«Человеческие добродетели»
Задачи:
расширить знания учащихся о добродетелях;
развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки, развивать творческие способности и логическое мышление;
Воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность.
Ход урока:
1. Организационный момент
Приветствие.
Сегодня мы с вами будем работать под девизом: “Если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о себе – легка и приятна была бы твоя жизнь” (М. Горький)
2. Беседа по актуализации знаний.
«Нравственная пятиминутка».
- Сейчас вы выполните 1 задание. ( СЛАЙД )
У вас на партах лежат листики, распределите слова в 2 группы. (в парах)
Трудолюбие Жадность
Работоспособность Лень
Ответственность Ложь
Дружелюбие Хвастовство
Сочувствие Зазнайство
Доброта Злость
Любовь Ненависть
- Какие слова подходят к девизу нашего урока? (дети зачитывают 1 столбик)
Учитель: Правильно. Так вот эти качества и называются ДОБРОДЕТЕЛЯМИ (СЛАЙД 2, 3)
- В словаре Ожегова Добродетель – это стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом.
***Добродетель – это отдельное положительное качество человека.
- Мы сейчас прочитаем рассказ В.Сухомлинского. (СЛАЙД)
Василий Александрович Сухомлинский выдающийся советский педагог-новатор.
- После прочтения вы скажите, какие слова подходят к рассказу.
3. Первичная проверка понимания изученного.
Возьми еще один цветок, Тина…
В школьной теплице - царство цветов.
Рано утром в теплицу пришла Тина, маленькая первоклассница. В теплице никого не было. Когда девочка открыла дверь, цветки вздрогнули, каждая хризантема одним глазом смотрела на девочку: зачем она пришла?
Тина пришла в теплицу за цветком радости, так называли голубую хризантему. Нигде нет такого цветка. У девочки тяжело - больна бабушка. В полночь бабушке стало совсем плохо. Тине хотелось принести бабушке радость, облегчить страдания.
Только сорвала Тина Радостный Цветок, скрипнула дверь и девочка увидела учителя.
Тина знала учителя, хотя он и не занимался с ней, он был строгим и добрым. Он любил цветы, любил и уважал людей, любящих цветы. Учитель ненавидел лень, нерадивость, безделье. Зимой в теплице никто не срывал цветы, за ними только ухаживали, их берегли.
Увидев Тину с хризантемой в руке, учитель остановился изумленный. А Тина смотрела в глаза учителю, но думала о бабушке. Перед ее глазами лежала страдающая от боли бабушка, а губы девочки шептали слова о цветке радости, утоляющим боль. Глаза Тины просили, умоляли учителя. И он почувствовал эту мольбу, он понял, что это не шалость. Девочка сорвала цветок не для того, чтобы выбросить его. В ее руках теплилась жизнь, которую ей, маленькой Тине, надо было отнести другому человеку.
Учитель подошел к девочке и сказал:
-Сорви еще три цветка. Тина. Один тебе - за то, что у тебя доброе сердце. Один матери и один отцу - за то, что они воспитали человека с добрым сердцем.
Весной Тина пришла в школу с бабушкой, которая принесла в теплицу фиолетовую хризантему.
Учитель: Почему же Василий Александрович назвал Тину доброй?
Какие хорошие качества (добродетели) есть у героини рассказа? (добрый, милосердный)
- Сейчас мы с вами составим сенкан к слову ДОБРО. (СЛАЙД)
- А в вашей жизни встречались такие ситуации как с девочкой Тиной? (2 человека рассказывают)
- Сейчас я предлагаю вам обсудить ситуации, которые могут произойти с любым из вас.
Ситуация 1.
Во двор вышел мальчик. На нем смешная, огромная, лохматая шапка, из-под которой его почти не было видно. Один из ваших друзей схватил шапку, подбросил ее вверх и крикнул: “ Смотрите, что под шапкой!” Ваши действия:
А) весело смеясь, поймаю шапку и брошу другу,
Б) уйду домой,
В) поймаю шапку и отдам мальчику.
- Как бы вы поступили в этой ситуации? (поймаю шапку и отдам мальчику.)
- А как действительно поступают в жизни? (весело смеясь, поймаю шапку и брошу другу)
- А правильно ли поступают дети?
Ситуация 2
Петя гулял во дворе. Прямо перед ним на землю упал плюшевый мишка. Петя посмотрел наверх: было открыто окно второго этажа, но в окне никого не было. Петя поднял мишку. Игрушка ему очень понравилась, он давно мечтал о такой. Петя смотрел на мишку и думал. Как вы считаете, о чем думал Петя? И, наконец, он принял правильное решение. Какое решение принял Петя?
Ситуация 3:
Витя и Ваня – друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо, Ваня – не очень. Витя по-доброму относится к Ване, регулярно дает ему списывать домашние задания. Наверное, это настоящая доброта.
Как вы думаете?
- А как на самом деле должен поступить Витя? (объяснить, помочь справиться с заданием).
- А сейчас нам Владик прочитает стихотворение о доброте.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда!
И если кому то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя.
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
4. Физкультминутка для глаз. (СЛАЙД)
5.Контроль и самопроверка знаний и способов действий
Игра «Сценки»
Работа в 4.
Учитель: Давайте создадим группы по 4 человека, просто повернитесь назад и у вас получится четверка. Теперь я каждой четверке раздам по конвертику, в котором вы найдете листочек с текстом. В тексте описывается игровая ситуация, которую вам нужно прочитать и разыграть сценку. Вспомните, пожалуйста, что сначала вам нужно сделать между собой, о чем договориться, чтобы разыграть эту сценку. Правильно, нужно распределить роли. И только теперь можно придумывать слова, которые вы будете говорить друг другу.
(Раздаю конверты). Можно приступать.
(Каждой подгруппе я помогаю советом, если нужна помощь).
1 конверт:
Мама, папа и двое детей собираются в гости. "Мама" и «папа» должны объяснить "детям", как нужно и как нельзя вести себя в гостях.
2 конверт:
Вы стоите в очереди в магазине. Перед вами еще три человека, но вы очень спешите и вам нужно очень быстро купить подарок, чтобы не опоздать на день рождения. Как вы поступите в данной ситуации, что нужно сделать или сказать, чтобы очередь вас пропустила?
3 конверт:
Три девочки играют в куклы. Другая девочка тоже хочет с ними поиграть. Что для этого нужно сделать или сказать??
4 конверт:
Мама велела прийти домой в 3 часа дня. Но у вас нет часов. Вам придётся обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?
5 конверт:
Дети едут в трамвае. На остановке входит старушка. Как дети должны будут действовать?
6. Пословицы
Работа в 4.
Возьмите листики, вам необходимо соединить пословицы.
Добро творить и глаза разгораются. На чужое добро есть чем похвалиться.
Лихо помнится, и кошке приятно.
О добре трудиться, а добро век не забудется.
Доброе слово - себя веселить.
- Какая же пословица подходит к девизу нашего урока?
7.Рефлексия
На столе у вас листочки, напишите на них, что вы совершили, чтобы стать добрым. Прикрепите этот листочек на символический рисунок дерева, который вы видите на доске.
7.Итог урока
- Так каким надо быть?
- Почему нужно стремиться делать добро?
Слово ученику.
- Если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта и забота твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря.
8.Домашнее задание
Приготовь сообщение о знаменитых добродетельных людях.