СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Виды предложений по цели высказывания и интонации".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выбор темы урока оправдан тем, что она одна из трудных  тем русского языка, на основе которой осуществляется межпредметная связь с          литературным чтением    и развитием речи. эта тема необходима для выполнения ВПР в 4 классе.        

 

Просмотр содержимого документа
«Виды предложений»

Учебное занятие.


Учитель начальных классов. Сарапульцева Ирина Александровна.

ОУ. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Курагинская СОШ № 3

Предмет: русский язык

Класс. 2 класс

УМК «Гармония».

Тема. «Виды предложений по цели высказывания и интонации».

Тип урока. Обобщение и закрепление знаний (комбинированное учебное занятие).

Цель. Умение классифицироватьпредложения по цели высказывания и по интонации (эмоциональной окраске).

Задачи: 1. Фомировать умение осознанно использовать предложения разных видов в своей речи (познавательные УУД).

2. Учить управлять своим голосом, понимать выражения разных чувств (радость, страх, удивление и т.д.).

3. Учить в рамках побудительного предложения разграничивать требование, просьбу, совет, предложение.

4. Развивать коммуникативные УУД.

Оборудование. Учебник, рабочая тетрадь, карточки с видами предложений,

карточки с видами побудительного предложения, таблицы для индивидуальной работы, карточки для работы в паре (тест-диалог), схемы предложений, интерактивная доска с предложениями.

Роль учителя на уроке. Учитель-консультант.

Ход учебного занятия.


  1. Психологический настрой.

- Когда-то очень-очень давно древние люди задумались над тем, как же передавать свои мысли, чтобы тебя поняли. Сегодня к нам в гости пришли учителя, которые привели первобытного человека, но вы его не увидите, т.к. он пугливый и не показывается на глаза, но внимательно будет вас слушать и запоминать, чтобы научить своё племя разговаривать правильно. А ещё ваша задача не только на этом уроке, но и на протяжении всей вашей жизни общаться на культурном человеческом языке и не превратиться в того далёкого предка.

    1. Постановка проблемной ситуации и цели на урок.

- Чему надо научиться, чтобы правильно говорить? (Правильно строить предложения.)

- Поставьте цель. Чему хотите научиться на уроке?

(Уметь отличать виды предложений по цели высказывания и по интонации. Правильно применять эти предложения в жизни.)

- Подумайте, какие способы действия мы применим, чтобы научиться правильной речи? (работа в парах, группе)

    1. Беседа но ранее изученному материалу.

  • Чтобы выражать свои мысли и чувства, узнавать о мыслях и чувствах других людей, мы строим ... (предложения). Они бывают разные в зависимости от того, ЗАЧЕМ мы говорим и КАК говорим.

  • Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные.)

  • Чем они отличаются?

(Повествовательные – сообщают информацию, побудительные - побуждают к действию, вопросительные – задают вопрос, спрашивают)

    1. Закрепление и обобщение материала.


Схемы. 1. ____________ .

(на доске)

2. _____________ !

3. ____? !


  • Подумайте над вопросом: Какими по цели и интонации могут быть предложения, обозначенные схемами?

  • Что каждый из знаков говорит об интонации? (. невоскл., ! воскл.)

  • Какой знак точно подсказывает цель предложения? (?)

  • Придумайте предложение к 3-ей схеме.

  1. Работа в парах.

  • Предлагаю ситуацию. Разговор ребят перед уроками в перемену.

Составьте предложения по этим схемам, но сначала договоримся о видах 1 и 2 предложений по цели высказывания. (Побуд. или повеств.)

Вспомним «умную подсказку».

  • Как правильно строить предложение?

  1. Сначала определим. О чём скажем.

  2. Потом ЧТО скажем.

  • Запишите 3-е предложение.

3. Работа в группах.

На доске

1. Буратино, брось баловство, слушайся Карло и завтра начни ходить в школу. 2. Буратино шёл всего первый день от рождения.

3. Буратино, куда ты так спешишь?

По Л. Толстому.

  • Прочитайте про себя, потом вслух в таком порядке:

  • Повествовательное.

  • Вопросительное.

  • Побудительное.

  • Охарактеризуйте предложения по интонации.

  • Назовите побудительное предложение. Что оно выражает? Просьбу, совет, требование? (Это совет старого Сверчка)

  • Превратите его в требование. Какое оно по интонации? Что поставим в конце предложения? (!)

_4. Работа в парах. - карточки на столах

*

  • Прочитайте диалог мамы с сыном. (Н.Носов)

- Дайте характеристику предложениям по цели и интонации. Доказать.

  • Почему 2 знака? Как надо прочитать такое предложение?

  • Мамочка, не бей Мурзика!

  • Нечего его жалеть! Он не пожалел рыбку! (Повеств. или побуд.)

  • Мамочка, он не виноват!

  • А кто карася съел?

  • Это не он!

  • А кто же?

  • Это я!

  • Ты съел?

  • Нет, я его на свисток променял.

  • Как же тебе не стыдно?! Разве честно на других сваливать?!


5. Индивидуальная работа. Карточка.


Предложение

По цели

высказывания цели

По интонации

  1. Почему многие птицы улетают на юг?



  1. Как интересны сказки Пушкина !



  1. Люди, говорите добрые слова!





  1. Домашнее задание.

  • Выполнить работу по карточкам.

  1. Итоги урока.

  • Устно составьте побудительное предложение для наших гостей-учителей. Что это будет: предложение, совет, просьба, пожелание? Подумайте, какое оно будет по интонации?

  • Придумайте предложение для первобытного человека?

  • Какое оно будет по цели высказывания и интонации? Почему?

  1. Рефлексия.

- Ответьте на вопросы:

- Какие цели ставили на урок?

- Какие способы действия выбрали?

- Какой результат получили?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!