Открытый урок по обществознанию
«Закон на страже природы»
с применением технологии проблемно-диалогического обучения в 7 классе
учителя истории и обществознания
Кугушевой Юлии Анатольевны
Цель урока: изучить законодательство об охране окружающей среды
Задачи урока:
Образовательные:
- способствовать формированию знаний о природной среде и правилах взаимоотношений с ней;
- планируется, что к окончанию урока ученики научаться называть основные нормативно-правовые акты, направленные на охрану природы;
- организовать деятельность учащихся по изучению начальному закреплению правил природопользования;
Развивающие: совершенствование умения выделять главную мысль текста, делать выводы по изученному вопросу и аргументировать их; совершенствование умения работать в группе, участвовать в дискуссии, давать оценку и высказывать суждения по изученной теме.
Воспитательные: способствовать развитию экологического сознания учащихся.
Формирование универсальных учебных действий (УУД):
Личностные:
- обладать мотивационной основой учебной деятельности;
- осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, ориентирование в нравственных нормах, правилах, оценках, выработка своей жизненной позиции в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
Регулятивные:
- способность к организации своей деятельности (контролирование);
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.
Познавательные:
- использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию.
Коммуникативные:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- уметь слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою;
- строить речевые высказывания;
- уметь работать в группе.
Оборудование: ПК, проектор, презентация, рабочие листы
Ход урока
1. Организация класса. Эмоциональный настрой на занятие (класс заранее разделен на три группы по 5 человек).
– Здравствуйте, ребята, уважаемые члены жюри, я рада приветствовать Вас на занятии. Зовут меня Юлия Анатольевна. Будем надеяться, что этот урок принесет нам радость общения. Ребята, на уроке нужно быть активными, внимательными и конечно любознательными. (слайд 1)
2. Введение в урок. Сообщение темы и целей урока.
– Наше занятие будет необычное. Мы будем вести с вами диалог. И чтобы глубже проникнуться темой нашего разговора посмотрим видеофрагмент. (слайд 2)
– Ребята, о чем это ролик? (Ответы детей: о негативном воздействии человека на природу).Молодцы, совершенно верно!(слайд 3)
– Как Вы верно отметили, природа нуждается в защите и именно поэтому указом Президента от 5 января 2016 года, 2017 год объявлен Годом экологии. На таких уроках как биология, география вы изучаете природу и уже наслышаны о различных экологических проблемах. Сегодня же на уроке мы рассмотрим с вами вопросы, касающиеся экологического законодательства. И поэтому тема нашего урока "Закон на страже природы". Перед каждым из вас на партах лежат рабочие листы, запишите тему урока в соответствующую строку (записывают тему урока). (слайд 4)
3.Мотивация (слайд 5)
– Ребята, обратите внимание на экран. Здесь представлено три эпиграфа. Какой из них вы считаете правильным, в каком из них содержится правильное отношение человека к природе?(выбирают эпиграф).
1. «Человек – царь Земли, на которой живет» (Ж.-Ж. Руссо).
2.Природа – кладовая, а человек в ней - хозяин
3. Пора бы человечеству понять,
Богатства у природы отбирая,
Что Землю тоже нужно охранять,
Она как мы – такая же живая.
– Почему именно этот эпиграф Вы выбрали?(Потому что, там написано, что природу нужно охранять, а в двух других высказываниях говорится о потребительском отношении человека к природе.) (прикрепляю на доске верный эпиграф)
– Верно, ребята,
Пора бы человечеству понять,
Богатства у природы отбирая,
Что Землю тоже нужно охранять,
Она как мы – такая же живая
4.Создание проблемной ситуации.
– По мере своего развития человек все активнее вмешивался в природу. Человеческая деятельность начала оказывать разрушительное воздействие на природу. Отношение к ней носило агрессивно-потребительский характер (слайды 6,7,8). и в конце концов поставило человечество перед проблемой не только самоуничтожения, но и уничтожения природы. ХХ век – стал веком экологического кризиса. Ученые даже ввели новое понятие – экоцид (массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу). На слайдах видно, как человек относился к природе.
– Как вы считаете, отношение человека к природе изменилось в XXI веке?(Ответы учащихся: изменилось, люди стали бережнее относится к природе).(слайд 9)
– Обратимся к диаграмме, представленной на слайде. Здесь представлены результаты опроса, проведенного Всеросси́йским це́нтром изучения обще́ственного мне́ния (показано, что население в ходе социологического опроса поддерживает меры улучшения экологической ситуации и готовы принять активное участие ).
– Обратите внимание, совпадает ли ваше мнение с мнением большинства людей? (да, совпадает, люди хотят всячески помогать природе)
– Что получается, ребята, люди хотят беречь природу, осознают это и всячески хотят помочь, но проблем экологических меньше не становится, и нередко мы слышим о различных экологических катастрофах.
Какое же вы видите противоречие, в связи с этим? (желания людей мало, чтобы помочь природе, нужны иные способы защиты природы)(слайд 10)
Какой возникает проблемный вопрос?
Какая деятельность нужна по охране природы?(слайд 11)
– Итак, ребята, вы определили проблемный вопрос, молодцы!(на доске прикрепляю проблемный вопрос)
– Запишите его в своих рабочих листах.
– Ребята, какие у Вас есть предположения, кто должен заниматься охраной природы? (Ответы детей: государство, люди, общественные организации)
- Ребята из первой группы считают что охраной природы должно заниматься государство, хорошо, тогда Вы займетесь поиском информации о мерах защиты окружающей среды со стороны государственных органов.
– Ребята из второй группы, считают, что общественные организации тоже могут заниматься охраной окружающей среды.
– А третья группа считает, что граждане тоже участвуют в охране окружающей среды.
Сегодня на уроке мы с вами должны решить важнейшую задачу и ответить на вопрос каким образом государство, общественные организации и граждане стоят на страже природы (слайд 12)
5. Открытие нового знания (слайд 13)
– У Вас на столах есть пакет документов - это статьи Конституции РФ и ФЗ "Об охране окружающей среды". С этими источниками вам предстоит сегодня работать (слайд 14)Включается музыка.
Первая группа Ваша задача определить какие меры проводит государство в целях охраны и защиты окружающей среды.
Вторая группа Вы определяете, каким образом общественные организации осуществляют природоохранительную деятельность.
Третья группа, вы выясняете, что могут делать граждане в целях охраны и защиты окружающей среды.
Выслушивание ответов групп
1-ая группа: отвечают по документу. Ребята зафиксируйте в своих рабочих листах меры, предпринимаемые государством для защиты окружающей среды.
– Молодцы. А теперь перейдем от теории к практике. Решим несколько правовых задач (слайд 15). Вам будет дана конкретная ситуационная задача, которую Вы должны решить. Для этого на стр.143 (на слайде даны несколько ситуаций - нарушение закона со стороны гражданина, предприятия, браконьерство и тд).
2-ая группа: отвечают по документу. Запишите в рабочие листы меры, предпринимаемые общественными организациями.
– Ребята, а какие вы знаете общественные организации, занимающиеся охраной окружающей среды. (Гринпис, Фонд дикой природы, Международный социально-экологический союз, белона, зеленый крест, Всероссийское общество охраны природы, Центр экологической политики России, Российское экологическое движение "Зеленые")(слайд 16)
3-ая группа: отвечают по документу. Запишите в рабочие листы права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды
– Ребята, вы пока еще не состоите ни в общественных организациях, не являетесь представителями власти, но уже сейчас можете оказать посильную помощь природе. Я хочу, чтобы мы совместно с вами составили памятку "Учимся беречь природу". У вас на партах есть лепестки, напишите на них, что нужно делать, чтобы сохранить природу. А затем мы их приклеим на наш цветок. (слайд 17)
7. Итог урока. Рефлексия.
– Давайте подведем итоги нашей работы
– Какой проблемный вопрос возник на уроке?(Какая деятельность нужна по охране природы)
– Какой вывод мы можем сделать? (природа требует охраны со стороны государства, общественных организаций и граждан. И только совместными усилиями можно помочь природе и решить экологические проблемы) Запишите это в рабочих листах.
– О чём заставил задуматься наш урок? (природу нужно охранять, она как мы такая же живая)
- Продолжите, пожалуйста, фразы: (слайд 18)
Я учился (училась)…(работать с документами, анализировать их, обмениваться информацией друг с другом, вспомнил конституционные обязанности гражданина РФ)
Я узнал(а)…( узнал о том, что есть законы, которые занимаются охраной окружающей среды)
Сделал(а) вывод…Что нужно охранять и бережно относиться к природе
– Ребята, предлагаю Вам оценить свой вклад в решении проблемы на уроке. На оборотной стороне ваших рабочих листов есть уровни эффективности на уроке. Отметьте на какой ступени вы себя видите.
– Ребята, помните, что природа она, как и мы живая. Наш урок хотелось бы закончить словами великого русского поэта Ф.И. Тютчева:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...