Методическая разработка логопедического занятия
по дифференциации шипящих звуков
Тема: Дифференциация звуков Ш – Ж
Цели:
Коррекционное – развивающие: Закреплять умение различать звуки Ш - Ж на слух, в слогах, словах, предложениях, тексте. Уточнять характеристику звуков. Развивать умение соотносить звуки Ш – Ж с буквами Ж и Ш; звуко – буквенный анализ слов. Обогащать словарный запас. Развивать оральный праксис, мимическую мускулатуру, оперативную и слуховую память, внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику.
Коррекционно-образовательные: упражнять в подборе слов на заданный звук в определенной позиции; закреплять понятия, характеризующие звуки: глухой – звонкий согласный, всегда твердый согласный.
Коррекционно – развивающие: закреплять умение различать звуки [Ш] – [Ж] на слух, в слогах, словах, предложениях. Обогащать словарный запас. Развивать слуховую память, внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные: создать положительное психоэмоциональное настроение, способствовать приобретению опыта подгрупповой работы. Развивать умение планировать и контролировать свои действия.
Оборудование: пиктограммы, индивидуальные зеркала, картинки с изображением шара, жирафа; профили звуков Ш и Ж; колокольчики; предметные картинки, в словах которых есть звуки Ш и Ж; схемы слов; слоговая таблица; наглядный материал к игре «Четвертый лишний»; карточки с буквами Ш и Ж; карточки «Корректурная проба», перфокарты.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
-Здравствуйте! Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости, поздоровайтесь. Они пришли посмотреть, как мы с вами занимаемся. Чтобы наше занятие было интересным и полезным, нам с вами надо потрудиться. Садитесь.
- Ну и конечно, чтобы и настроение было у нас хорошее. Ведь у каждого человека настроение бывает разное: замечательное, плохое, отввратительное, тревожное, безоблачное, солнечное, грустное, ужасное и т.д. А давайте посмотрим на картины и определим настроения ребят. (Дети высказываются). Вы берите ту картинку с выражением лица, которая больше подходит вашему сегодняшнему настроению. Посмотрите на эти картинки (логопед показывает детям картинки с изображением разных эмоций). Какие настроения выражают эти лица? (Строгое и сердитое, огорченное и грустное, без эмоций, веселое и радостное). Выполнение мимических упражнений перед зеркалом.

- Давайте, ребята, с таким хорошим настроением будем заниматься.
2.Выделение голосом ударного слога:
ша – шу – шо – шу
жа – жу – жа – жо
ши – ши – жи – жи
ши – ши – жи – жи
3.Сообщение темы занятия.
-Вы догадались, какая тема нашего занятия? Сегодня мы будем с вами учиться различать звуки и буквы Ш - Ж
4 Сравнение звуков по артикуляции.
- Взяли зеркала. Произнесем звук /ш/, /ж/.
В каком положении губы? (открыты, округлены и вытянуты вперед)
- Как зубы? (сближены, между ними щель)
- Где кончик языка? (вверху, язык в форме чашечки)
- Поймаем звук ладошкой. Какая воздушная струя? (теплая, длительная, слабая)
- Почему слабая? (воздушная струя проходит через преграду)
- Если есть преграда, то это звук гласный или согласный?
- Похожи звуки по произношению?
Вывод: эти звуки произносятся с помощью преграды. Значит это звуки какие? (согласные)
- Эти звуки всегда твердые.
- А могут они быть мягкие (в русском языке - нет, только твердые)
- Но чем же эти звуки отличаются? (руку на горлышко)
Вывод: ш - глухой, ж - звонкий (горло дрожит, связки работают)
- Эти звуки парные по звонкости - глухости.
- Дайте полную характеристику звука.
/ш/ - согласный, твердый, глухой. /ж/ - согласный, твердый, звонкий.
- Ребята, как шипит змея? (Шшшш). Какой звук вы слышите? Ш.
(На доску вывешивается профиль звука Ш, рядом зачеркнутый колокольчик)
Ш |   |
- Над кустарником жужжит жук: Жжжжж… Какой звук ты слышишь? Ж
(На доску вывешивается профиль звука Ж, рядом колокольчик) .
Ж |  |
5. Характеристика звуков.
- Звук Ш он какой? (согласный, глухой, всегда твердый; на письме обозначается буквой Ш). На, что похожа буква Ш? (на вилы, щетку) .
- Звук Ж он какой? (согласный, звонкий, всегда твердый, на письме обозначается буквой Ж). На, что похожа буква Ж? (на жука) .
Звуки Ш – Ж парные, всегда твердые.
6.Артикуляционная гимнастика.
Заборчик
Трубочка (чередование)
Чашечка.
Кошка лакает молоко
Вкусное варенье
Грибок.
Достать языком нос.
Качели
7.Фонетическая зарядка.
- Как жужжит шмель? [ж – ж – ж…]

- Как шипит змея? [ш – ш – ш…]

8. Развитие фонематического слуха. Игра «Подними карточку»
- Ребята, прослушайте слова, поднимите букву Ш или Ж, если в слове услышите звук Ш или Ж.
Речевой материал: жаба, жук, шуба, желуди, груша, шесть, шашки, желток, оружие, шалаш, шишка, жираф.
9.Корректурная проба (работа по карточкам)
- Подчеркните букву Ж одной чертой, букву Ш — двумя:
ЖХШМЗСШЩЖЮХЦШСМЩТХ ЖШЧХЩЖШСЖХШЩЗШКУЖХ
чшжзщсшмищжцшпшмщх
ихжпштщшцжчшщптщшжсшитщ
10.Работа над дифференциацией звуков ш и ж на уровне слога.
Игра "Звуковая мозаика".- Как графически мы изображаем звуки Ш и Ж? (Ш -
, Ж -
).
Сейчас я буду называть слоги, а вы выстроите из колокольчиков "звуковую дорожку". В зависимости от того, какой звук вы услышите.
Ши, жо, уш, шли, жда, шок, жна, же.




- А теперь проверим, какой рисунок у вас получился. (







). Парная проверка. Один ребёнок читает, а другой звенит в колокольчик, если это звонкий.
11. Игра «Четвертый лишний»
На доску вывешивается наглядный материал:
• кувшин, кошка, лошадь, жук;
• желудь, чашка, жук, жираф.
Учащимся предлагается найти лишнюю картинку.
12. Дифференциация Ш - Ж в словах.
Детям раздаются по 5 предметных картинок.
- Ребята, выберите те картинки, в словах которых есть звуки Ш – Ж
13.Физминутка (под песенку «Если нравится тебе»).
Если нравится тебе, то делай так:
- ша, ша – ша (хлопки).
Если нравится тебе, то делай так:
- жа – жа, жа (хлопки).
Если нравится тебе, то делай так:
- жу – жу, шу – шу (хлопки, топот).
Если нравится тебе, то делай так:
- шо – шо – шо, жо – жо (прыжки, приседания).
Если нравится тебе, то делай так:
- жо – жо, шо – шо – шо (приседания, прыжки).
14.Беговые дорожки.
(Перед каждым учеником лежит полоска, на которой обозначены дорожки, начало верхней дорожки обозначено желтым цветом, нижней – коричневым).
Логопед: Если в слове, которое я буду произносить, вы услышите звук [Ш], рисуйте коричневый кружок, если звук [Ж] – жёлтый кружок.
(Слова: 1-карандаш, 2-снежок, 3-утюжок, 4-шарф, 5-флажок, 6-шапка, 7-штаны, 8-дружок, 9- ошейник, 10- бережок).
15 .Работа с загадками. Звуко – буквенный анализ слов.
Взлетает вверх, как легкий пар.
Зовут его воздушный … (Шар)
Он высокий и пятнистый,
С длинной – длинной шеей.
И питается он листьями,
Листьями деревьев. (Жираф)
(Детям показываются картинки с изображением отгадок на загадки – шар, жираф) .
-Какой первый звук в этих словах? Ш – Ж.
Дети составляют к данным словам соответствующую схему.
ШАР
ЖИРАФ
16.Работа с предложениями.
-Ребята, составьте предложения из данных слов- отгадок: шар, жираф.
(Мама мне купила большой, красный шар. Жираф живет в Африке.)
17. Работа с текстом по перфокартам.
(Детям раздаются перфокарты с текстом) .
- Перед вами текст. Вставьте в слова пропущенные буквы Ш или Ж.
Ты бе…ать мне не ме…ай. Лё…а, читать лё…а вредно. Летит сне…ок, лёгкий, как пу…ок. Малы…и встали на лы…и. Сере…е подарили каранда…и.
18. Игра «Послушай-назови»
Прослушать текст, назвать слова со звуком «ш», «ж».
Мишка.
Маленькому Жене пять лет. Бабушка купила ему мишку. Мишка был плюшевый, большой, мягкий. У Жени была тележка. Женя сажает мишку в тележку и катает его.
19.Игра «замени звук»
Я буду называть слово с одним звуком, а вы в ответ бросать мне мяч и называть слово с другим звуком.
Замените в словах звук «Ш» на звук «Ж».
Шар, шарит, шаль, Луша.
Замените звук «Ж» на звук «Ш».
Жить, сажа, мажет.
20.Итог занятия.
-Вы сегодня хорошо потрудились. Со всеми заданиями справились. Молодцы!
-Изменилось ли ваше настроение? Какое оно сейчас?