

35 км= 35000 м 2 мм= 0, 002м.

Спасибо вам. В сегодняшнем путешествии мы были единой командой. Мне очень понравилось работать с вами. (Слайд № 22- на экране карта страны Физики и по ней идет человек).И пусть мы не решили всех вопросов механического движения, но ведь и наше путешествие по дорогам физики не заканчивается! Нас ждут новые путешествия.(слайд №23 ????) В добрый путь!





Выразите в метрах следующие расстояния:

7,8 км=

3 см=

9 мм=

6 дм=

15 см=

2 км=

40 мм=

5 см=

35 км=

2 мм=



Выразите в метрах следующие расстояния:

7,8 км=

3 см=

9 мм=

6 дм=

15 см=

2 км=

40 мм=

5 см=

35 км=

2 мм=




Выразите в метрах следующие расстояния:

7,8 км=

3 см=

9 мм=

6 дм=

15 см=

2 км=

40 мм=

5 см=

35 км=

2 мм=









Вы сидите в вагоне поезда. Определить относительно каких тел вы совершаете движение и относительно, каких тел вы находитесь в покое.


Вы стоите на эскалаторе метро. Определить относительно каких тел вы совершаете движение и относительно, каких тел вы находитесь в покое.


Вы летите в самолете. Определить относительно каких тел вы совершаете движение и относительно, каких тел вы находитесь в покое.


Вы сидите в маршрутном такси. Определить относительно каких тел вы совершаете движение и относительно, каких тел вы находитесь в покое.


На столе – машинка, маркер и лист белой бумаги. Замажьте одно из колес автомобиля маркером, заведите инерционную машинку и пусть она катится по бумаге, оставляя за собой след. Опишите, полученную линию, какая она. Приведите примеры из жизни, какие предметы, оставляют подобную линию? Допишите 1-2 примера на листе.



Вам дана усовершенствованная юла. Подложите под нее чистый лист бумаги и приведите ее в движение так, чтобы она оставила на листе бумаги след. Опишите, полученную линию, какая она. Приведите примеры из жизни, какие предметы, оставляют подобную линию. Допишите 1-2 примера на листе



Вам дан волшебный лист бумаги. Поработайте волшебниками. Обмакните кисть в выданный вам раствор и мокрой кистью с раствором покройте весь лист («закрасьте» его). Опишите, полученную линию, какая она. Приведите примеры из жизни, какие предметы, оставляют подобную линию. Допишите 1-2 примера на листе.



Перед вами установка: штатив с воронкой, банка с манкой, черный лист бумаги, мел. Положите под воронку лист бумаги. Отклоните воронку и насыпьте в нее манку, закрыв при этом нижнее отверстие, затем уберите палец и отпустите воронку. Опишите, полученную линию, какая она. Приведите примеры из жизни, какие предметы, оставляют подобную линию. Обведите линию мелом. Допишите 1-2 примера на листе.



Вам даны: лист белой бумаги и пластилиновый шар. Положите шар на лист и плотно прижмите. С усилием прокатите шар по листу бумаги. Опишите, полученную линию, какая она. Приведите примеры из жизни, какие предметы, оставляют подобную линию. Допишите 1-2 примера на листе.

  1. Нравится ли вам предмет физика?

  • Очень- красный кружок;

  • Нравится- зеленый кружок;

  • Не нравится- желтый кружок.


  1. Хотите ли бы вы посещать факультатив или физический кружок?

  • Да хочу- красный кружок;

  • Не хочу- зеленый кружок;

  • Я еще не решил- желтый кружок


  1. Хотели бы вы принимать участие во внеклассной работе по физике? (готовить интересные сообщения, проводить эксперименты, мастерить приборы и т.д.)

  • Да хочу- красный кружок;

  • Не хочу- зеленый кружок;

  • Я еще не решил- желтый кружок


  1. Понравился ли вам сегодня урок?

  • Очень понравился, было интересно- красный кружок;

  • Понравился- зеленый кружок;

  • Не понравился- желтый кружок.


  1. Хотели бы вы принять участие в подготовке и проведении следующего урока в качестве помощника, лаборанта, консультанта?

  • Да хочу- красный кружок;

  • Не хочу- зеленый кружок;

  • Я еще не решил- желтый кружок

Внимательно прочтите и оцените свое настроение на уроке, прикрепив цветной кружок на середину нарисованной ладони:


  • Красный- я чувствовал себя в начале урока скованно, боялся, но потом успокоился, чувствовал себя на уроке свободно, раскованно, не боялся нового учителя, все понял и успел записать.


  • Зеленый - я чувствовал себя в начале урока скованно, боялся и это состояние осталось до конца урока. Понял все, но часть не успел записать. Учителя не боялся, отвечал на уроке.


  • Желтый- я чувствовал себя в начале урока скованно, боялся и это состояние осталось до конца урока. Понял не все и часть не успел записать. Учителя не боялся, но на уроке не отвечал.



  • Черный- я чувствовал себя в начале урока скованно, боялся и это состояние осталось до конца урока. Не понял ничего и не успел записать. Учителя боялся, не отвечал на уроке.





13