Тема: «Веселые поварята»
Цель: Расширять кругозор, развивать мышление, творческое воображение, любознательность в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Программное содержание:
активно использовать результаты исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности;
закрепить знания детей об овощах;
познакомить с процессом приготовления винегрета;
познакомить с правилами пользования ножом;
формировать у детей представления о правильном питании;
воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Предварительная работа:
работа на огороде по уборке урожая;
беседа о пользе овощей;
заучивание стихов, загадок, пословиц и песен об овощах.
Материал: фартук, разделочная доска, нож, корзиночка с овощами, вареные овощи, квашеная капуста, соль, подсолнечное масло, блюдца и вилки по количеству детей.
Словарная работа: винегрет, микробы, кожура, жесткие, квашеная капуста.
Ход занятия:
Чтение отрывка из произведения С. Маршака «Овощи»:
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!. .
Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!. .
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!. .
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!. .
Салат овощной оказался не плох!
- О чём говорится в этом стихотворении?
- Как назвать это всё одним словом?
- Где растут овощи?
- Чем они отличаются друг от друга?
- Чем полезны овощи?
- Посмотрите на эти овощи и скажите, чем они отличаются?
(в одной тарелке – свежие овощи, в другой – варёные, в третьей – соленые)
- Что можно приготовить из сырых овощей? (салат, суп, сок и т. д., из варёных (салат и т. д., из солёных (салат, просто покушать и т. д.)
- Сегодня мы сами приготовим на обед салат, который называется ВИНЕГРЕТ.
ВИНЕГРЕТ – салат из отварных свёклы, картофеля, моркови, а также солёных огурцов, репчатого лука и нередко квашеной капусты и зелёного горошка. Заправляется подсолнечным маслом. Относится к холодным блюдам.
Винегрет — быстропортящееся блюдо. Даже при употреблении винегрета, хранившегося в холодильнике, на второй день возможны кишечные расстройства.
Отгадывание загадок об овощах:
«Характер мой гадкий:
Куда не приду,
Всех до слёз доведу». (ЛУК.)
«Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен». (МОРКОВЬ.)
Очень давно морковь считалась лакомством гномов – маленьких человечков. Люди верили, что если вечером отнести в лес миску с пареной морковью, то утром обязательно найдёшь вместо моркови слиток золота. Гномы съедали морковь и щедро награждали за свою любимую еду.
«Лето целое старалась,
Одевалась, одевалась…
А как осень подошла,
Нам одёжки отдала,
А мы положили их в бочонок». (КАПУСТА.)
«Летом в огороде
Свежие, зелёные,
А зимою в бочке
Жёлтые, солёные,
Отгадайте, что это?» (ОГУРЦЫ.)
«Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки». (ГОРОХ.)
«И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко
Под кустом….» (КАРТОШКА.)
«Над землёй трава,
А под землёй алая голова». (СВЁКЛА).
- А какие продукты необходимы еще для приготовления винегрета ещё? (Растительное масло. Соль.)
Физминутка «ОГОРОД».
- Сейчас мы отправимся на сказочный огород за необычными овощами- - будет собирать «свёклу» «морковь», «огурцы», «лук», картофель.
Раз, два, три…начало игры! (Под быструю музыку дети собирают «урожай»).
Можно назвать и победителя – кто быстрее соберет свои овощи с грядки.
Начинаю объяснять задание.
- Какой опасный предмет нам пригодиться в работе? (нож)
- Назовите правила обращения с ножом.
- Что ещё необходимо сделать, перед тем как начать готовить винегрет? (вымыть руки, надеть фартук и косынку)
- Для чего их надевают?
- Всё готово, сейчас идём мыть руки и приступаем к работе.
- Перед вами лежат наши инструменты - доски и ножи. Знаете ли вы, для чего они нужны?
- На доску кладем продукты, а ножиком их режем.
- Да, правильно. В тарелке у каждого лежит все необходимое для того, чтобы приготовить винегрет.
Объясняю, как нужно нарезать овощи. Объяснение сопровождаю показом. Сначала объясняю, как нужно резать морковь, потом - картофель, потом – свеклу и огурец.
Обращаю внимание детей на то, что левой рукой надо плотно прижимать овощ к доске, правой - крепко держать ножик, резать аккуратно, плавно, не подносить ножик слишком близко к левой руке, нож держать только за рукоятку и не прикасаться к лезвию.
Прошу обратить внимание на то, чтобы доска не шевелилась и не смещалась. Напоминаю, что работать надо очень аккуратно, стараться нарезать овощи красиво, небольшими кусочками.
Каждый ребёнок режет отдельно один из овощей. Во время работы напоминаю детям, как надо резать овощи, пользоваться ножом.
По мере выполнения работы дети подходят ко мне и высыпают порезанные овощи в салатницу. Когда закончат все, привлекаю их внимание:
- Посмотрите, какой винегрет у нас получается! Что теперь с ним нужно сделать? Что обычно добавляют в еду?
- Соль!
- Правильно! Сейчас мы наш винегрет посолим. Обратите внимание – соли не должно быть слишком много. А что еще мы можем добавить? Чтобы еще вкуснее было? Что нам часто в суп добавляют?
- Лук!
- Правильно! Вот у нас порезанный лук, давайте теперь добавим его в винегрет!
Берите лук с тарелки небольшими щепотками и посыпайте им винегрет.
Сейчас мы добавим капусту. Но капусту не сырую, а квашенную, чтобы винегрет был вкуснее. Как вы понимаете квашеная капуста? Эта соленая капуста, которая несколько дней находилась в комнате в тепле и стала квашеная. Помогите, ребята, мне ее посолить.
Пальчиковая гимнастика: (Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Мы капусту солим»).
«Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим
Мы капусту жмем, жмем».
А теперь что, чтобы совсем уж вкусно получилось?
- Нужно полить винегрет маслом.
- Правильно! Сейчас заправим наш винегрет маслом, и он будет почти готов! Но помните, что масла тоже не должно быть слишком много. А теперь что нам надо сделать с нашим винегретом, чтобы нам не попадалась одна картошка или одно морковь?
- Перемешать!
- Да, правильно!
Перемешиваю винегрет и ставлю салатник на отдельный столик.
- Что необходимо сделать после окончания работы? (вымыть руки, посуду, прибрать рабочее место) .
- Что мы сегодня на занятии приготовили?
- Из чего делали?
- Какие овощи были у нас?
- Как вы думаете, этот салат полезный и почему?
- Вспомните правила безопасного обращения с ножом.
- А теперь занимайте свои места за столом, и будем пробовать наш винегрет.
Итог:
«Чтобы быть здоровым, умным и красивым,
Нужно кушать много разных витаминов.
Этих витаминов много есть повсюду –
Очень много в овощах и других продуктах.
- Ребята, вы – МОЛОДЦЫ! Как хорошо вы работали!
Песня: «Витамины» Поют песню «Витамины» сл. и муз. О.Девочкиной
Яблоки и сливы
Груша и арбуз.
До чего красивы
Сладкие на вкус.
Припев:
Витамины, витамины,
Очень любят дети.
Нет полезней витаминов
Ничего на свете.
Овощи и фрукты
Каждому нужны.
Чтобы быть здоровым
Есть мы их должны.
Припев:
Витамины, витамины,
Очень любят дети.
Нет полезней витаминов
Ничего на свете.
ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!