СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеклассного занятия на тему: «Труд - основа жизни»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект разработан для воспитанников коррекционной школы-интерната.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного занятия на тему: «Труд - основа жизни»»

ГКОУ РО Новочеркасская школа-интернат №1








Конспект внеклассного занятия на тему:

«Труд - основа жизни»







Разработала: воспитатель

Артамонова Н.М.


Новочеркасск, 2017г.

Цель: формирование понимания того, что труд – основа всей жизни, убеждения в том, что всё достигается большим трудом.

Задачи:

- формировать потребность трудиться; понимание того, что труд – основа жизни;

- воспитывать трудолюбие, гражданскую зрелость;

- корректировать зрительное восприятие посредством упражнения в разгадывании венгерского кроссворда;

- коррекция мышления на основе упражнений в определении скрытого смысла пословиц, разгадывания ребусов.



Ход занятия:

  1. Оргмомент.

  2. Активизация познавательной активности.

Чтение притчи Соломона (Информация для детей: третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965-928 до н. э. Бог дал Соломону царствование при условии, что тот не будет отклоняться от служения Богу. В обмен на это обещание Бог наделил Соломона невиданной мудростью и терпением)

« Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым.

Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;

Но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.

Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь от сна твоего?

Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь.

И придёт, как прохожий бедность твоя и нужда твоя, как разбойник”.

Беседа с учащимися:

  • О чём говорится в этой притче? К кому обращается Соломон?

  • Для чего (почему) трудится муравей?

  • Какой смысл имеет эта притча?

  • А зачем ещё трудится человек? И что значит - трудиться?

  • Какого человека мы можем назвать тружеником?

  • Что такое трудолюбие? Как вы понимаете значение этого слова?

А теперь сравним своё толкование слов с тем объяснением, которое даёт “Толковый словарь”:

Труженик – человек, который трудится, трудолюбивый человек.

Трудолюбивый – любящий трудиться.

  • Перед вами венгерский кроссворд. Найдите в нем слово труженик. Подчеркните слово маркером.











Т


Р

У

Д

Р

О

С

М

Е

О

Х

П


О

Л

И

А

Д

Т

Ь

Я

Ч


А


З

Ь

Т

Е

С

Ь


Т

Е

О

Л

П

Р

О

П

И

Т

М

Н

Т

Т


А

Т

М

Т

Е

Р

А

И

Е


К


Н

Е

А

С

Е

И

Н

Р

Л

Ж



О

Д

У

Б


Е

Н



И

Х


И

С

С

Е

Ф

О

Р

П

Ь

Т

Е



Р

А

Е

М


Д

Л

Я


Т


Р

Т

У

Ч

Ё

Б

А

С

Т

С

Т


У

Ж

Е

Н

И

К

Ч

Е

Н

О

Ь



III. Объявление темы урока.

Из нашей беседы вы поняли, что говорить мы будем о труде. Тема занятия:

Труд – основа жизни.


Пока в пространстве

кружится планета,

На ней,

залитой солнцем,

никогда

Не будет дня,

чтоб не было рассвета.

Не будет дня,

чтоб не было труда.

Р.Рождественский.

  • Как вы понимаете смысл строк Р. Рождественского?

Вывод: Человек трудился всегда, и будет трудиться всегда, т.к. только с помощью труда он смог превратиться из дикаря в разумное существо.

Труд сопровождает человека всю его жизнь от рождения до смерти. Давайте попробуем проследить это.


Изображе-

ние грудного

ребенка

  • Перед вами изображение грудного ребенка. Докажите, что, несмотря на свой малый возраст, ему приходится постоянно трудиться? В чем заключается его труд?

    Изображе-

    ние ребенка 3

    лет

  • Как трудится в этом возрасте человек? (учится говорить, держать ложку, самостоятельно одеваться, умываться, убирать свои игрушки, помогать маме) Если на этом этапе ребенок будет лениться или родители будут делать все за него, то в дальнейшей жизни человеку будет сложно.

Изображе-

ние школьника

Учится читать писать, осваивает более сложные трудовые операции: дежурит по классу, участвует в конкурсах и т.п.

подросток


Взр. человек


Пожилой

  • Мы доказали с вами, что труд сопровождает человека всю его жизнь. Если в какой-то момент своей жизни человек проявит лень, чему-нибудь не научится, то всю оставшуюся жизнь ему придется это наверстывать.

IV. Беседа по теме.

Понятие труд имеет много составляющих. В первую очередь человек для чего трудится? (Чтобы прокормить себя, семью, обеспечить всем необходимым.)

То есть труд – это добывание пропитания (найдите слово в кроссворде).

Но ведь не всякий труд ради добывания пропитания считается достойным человека. Все мы знаем, что некоторые зарабатывают деньги воровством, стараются словчить, обмануть другого, получить больше, чем заслуживают.

  • Можно ли уважать таких людей?

  • Каким должен быть труд? (честным)

Правильно. Главная составляющая любого труда – это честность (найдите слово в кроссворде)! Запомните это на всю жизнь, чтобы могли смело сказать: всему, что у меня есть, я обязан только себе.

Послушайте стихотворение:

Странное дело,

А может быть, нет-

Жил-был на свете

Когда-то сапожник.

Был он сапожником

Сорок пять лет.

Но про него говорили:

«Художник!»

(Почему?)

  • О человеке какой профессии говорится в стихотворении?

  • Почему его труд сапожника сравнили с трудом художника? Как выполнял свою работу сапожник?

  • Красиво, стал специалистом своего дела.

  • Как называют специалиста, достигшего высокого искусства в своём деле; человека, который умеет хорошо, ловко делать что-нибудь?

Мастер

Подберите ещё одно слово, близкое по значению.

Профессионал

  • Значит, труд – это не только добывание пропитания. Это ещё мастерство и профессионализм (найдите эти слова в кроссворде)

  • В своих сочинениях вы написали профессии, которым будете учиться: мальчики хотят стать каменщиками-сварщиками. Девочки кондитером и продавцом.

Хотели бы вы добиться в своей работе мастерства, стать профессионалами своего дела?

В сочинении вы затруднились об этом написать.

  • В результате чего человек становится мастером? Объясните смысл пословицы.

    Мастерство тому даётся, кто весь делу отдаётся.

  • Вы должны отдавать все силы, чтобы научиться своей профессии. Не все достигают мастерства.

  • Кто не стремится к успеху. Значит целеустремлённость важное качество в труде.

  • Кто никогда ничего не доводит в жизни до конца. Значит упорство необходимо в труде.

  • Мастерства достигают не разговорами, а делами. Значит, в труде нужны поступки.

Человек, знающий своё дело, профессионал – это всегда востребованный работник. Его труд оплачивается выше, по сравнению с менее опытными работниками.

Желаю вам быть мастерами своего дела, не останавливайтесь на достигнутом, стремитесь к большему.

Например, каменщик-сварщик может построить суперсовременное здание.

Кондитер – испечь и украсить торт, который до него никто не делал.

Сапожник – сшить современные сапоги, кроссовки.


Вернёмся к стихотворению о сапожнике и художнике. Напомню вам его.

  • А теперь послушайте продолжение этого стихотворения.

Странное дело,

А может быть, нет-

Жил-был на свете

Когда-то художник.

Был он художником

Семьдесят лет.

Но про него говорили:

«Сапожник!»

(Почему?)

Странное дело,…а, может быть,…нет?


  • Почему труд художника сравнили с трудом сапожника?

  • Какой ещё вывод можно сделать из этого стихотворения? (В любую работу нужно вкладывать душу, то есть делать приятно себе и людям.)

Таким образом, мы можем сделать ещё один вывод. Труд – это служба людям. И от него людям должна быть (найдите слово в кроссворде)

польза

Давайте вспомним героя фильма «Рождественская история».- Можем ли мы назвать его лентяем? Нет! Он всю жизнь трудился, но была ли кому-нибудь польза от его труда?

Тот, кто копит богатство и не пользуется им для блага других, бесплодно трудился и без пользы старался, ведь теперь мы знаем, что труд – это служба людям.

Давайте теперь сравним этого героя сказки с реальным человеком. Он тоже был богат, так как являлся российским императором. Вы уже много о нём слышали – это Пётр I. Давайте прочитаем, как он относился к труду.

(Учебник «История России» стр. 128)

  • Как проходил день Петра I? Найдите строчки, в которых говорится, что Пётр I всю жизнь посвятил изучению разных наук.

  • Что Пётр I умел делать сам, несмотря на своё высокое положение?

  • А кто из вас может похвастаться тем, что сам себя обслуживает: ремонтирует себе одежду, стирает, может приготовить обед, навести порядок?

  • Всё это очень важные навыки, они очень пригодятся вам в жизни. Человек, который владеет многими ремёслами, чувствует себя независимым, и на многих вещах может сэкономить. Например, девочки могут и не выбрать профессию швеи, но этот навык может пригодится им в жизни: сами сошьют постельное бельё, фартук, халат. Не надо покупать эти вещи в магазине, экономия.

  • Мальчики чему могут научиться? (Ремонтировать бытовые приборы, сантехнику, делать ремонт, пользоваться машинкой для стрижки волос.)


V. Ребус

Разгадаем пословицу:

Не за своё дело не берись, а за своим делом не ленись.

  • Как вы её понимаете?

Начиная такое важное дело, как выбор профессии, надо постараться правильно оценить свои способности, возможности и ответить на вопросы: «Что у меня лучше получается? К чему я сам больше склонен?» Свои способности человек может узнать, только приложив их к делу, работе, участвуя в различных конкурсах, кружках. Пока человек бездействует, он сам не узнает своих способностей.

  • Если вы возьмётесь не за своё дело, чем может это обернуться для вас и других людей?

(Работа станет нелюбимой. Она не будет приносить радость. Человек может даже заболеть, ведь будет постоянно раздражаться.)

Но такой труд вреден не только для самого человека, но и для окружающих. Всё, к чему прикасаются наши руки, наш взгляд: вяжем ли мы, стряпаем, рисуем, строим – на всё накладываются наши чувства, наша энергия. Что выйдет из-под рук человека, который ненавидит то, что делает?

А когда человек получает от своего труда радость, удовлетворение – это наивысшее проявление труда. И результат такого труда будет блестящим! Значит ещё одна составляющая труда (найдите в кроссворде)

радость


VI. Игра «Отгадай пословицу».

  • На каждую пословицу приведите пример из жизни, связанный с трудом.


  • Что для вас сейчас является основным трудом?

Значит ещё одна составляющая труда – это

учёба

(найдите слово в кроссворде)
Докажите, что учёба – это труд.

Ваша учёба, ваше разностороннее развитие – это база вашей дальнейшей жизни. Не ленитесь учиться всю жизнь. Выбрав профессию, учитесь ей всю жизнь, чтобы стать мастером своего дела. Учитесь разным делам, всё это только поможет вам в жизни.


VII. Итог занятия.

  • А теперь посмотрим на кроссворд и повторим, что же входит в понятие труд. (труженик, пропитание, честность, мастер, профессионал, польза, радость, учёба)

  • В кроссворде остались незачёркнутые буквы. Прочитайте из них фразу, которая подведёт итог нашей беседе.

Трудитесь! Мир не будет раем для тех, кто хочет жить лентяем.