СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова» 5 -6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я не хочу, чтоб свет узнал

Мою таинственную повесть,

Как я любил, за что страдал,

Тому судья лишь бог да совесть..

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова» 5 -6 класс»

Конспект урока «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова»

5 -6 класс

1 слайд

Сегодня на уроке мы с вами, ребята, познакомимся с жизнью и творчеством известного русского поэта 19 века М.Ю.Лермонтова. Вы видите, что поэт изображен в военной форме,( на плечо наброшена лохматая бурка, фоном виднеются горы Кавказа.) Но самое - главное- это лицо, печальное, напряженное, с тоской в глазах. Поэт обладал большими, карими глазами, сила которых до сих пор остается загадкой. Поэт прожил очень короткую, трагическую жизнь, но успел за эти немногие годы написать много прекрасных стихотворений, поэм и даже роман.

Я не хочу, чтоб свет узнал

Мою таинственную повесть,

Как я любил, за что страдал,

Тому судья лишь бог да совесть..

2 слайд Родители

Род Лермонтовых ведет свое начало из Шотландии. Его потомок Тома Лермонт, автор романа в стихах «Тристан и Изольда». Один из этого рода- Юшко (Георг) с 1613г на царской службе в Москве, получил во владение земли за Костромой и положил начало русским Лермонтовым, предкам отца поэта. В ночь на 3 октября 1814 года в маленьком домике у Красных Ворот, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова родился сын Михаил. Юрий Петрович, отставной пехотный капитан, из обедневшей дворянской семьи; мать, Мария Михайловна, урожденная Арсеньева (из рода Столыпиных) принадлежала к богатой и знатной семье. Отец Лермонтова был небогат и незнатен. Брак был, по тогдашним понятиям, неравным. В 1817 году умерла мать Лермонтова (в возрасте 21 года). Смутно помнил Лермонтов ласковые руки и слабый голосок матери, напевавшей ему грустную песню.

3 слайд Бабушка

Бабушка Лермонтова по материнской линии Елизавета Арсеньева нежно полюбила внука, но терпеть не могла отца его. На этой почве начались семейные распри. Семейные отношения с ее смертью еще более обострились. Отец должен был отказаться от сына, чтобы сохранить ему наследство: таково было требование бабушки. Лермонтов любил и бабушку и отца. Оставшись на попечении бабушки, благодарный ей за ее любовь к нему, он не мог, однако, не думать об отце. Бабушка очень любила внука, заботилась о нем, дала хорошее образование. Он владел английским, французским, немецким языками. А потом изучил азербайджанский и грузинский. Лермонтов играл на скрипке и рояле, флейте, пел, сочинял музыку на собственные стихи.

4 слайд Имение в Тарханах

Лермонтову не исполнилось и года, когда его перевезли из Москвы в Тарханы - в имение его бабушки. Здесь и прошло детство будущего поэта. Здесь он познал неброскую красоту среднерусской природы, приобщился к поэзии деревенского быта.

5 слайд Имение в Тарханах

Бабушка горячо любила внука и старалась сделать все, чтобы он не чувствовал себя сиротой. У него в Тарханах было несколько комнат в мезонине. В детской - изразцовая лежанка, обитые желтым шелком диванчик и кресла, стены тоже желтые, так что в солнечный день она светилась, как фонарик. Пол покрыт сукном - мальчик рисовал на нем цветными мелками. Первое время у него была нянька - дворовая женщина Марфа Максимовна Коновалова. Вскоре ее заменила бонна - воспитательница-немка Христина Осиповна Ремер, человек очень добрый и справедливы "Все ходили кругом да около Миши. Все должны были угождать ему, забавлять его. Зимой устраивалась гора, на ней катали Мишеля. Во время Святок каждый вечер приходили в барские покои ряженые из дворовых, плясали, пели, играли. Если случалось ему заболевать, то в "деловой" девушки освобождались от работ и им приказывалось молиться Богу об исцелении молодого барина. В доме постоянно жили мальчики - сверстники, дети родственников и соседей. Они вместе с деревенскими ребятами играли, строили и брали штурмом снежные крепости, скакали верхом. В летнее время рыли окопы и устраивали потешные бои на манер Петра I. Часами пропадали в лесу и на речке. Его любят за прямоту, настойчивость, верность в дружбе. Под опекой дядьки Лермонтова Андрея Ивановича Соколова и гувернера Жана Капэ дети отправлялись в поход по окрестностям. Если случалась дальняя прогулка, присутствие Соколова было порукой, что ничего не случится, никто не потеряется. При Соколове мальчикам разрешалось даже залезать в полуобвалившиеся пещеры, где, как рассказывала бабушка, прятались от пугачевских войск помещики. Во всех играх Лермонтов - командир, неистощимый на выдумки.

6 слайд Сказочный и романтический мир

В детстве к маленькому барчонку приходили крепостные крестьянки и рассказывали «сказки про волжских разбойников», и его воображение наполнялось чу­десами дикой храбрости и картинами мрачными... Он воображал себя волжским разбойником, среди синих и студеных волн, в те­ни дремучих лесов, в шуме битв, в ночных наездах при звуке песен, под свистом волжской бури...» Весь мир природы был для поэта родным домом. Он слышал ее таинственные голоса - как "звезда со звездою говорит", как "пела русалка над синей рекой". Самые первые, а потому и самые прочные впечатления - это скромный прелестный пейзаж Тархан, первые воспоминания- русские песни, народные игры и хороводы, неторопливые рассказы об Иване Грозном, о Степане Разине и Пугачеве. Картины природы оживали в воображении маленького Лермонтова и становились волшебными. "Когда я еще мал был, я любил смотреть на луну, на разновидные облака, которые в виде рыцарей со шлемами теснились вокруг нее», позднее писал Лермонтов. Идеальный — романтический и сказочный — мир, который жил в воображении юного Лермонтова, «отложился» впоследствии во многих его лирических созданиях.

7 слайд Учеба и образование

В Москве, во время учения в Университетском благородном пансионе, Лермонтов очень радовался встречам с отцом, который приезжал на считанные дни два-три раза в год. Он дарил отцу свои рисунки и стихи и доволен был, что они переходят в столь любимые руки. В 1827 году бабушка повезла Мишу в Москву - она решила поместить его в Университетский благородный пансион, но прежде нанять ему учителей на год, чтобы он смог поступить сразу в четвертый класс. Почти каждую неделю бабушка устраивала детский бал. Вместе с семьей Мещериновых (соседи и дальние родственники) Лермонтов побывал в Большом театре на комической опере "Князь-невидимка". После этого затеяли у Мещериновых делать дома кукольный театр - театр марионеток. Столяру был заказан корпус театра - ящик, открытый сверху и спереди. Дети усердно обклеили его золотой бумагой. А когда принялись за кукол - тут пригодился Мишин талант. Он лепил из воска головы, руки, ноги, а все остальное делалось из всякой мишуры, бумаги, бусин, палочек, тряпок. Бабушка делала все для единственного, обожаемого внука.

1 сентября 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в Московский университетский благородный пансион, одно из лучших учебных заведений России. Получает гуманитарное образование, которое пополняет самостоятельным чтением. В пансионе пишет стихи, очень рано осознав, что поэзия - его призвание. Осенью 1830 поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение, но ушел из университета в 1832г. В 1831 году умирает его отец. 4 ноября 1832 он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Два года, проведенные в обстановке казарменной муштры, были, по его словам, "страшными". По окончании Школы в 1834 произведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка, стоявшего в Царском Селе.

Кумиром поэта был Пушкин. Когда Пушкин погиб, Лермонтов написал резкое обвинительное стихотворение «Смерть поэта», 3 марта 1837 поэт был арестован по делу "о непозволительных стихах", за которое он был сослан на Кавказ.

8 слайд Кавказ

Лермонтов был довольно болезненным мальчиком и бабушка трижды возила его на Кавказ к Горячим водам. Маленький Лермонтов с нетерпением ждал этой поездки. Ожидания не обманули будущего поэта. На Горячих водах (так до 1830 года назывался Пятигорск) он наблюдал нравы кавказских жителей, их мужество и ловкость. В окрестностях Горячих вод Лермонтов присутствовал на празднике горцев, где слушал песни народного певца, смотрел на скачки, состязания в стрельбе. Здесь он впервые испытал чувство любви. Позднее, в 1830г., он запишет об этом в дневнике: "Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея десять лет от роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушка, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я ее видел там. Я не помню, хороша она была или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей". Впечатления от этих поездок остались у Лермонтова в памяти на всю жизнь, нашли отражение в раннем творчестве. "Кавказ", (1830); "Синие горы Кавказа, приветствую вас!", (1832). В 1837 году Лермонтов был переведен из гвардии в Нижегородский драгунский полк и 1 апреля отправился из Петербурга на Кавказ. Почти все, что создал Лермонтов в период между двумя ссылками, так или иначе связано с Кавказом. Кавказские темы и образы нашли широкое отражение в его творчестве: в лирике и в поэмах, романе "Герой нашего времени" (1838).

9-10 слайд Лермонтов- художник

Уже в детстве проявились особенности таланта Лермонтова. Его образы почти всегда зрительные. Вот как он сам говорит об этом в автобиографических заметках: "Помню облако, которое небольшое, как бы оторванный клочок черного плаща, быстро неслось по небу: это так живо передо мною, как будто вижу..." Вы видите зарисовки поэта к своим произведениям.



11 -15 слайды Бородинское сражение

Лермонтов родился через два года после окончания Отечественной войны 1812 года, но с детства слышал рассказы о героических днях войны и о славной победе русского оружия. Ему было 17 лет, когда он написал свое первое стихотворение о знаменитой битве и назвал его «Поле Бородина», а в 1837 году, когда Россия отмечала 25-ю годовщину славной битвы, он вновь пишет об этом событии1. Наше первое знакомство с поэтом — это зна­комство с произведением, которое не только прославляет битву, принесшую славу защитникам родины, но и показывает нам того, кто был главным ге­роем Бородинского сражения — русского солдата. Крепостной мужик, кото­рый надел солдатскую шинель, в 1812 году в неравном бою отстоял свою родину. Вот о чем рассказал поэт в своем стихотворении и его поэтический рассказ заставил нас полюбить участников этого грандиозного сражения. Обращаясь к стихотворению «Бородино», мы знакомимся с поэтом-патрио­том, который не только хорошо знал историю родной страны, но воспел подвиги наших предков. Лермонтов знал, как происходила битва и как сра­жались войска. Уже в первом стихотворении об этом событии«Поле Боро­дина»— он нашел слова, которые мы прочтем и в стихотворении «Бородино»:

И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.

В стихотворении «Бородино» вы услышите рассказ бывалого человека, «солда­та, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии»

16-17 слайды «Песня по купца Калашникова»

«Песня по купца Калашникова» - это поэма об историческом прошлом России. События поэмы отнесены к эпохе царствования Ивана Грозного.

18 слайд Смерть поэта

В начале февраля 1841 он прибывает в Пятигорск и для лечения минеральными водами. Встречает своих старых приятелей, в числе которых и его товарищ по Школе юнкеров, Н.Мартынов. На одном из вечеров в доме Верзилиных, где собиралась молодежь, оскорбленный очередной язвительной шуткой Лермонтова, Мартынов вызывает его на дуэль. Дуэль состоялась 15 июля 1841.Вспоминает А.И. Васильчиков, секундант М.Ю. Лермонтова. «Когда мы выехали на гору Машук и выбрали место по тро­пинке, темная, громовая туча поднималась из-за соседней горы Бештау. Мы отмерили с Глебовым тридцать шагов; последний барь­ер поставили на десяти и, разведя противников на крайние ди­станции, положили им сходиться каждому на десять шагов по команде «марш». Зарядили пистолеты. Глебов подал один Мар­тынову, я другой Лермонтову и скомандовали: «Сходитесь!» Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял писто­лет дулом вверх, заслонясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. В эту минуту, и в последний раз, я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистоле­та, уже направленного на него. Мартынов быстрыми шагами по­дошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте. Черная туча, медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась страшной грозой. И перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Михаилу. Поэт был убит. Тело Лермонтова было погребено на Пятигорском кладбище. Позднее по просьбе бабушки гроб с прахом поэта был перевезен в Тарханы и погребен в фамильном склепе. Стихотворение «Сон» Лермонтов написал незадолго до своей смерти, как будто предвидел свою смерть.

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая еще дымилась рана

По капле кровь точилась моя

Лежал один я на песке долины;

Уступы скал теснилися кругом,

И солнце жгло их желтые вершины

И жгло меня- но спал я мертвым сном.

И снился мне сияющий огнями

Вечерний пир в родимой стороне…

(Стихотворение «Сон» 1841г)



17 слайд Память о Лермонтове

18 слайд Памятники.

19 слайд Заключение

Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души.

Мое грядущее в тумане,

Былое полно мук и зла..

Зачем не позже иль не ране

Меня природа создала?