ТЕМА «Вопросительные местоимения»
ЦЕЛИ УРОКА
I. Обучающие цели
1. Сформировать понятие о вопросительных местоимениях, знания об их основных морфологических и синтаксических особенностях.
2. Обеспечить формирование знаний об орфоэпических нормах употребления вопросительных местоимений.
3. Создать условия для применения полученных знаний в ходе выполнения соответствующих учебных задач.
II. Развивающие цели
1. Совершенствование умения грамотного построения диалогической речи.
2. Наращивание элементов лингвистического мышления на основе анализа межъязыковых параллелей (вопросительные местоимения в русском и английском языках).
III. Воспитывающие цели
1. Обеспечение условий для осознания важности корректного построения беседы, умения вести себя вежливо, тактично.
Формулировка темы и целей урока.
Здравствуйте дети. Что вы хотите сегодня узнать? На какие вопросы ответить? Зачем вы пришли на урок? Какие решить проблемы? Сколько вопросов возникнет у вас? Где вы найдете ответы?
О чем мы сегодня будем вести речь?
Сегодня мы знакомимся с новым разрядом местоимений - вопросительными местоимениями.
Как вы думаете, что будет целью такого знакомства?
Узнать, что такое «вопросительные местоимения», с какой целью они используются, каковы особенности их употребления в речи.
Запись даты и темы урока на доске. Учащиеся записывают в тетрадях дату и тему урока
Объяснение нового материала.
З. Зная, что местоимения ничего не называют, а лишь указывают, давайте попробуем определить, на что же указывают вопросительные местоимения. Для этого выполним следующее задание: подберите к записанным словам (СЛАЙД 1, 2) вопросы, на которые они отвечают, и определите часть речи.
Львенок - кто?
Море - что?
Зеленый - какой?
Мамин - чей?
Пятый (час) - который?
Четыре - сколько?
Вчера - когда?
За рекой - где?
Направо - куда?
Искренно - как?
Слева - откуда?
Сослепу - почему?
Назло - зачем?
Отвечают все группы, затем проверяем с помощью доски.
Все записанные вами слова и есть вопросительные местоимения. С какой же целью используются они в речи?
При помощи этих местоимений мы задаем вопросы.
На что они указывают?
Ответ формулируется с помощью учителя (ВОЗВРАЩАЕМСЯ К СЛАЙДАМ 1,2): на неизвестный предмет, признак, количество или обстоятельство, при котором совершается действие.
Поэтому, что еще можно сделать с помощью вопросительных местоимений?
Определить часть речи.
С какими же частями речи могут соотноситься вопросительные местоимения?
Они соотносятся с существительными, прилагательными, числительными и наречиями.
З. Составьте и запишите четыре предложения с вопросительными местоимениями. Подчеркните вопросительные местоимения согласно выполняемой синтаксической роли. Постарайтесь выбрать вопросительные местоимения, соотносимые с различными частями речи.
Записывают придуманные предложения, четыре ученика работают у доски.
Скажите, какие из вопросительных местоимений способны к изменению по падежам? Местоимения – существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные.
А какие из них могут изменяться и по падежам, и по числам?
Местоимения-прилагательные.
З. Просклоняйте местоимения КТО, ЧТО, СКОЛЬКО.
Учащиеся делают записи в тетрадях:
И. | кто | что | сколько |
Р. | кого | чего | скольких |
Д. | кому | чему | скольким |
В. | кого | чего | сколько (скольких) |
Т. | Кем | чем | сколькими |
П. | о ком | о чем | о скольких |
Проанализируйте запись в учебнике практики на полях стр.134. На какую особенность в произношении слова «сколько» следует обратить внимание?
З. Просклоняйте устно: сколько тетрадей, сколько яблок, сколько уроков, сколько учеников.
Два ученика по очереди склоняют данные словосочетания.
Во всех падежных формах ударение падает только на корневой гласный [О].
З. Произведите фонетический разбор местоимений КОГО и ЧЕГО.
Учащиеся производят частичный фонетический разбор, делая транскрипцию предложенных слов: [каво], [чэиво].
Какими фонетическими особенностями обладают эти местоимения?
Как и в окончаниях прилагательных, на месте буквы «Г» слышим [В].
З. Какие еще местоимения имеют такую фонетическую особенность?
Какого, которого.
Зарядка.
Мы писали и устали,
Дружно мы тихонько встали.
Раз, два – потянулись,
Три, четыре – улыбнулись,
Пять, шесть – все встряхнулись,
Семь, восемь – повернулись.
Сели, встали, встали, сели,
И друг друга не задели.
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровней!
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильней!
Закрепление изученного материала.
З. Объясните, какие ошибки допущены в данных ниже вопросах, исправьте их и запишите верный вариант (СЛАЙД 3). Местоимения подчеркните в соответствии с их ролью в предложении:
а) Чего ты делаешь?
б) Сколько время?
в) Сколько много книг ты прочитал за лето?
г) Кто там бегают?
З. Какие вопросительные местоимения должны стоять на месте пропусков? (СЛАЙД 4).
З. Представьте, что вам предстоит взять интервью у известного человека (актера, спортсмена, писателя и т. д.). Подумайте и запишите вопросы, ответы на которые вам хотелось бы услышать.
Учащиеся составляют семь-восемь вопросов для предполагаемого интервью (РАБОТА В ГРУППАХ).
Проверка и анализ работ.
Особое внимание обращается на содержательность вопросов, их оригинальность, умение задавать вопросы тактично.
Учащиеся читают получившиеся вопросы.
З. Скажите, существуют ли вопросительные местоимения в английском языке?
Давайте составим небольшую сопоставительную таблицу:
Русский язык Английский язык
Кто Who
Что What
Чей Whose
Сколько How many
Как How
Когда When
Где Where
Учащиеся записывают в тетрадях.
З. Существуют вопросительные местоимения и в большинстве других известных языков. Как вы считаете, о чем говорит такая общность различных языковых систем? Почему вопросительные местоимения, как и многие другие разряды этой части речи, представлены и в древних, мертвых языках, и в живых, существующих в наше время?
Из разрозненных ответов учащихся формулируются следующие выводы:
- Наличие вопросительных местоимений в различных языках подтверждает мысль о сходных способах мышления различных народов.
- Местоимения – древнейший класс слов, формирование которого началось в раннюю эпоху становления человечества.
Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Что было главным объектом изучения на сегодняшнем уроке?
Вопросительные местоимения.
Какими морфологическими и синтаксическими особенностями они обладают?
Изменяются (кроме местоимений-наречий) по падежам и (местоимения-прилагательные) по числам. В предложении они могут выполнять роль подлежащего, дополнения, определения, обстоятельства.
В чем заключается практическая важность умения грамотно пользоваться вопросительными местоимениями?
С их помощью можно задать любой интересующий вопрос.
В качестве домашнего задания вам нужно будет сделать следующее:
1) ознакомиться с материалом §126 учебника;
2) составить диалог в вопросно-ответной форме о недавно прочитанной книге, увиденном фильме или спортивном соревновании.
Учащиеся записывают домашнее задание.
Рефлексия. Составление синквейна. Настроение на уроке. Урок.
Правила написания синквейна.
Синквейн – это «стихотворение», состоящее из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;
3-я строка – три глагола, показывающие его действия;
4-я строка – короткое предложение, в котором отражено ваше отношение к понятию;
5-я строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
Пример
Ученики.
Разные, интересные.
Работают, стараются, познают.
Мне нравится с ними работать.
Молодцы.
На этом наш урок окончен.