СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Закон на страже природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытоо урока по обществознанию на тему "Закон на страже природы"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Закон на страже природы"»

Открытый урок по обществознанию

«Закон на страже природы»

с применением технологии проблемно-диалогического обучения в 7 классе

учителя истории и обществознания

Кугушевой Юлии Анатольевны



Цель урока: изучить законодательство об охране окружающей среды

Задачи урока:

Образовательные:

- способствовать формированию знаний о природной среде и правилах взаимоотношений с ней;

- планируется, что к окончанию урока ученики научаться называть основные нормативно-правовые акты, направленные на охрану природы;

- организовать деятельность учащихся по изучению начальному закреплению правил природопользования;

Развивающие: совершенствование умения выделять главную мысль текста, делать выводы по изученному вопросу и аргументировать их; совершенствование умения работать в группе, участвовать в дискуссии, давать оценку и высказывать суждения по изученной теме.

Воспитательные: способствовать развитию экологического сознания учащихся.

Формирование универсальных  учебных  действий (УУД):

Личностные:

- обладать мотивационной основой учебной деятельности;

- осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, ориентирование в нравственных нормах, правилах, оценках, выработка своей жизненной позиции в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные:

- способность к организации своей деятельности (контролирование);

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- адекватно воспринимать предложения и оценку  учителя, сверстника.

Познавательные:

- использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию.

Коммуникативные:

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь слушать, принимать  чужую точку зрения, отстаивать свою;

- строить речевые высказывания;

- уметь работать в группе.

Оборудование: ПК, проектор, презентация, рабочие листы





Ход урока

1. Организация класса. Эмоциональный настрой на занятие (класс заранее разделен на три группы по 5 человек).

– Здравствуйте, ребята, уважаемые члены жюри, я рада приветствовать Вас на занятии. Зовут меня Юлия Анатольевна. Будем надеяться, что этот урок принесет нам радость общения. Ребята, на уроке нужно быть активными, внимательными и конечно любознательными. (слайд 1)

2. Введение в урок. Сообщение темы и целей урока.

– Наше занятие  будет необычное. Мы будем вести с вами диалог. И чтобы глубже проникнуться темой нашего разговора посмотрим видеофрагмент. (слайд 2)

– Ребята, о чем это ролик? (Ответы детей: о негативном воздействии человека на природу).Молодцы, совершенно верно!(слайд 3)

– Как Вы верно отметили, природа нуждается в защите и именно поэтому указом Президента от 5 января 2016 года, 2017 год объявлен Годом экологии. На таких уроках как биология, география вы изучаете природу и уже наслышаны о различных экологических проблемах. Сегодня же на уроке мы рассмотрим с вами вопросы, касающиеся экологического законодательства. И поэтому тема нашего урока "Закон на страже природы". Перед каждым из вас на партах лежат рабочие листы, запишите тему урока в соответствующую строку (записывают тему урока). (слайд 4)

3.Мотивация (слайд 5)

– Ребята, обратите внимание на экран. Здесь представлено три эпиграфа. Какой из них вы считаете правильным, в каком из них содержится правильное отношение человека к природе?(выбирают эпиграф).

1. «Человек – царь Земли, на которой живет» (Ж.-Ж. Руссо).

2.Природа – кладовая, а человек в ней -  хозяин

3. Пора бы человечеству понять,

Богатства  у природы отбирая,

Что Землю тоже нужно охранять,

Она как мы – такая же живая.

– Почему именно этот эпиграф Вы выбрали?(Потому что, там написано, что природу нужно охранять, а в двух других высказываниях говорится о потребительском отношении человека к природе.) (прикрепляю на доске верный эпиграф)

– Верно, ребята,

Пора бы человечеству понять,

Богатства  у природы отбирая,

Что Землю тоже нужно охранять,

Она как мы – такая же живая

4.Создание проблемной ситуации.

– По мере своего развития человек все активнее вмешивался в природу. Человеческая деятельность начала оказывать разрушительное воздействие на природу. Отношение к ней носило агрессивно­-потребительский характер (слайды 6,7,8). и в конце концов поставило человечество перед проблемой не только самоуничтожения, но и уничтожения природы. ХХ век – стал веком экологического кризиса. Ученые даже ввели новое понятие – экоцид (массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу). На слайдах видно, как человек относился к природе.

– Как вы считаете, отношение человека к природе изменилось в XXI веке?(Ответы учащихся: изменилось, люди стали бережнее относится к природе).(слайд 9)

– Обратимся к диаграмме, представленной на слайде. Здесь представлены результаты опроса, проведенного Всеросси́йским це́нтром изучения обще́ственного мне́ния (показано, что население в ходе социологического опроса поддерживает меры улучшения экологической ситуации и готовы принять активное участие ).

– Обратите внимание, совпадает ли ваше мнение с мнением большинства людей? (да, совпадает, люди хотят всячески помогать природе)

– Что получается, ребята, люди хотят беречь природу, осознают это и всячески хотят помочь, но проблем экологических меньше не становится, и нередко мы слышим о различных экологических катастрофах.

Какое же вы видите противоречие, в связи с этим? (желания людей мало, чтобы помочь природе, нужны иные способы защиты природы)(слайд 10)

Какой возникает проблемный вопрос?

Какая деятельность нужна по охране природы?(слайд 11)

– Итак, ребята, вы определили проблемный вопрос, молодцы!(на доске прикрепляю проблемный вопрос)

– Запишите его в своих рабочих листах.

– Ребята, какие у Вас есть предположения, кто должен заниматься охраной природы? (Ответы детей: государство, люди, общественные организации)

- Ребята из первой группы считают что охраной природы должно заниматься государство, хорошо, тогда Вы займетесь поиском информации о мерах защиты окружающей среды со стороны государственных органов.

Ребята из второй группы, считают, что общественные организации тоже могут заниматься охраной окружающей среды.

А третья группа считает, что граждане тоже участвуют в охране окружающей среды.

Сегодня на уроке мы с вами должны решить важнейшую задачу и ответить на вопрос каким образом государство, общественные организации и граждане стоят на страже природы (слайд 12)

5. Открытие нового знания (слайд 13)

– У Вас на столах есть пакет документов - это статьи Конституции РФ и ФЗ "Об охране окружающей среды". С этими источниками вам предстоит сегодня работать (слайд 14)Включается музыка.

Первая группа Ваша задача определить какие меры проводит государство в целях охраны и защиты окружающей среды.

Вторая группа Вы определяете, каким образом общественные организации осуществляют природоохранительную деятельность.

Третья группа, вы выясняете, что могут делать граждане в целях охраны и защиты окружающей среды.

Выслушивание ответов групп

1-ая группа: отвечают по документу. Ребята зафиксируйте в своих рабочих листах меры, предпринимаемые государством для защиты окружающей среды.

Молодцы. А теперь перейдем от теории к практике. Решим несколько правовых задач (слайд 15). Вам будет дана конкретная ситуационная задача, которую Вы должны решить. Для этого на стр.143 (на слайде даны несколько ситуаций - нарушение закона со стороны гражданина, предприятия, браконьерство и тд).

2-ая группа: отвечают по документу. Запишите в рабочие листы меры, предпринимаемые общественными организациями.

– Ребята, а какие вы знаете общественные организации, занимающиеся охраной окружающей среды. (Гринпис, Фонд дикой природы, Международный социально-экологический союз, белона, зеленый крест, Всероссийское общество охраны природы, Центр экологической политики России, Российское экологическое движение "Зеленые")(слайд 16)

3-ая группа: отвечают по документу. Запишите в рабочие листы права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды

– Ребята, вы пока еще не состоите ни в общественных организациях, не являетесь представителями власти, но уже сейчас можете оказать посильную помощь природе. Я хочу, чтобы мы совместно с вами составили памятку "Учимся беречь природу". У вас на партах есть лепестки, напишите на них, что нужно делать, чтобы сохранить природу. А затем мы их приклеим на наш цветок. (слайд 17)

7. Итог урока. Рефлексия.

– Давайте подведем итоги нашей  работы

– Какой проблемный вопрос возник на уроке?(Какая деятельность нужна по охране природы)

– Какой вывод мы можем сделать? (природа требует охраны со стороны государства, общественных организаций и граждан. И только совместными усилиями можно помочь природе и решить экологические проблемы) Запишите это в рабочих листах.

– О чём  заставил задуматься наш урок? (природу нужно охранять, она как мы такая же живая)

- Продолжите, пожалуйста, фразы: (слайд 18)

Я учился (училась)…(работать с документами, анализировать их, обмениваться информацией друг с другом, вспомнил конституционные обязанности гражданина РФ)

Я узнал(а)…( узнал о том, что есть законы, которые занимаются охраной окружающей среды)

Сделал(а) вывод…Что нужно охранять и бережно относиться к природе

– Ребята, предлагаю Вам оценить свой вклад в решении проблемы на уроке. На оборотной стороне ваших рабочих листов есть уровни эффективности на уроке. Отметьте на какой ступени вы себя видите.

– Ребята, помните, что природа она, как и мы живая. Наш урок хотелось бы закончить словами великого русского поэта Ф.И. Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!