Тема: Власть и церковь. Церковный раскол.
Цели:
выяснить проблемы в отношениях между церковью и государством, определить причины и последствия церковного раскола;
развивать способность восприятия и осознания изучаемых событий;
отрабатывать навыки и умения работы с понятиями, установления причинно-следственных связей.
Оборудование: материал учебника, печатная тетрадь
Ход урока:
I - Актуализация знаний.
1.Индивидуальный опрос (работают во время беседы с остальными).
Слабые учащиеся: Тема: Формирование сословного строя.
Пункт «Первое сословие». Назови господствующее сословие. Определи, кто такие бояре, кто такие дворяне. Какие события происходят в 1649, 1682 году?
Пункт «Крестьяне». Назови и определи основные группы крестьян. Какие повинности они несли, объясни, что они собой представляли.
Сильные учащиеся: Подготовь сообщения об Аввакуме, Никоне (можно использовать материал учебника или отпечатать приложения).
2. Работа с понятиями: Назовите слои населения, которые существовали в России в XVII веке? (учащиеся перечисляют феодалы, крестьяне, капиталисты, наёмные рабочие, казачество, духовенство, городское население).
На какие две большие их можно разделить? Попробуйте это сделать.
Объясните: класс, сословие.
2. Создание картинной галереи по домашнему заданию (нарисовать представителя одного из групп населения, не подписывая). Развешивают рисунки на доске. Распределить по группам.
3. Беседа по каждой группе с отработкой понятий. Если кого-то не зарисовали, то спросить: Кого не хватает?
Проверка задания в печатной тетради по городскому населению.
II - Переход к новой теме. Какая группа населения занимала господствующее положение в обществе и являлась опорой царя? Какая организация освещала власть царя? Какие проблемы возникали между властью и церковью? Вот давайте и разберём сегодня тему: Власть и церковь. Церковный раскол, решив проблему «священство» или «царство». Назовите вопросы, которые нас должны интересовать.
III - Изучение новой темы.
1.Сообщение сильных учащихся об Аввакуме и Никоне.
Остальные слушают и заполняют таблицу (можно использовать иллюстрации учебника или оформить зрительный ряд портретов).
Протопоп Аввакум | Патриарх Никон |
| |
Назовите черты сходства и различия в деятельности.
2. Работа с учебником. Тема: Власть и церковь. Пункт «Реформа патриарха Никона».
Став патриархом, Никон проводит реформу. Почему? Когда? Найти в учебнике. Выполните задание в печатной тетради (главные причины…).
3. Рассказ учителя об обрядах и правилах до реформы и после (можно распечатать на листочках или оформить зрительный ряд). Что похожего и что различного вы увидели?
Последствия: Никон, проведя реформу, получил безграничную власть над верующими, стал выступать с идеей первенства священства над властью, что привело к недовольству царя Алексей Михайловича, которое закончилось судом над Никоном и отрешением его от патриаршества.
Как решилась проблема власти и церкви?
IV - Закрепление материала.
О каком событии, и о каком деятеле идёт речь в тексте: Новый патриарх принял решительные меры к исправлению религиозных книг, по сближению обрядов Русской Православной церкви с обрядами в других православных землях. Противники нововведений отстранялись от должностей, старые книги уничтожались.
Кто стал противником патриарха? Как называли сторонников?
Какие понятия вы должны запомнить?
V - Рефлексия.
Я удивился…
Я научился…
Мне понравилось…
Я задумался…
Я понял …
Домашнее задание & 7, задания в печатной тетради,
Приложение «Патриарх Никон». Белозерский Ферапонтов монастырь. Только в 1881 году ему разрешили перебраться в Воскресенский в миру Никита Минов - русский патриарх в 1652 - 1667 гг. Родился в семье мордовских крестьян, принял постриг в Соловецком монастыре, был священником Нижегородского уезда, затем игумен Кожеозёрского монастыря в Поморье. Фанатичная вера, решительный характер, ум, слава чу дотворца сделали его известным. Алексей Михайлович приблизил его к себе. В 1646 году Никон приехал в Москву и стал архимандритом Новоспасского монастыря, а спустя два года митрополитом новгородским. После смерти патриарха Иосифа царь способствовал тому, чтобы его преемником стал Никон. Именно на Никона Алексей Михайлович возложил проведение церковной реформы. Прежде всего вокруг царя и его духовника Стефана Вонифатьева образовался «Кружок ревнителей благочестия», куда помимо царя и Нико на входили окольничий Ф. М. Ртищев, протопоп Казанского собора Иван Неронов, дьякон Благовещенского собора Фёдор, протопоп Аввакум Петров, Никита Пустосвят. Ревнители благочестия стремились выявить и устранить появившиеся в результате многократного переписывания неточности в священных текстах. Эти мероприятия и легли в основу церковных реформ патриарха. Однако в среде «ревнителей» возникло серьёзное разногласие по вопросу о том, какими образцами пользоваться в качестве образца по переписы ванию всех церковных книг: новогреческими или древнерусскими. Никон, которого поддержал царь, пред почёл греческие. Реформа началась в 1653 году и первоначально развивалась успешно: повсеместно изы мались и переписывались книги. Никон вложил в проведение реформ все силы, все свои способности. В эти же годы влияние Никона на царя было практически неограниченным. Всесильный патриарх начал пре тендовать на усиление церковной власти. Он начал отстаивать идею преобладания духовной власти над светской. Царь, сам стремившийся к усилению личной власти, охладел к недавнему любимцу. В 1658 году между царём и гордым патриархом произошёл открытый разрыв, в результате которого Никон покинул Москву и удалился в основанный им незадолго до этого Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Восемь лет тянулось противостояние царя и патриарха. В 1666 году над Никоном начался судебный про цесс по обвинению в самовольном оставлении своего поста. Судить его приехали другие патриархи. В 1667 году с Никона был снят сан патриарха, а он сам был отправлен в ссылку в монастырь. Однако престарелый Никон умер в дороге. В том же году погиб и его главный оппонент протопоп Аввакум.
Приложение «Протопоп Аввакум»
родился около 1620 г. в селе Григорове под Нижним Новгородом. С юных лет под влиянием матери стал склонен к аскетизму. В молодости стал священником в одном из сел. Выполняя свои обязанности добросовестно, он привлек к себе многих духовных детей. Но одновременно из-за излишней ревности и строгости в обращении с верующими навлек на себя гнев местного населения - односельчане, избив, выгнали его из села. В 1646 г. Аввакум бежал в Москву, где, благодаря своей начитанности, привлек к себе покровительство царского духовника Стефана Вонифатьева. В Москве Аввакум принимал деятельное участие в кружке ревнителей благочестия. В 1652 г. был назначен протопопом в Юрьевец, но его проповеди и излишне ревностное введение некоторых преобразований снова восстановили население против него. После начала реформы Никона Аввакум и другие члены кружка С. Вонифатьева начали против нее борьбу, подавая царю челобитные. Спустя несколько месяцев он был посажен в тюрьму (за то, что отказался от службы в церкви и совершал литургии в каком-то сарае, восстанавливая верующих против Никона), а затем выслан в Тобольск. Затем он был переведен на Лену, а в 1656 г. участвовал в экспедиции А. Пашкова в Даурию, где перенес много невзгод и лишений. Всюду Аввакум проявлял несгибаемую волю борца против церковных реформ. В 1662 г. по ходатайству московских друзей был возвращен из ссылки и снова повел активную проповедь против «ереси Никоновой». В Москве он был милостиво принят многими боярами и самим Алексеем Михайловичем. Отвергнув предложенный компромисс, стал одним из лидеров старообрядческой общины. В 1664 г. был сослан в ссылку в Пустозерск. В 1666 г. в Москве был предан суду вселенских патриархов, расстрижен и предан анафеме, затем снова сослан в Пустозерск и заключен в земляную тюрьму. Но и там он продолжал свои обличения Никона и его реформы. В 1681 г., 14 апреля, за оскорбления царского дома был сожжен в срубе. После себя Аввакум оставил значительное рукописное наследие, в том числе челобитные и полемические сочинения. Истинным шедевром русской прозы является его автобиография, написанная в форме жития.
Основные различия в обрядах и правилах до и после церковной реформы XVII в.
До реформы – «староверы» (сторонники Аввакума) | После реформы (сторонники Никона) |
Крещение двумя перстами Земной поклон Двукратное пение «аллилуйя» Движение верующих в церкви вокруг алтаря по солнцу Написание имени Христа: Исус | Крещение тремя перстами Поясной поклон Троекратное пение «аллилуйя» Движение верующих в церкви вокруг алтаря против солнца Написание имени Христа: Иисус |
Индивидуальное задание
Тема: Формирование сословного строя.
Пункт «Первое сословие».
Назови господствующее сословие.
Определи, кто такие бояре, кто такие дворяне.
Какие события происходят в 1649, 1682 году?
Индивидуальное задание
Тема: Формирование сословного строя.
Пункт «Крестьяне».
Назови и определи основные группы крестьян.
Какие повинности они несли,
объясни, что они собой представляли.