Занятие «Человек, личность, индивидуальность»
Цель:
знакомство с понятиями «человек», «личность», «индивидуальность»;
самоисследование «мои особенности»;
самоисследование «я глазами моих одноклассников».
Метод материалы:
1. Оргмомент (все рассаживаются на стульях по кругу):
Цель: настрой на работу, создание доверительной атмосферы, рефлексия предыдущего занятия.
Вопросы (ответ по кругу):
2. Упражнение «Микрофон по кругу»
Каждый учащийся, по-очереди, высказывает свое мнение, заканчивая следующее предложение:
Я человек, человек это…
3.Упражнение «Групповая выработка понятий…»
Работа в группах. Каждая группа работает над понятиями «человек», «личность», «индивидуальность». На работу отводиться 5 минут. Затем один из группы озвучивает общее мнение. (Все мнения фиксируются на доске)
Инструкция: Мы часто говорим «Я – человек!», «Человек – это звучит гордо!». Но, что же такое человек? Попробуйте сформулировать и высказать лично ваше мнение, мнение вашей группы, что же такое человек?
Обсуждение: (интерпретация результатов работ)
Резюме:
Человек – это прежде всего биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих, наделен сознанием, т.е. способностью познавать сущность как внешнего, так и свою собственную природу и в соответствии с этим поступать и действовать разумно. Характеризуется особой телесной организацией: прямохождение, наличие рук, приспособленных к труду, высокоразвитый мозг, способный отражать мир в понятиях и преобразовывать его сообразно своим потребностям, интересам и идеалам Человек единственное существо на земле, которое отказалось адаптироваться к окружающему миру. Он решил изменить этот мир, сделать удобным для себя. Т.е. облегчить свое существование в этом мире. Он придумал массу всевозможных приборов, понастроил фабрик, заводов, домов, железных и автомобильных дорог. И теперь он обрекает своих детей на 15 летнее заключение в школах и институтах, чтобы выжить в этом «простом» мире.
Личность – сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль. Роль – это социальная функция личности – мать, отец, воспитатель, директор, ученик, дочь, сын, внук, врач, продавец, юрист и т.д.
Индивидуальность – это личность в ее своеобразии. Особенности личности могут выражаться в эмоциональной сфере, волевой, интеллектуальной. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее.
3. Упражнение «Моя особенность».
Инструкция: нужно рассказать о своих особенностях закончив фразу:
Не хочу хвастаться, но моя особенность заключается в том, что я…
Обсуждение: легко ли было выполнять упражнение? Почему?
4. Упражнение «Я глазами других»
Группа делится на 2 подгруппы.
Инструкция: Вы должны будете делиться на 2 группы по определенным качествам. Затем, когда вы самостоятельно выберете свою группу, уже группа будет решать, кто неправильно осуществил свой выбор. (Для полноты представлений о составных образа «Я» качества берутся по трем позициям)
Физические | Социальные | Психические |
Быстрые/медленные Высокие/низкие Худые/полные Здоровые/больные Сильные/слабые (физически) | Взрослые/подростки Лидеры/ведомые Одинокие/имеющие много друзей Серьезные/не серьезные Целеустремленные/бесцельные Оптимисты/пессимисты Граждане/ десиденты Сознательные/несознательные | Ласковые/грубые Внимательные/рассеянные Открытые/замкнутые Активные/пассивные Обидчивые/отходчивые Раздражительные/спокойные Решительные/не решительные |
5. Рефлексия прошедшего занятия.
Вопрос по кругу: что произвело впечатление, согласны ли с результатами и на чем хотелось бы остановиться поподробнее.