СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Добро пожаловать"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Цель: понятие экология, что изучает эта наука, экологическое состояние природы.                                                                                                  
  • Задачи:

-расширять  представление детей об экологии ,о ее роли в жизни человека;

-формировать основы экологической грамотности, чувство ответственности и любви к природе;

-формировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды;

-продолжить обучение работе в сотрудничестве.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Добро пожаловать"»

Тема урока: Открываем ворота «Добро пожаловать»


  • Цель: понятие экология, что изучает эта наука, экологическое состояние природы.

  • Задачи:

-расширять представление детей об экологии ,о ее роли в жизни человека;

-формировать основы экологической грамотности, чувство ответственности и любви к природе;

-формировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды;

-продолжить обучение работе в сотрудничестве.

Оборудование: проектор, Красная книга, компьютер, индивидуальные карточки, толковый словарь


I Орг.момент

Психологический настрой

У: -Подарим улыбку и доброе настроение друг другу, согреем наши сердца теплотой и любовью.


II Актуализация знаний

1. Отгадать загадки.

Слова-отгадки вывешиваются на доске.

-Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу! (вода)

-Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звёзд. (ракета)

-Дышит, растёт, а ходить не может (растение)

-Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (воздух)

-Как назвать одним словом: млекопитающие, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые, птицы? (животные)


- Что заметили? Назовите лишнее слово.

: -Что ещё относится к природе? (солнце, камни, небо…)


III Работа по теме урока

  1. Выводим тему урока

Слайд1-4

Посмотри , мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Птицы, звери и леса,

Человек и время года,
Это всё вокруг….(природа)


-Какую вы природу сейчас увидели? Какие эмоции у вас возникли?

-Красота природы всегда вызывает положительные эмоции, воспитывает в нас доброту, заботу, любовь.

Всё в природе взаимосвязано. Есть одна наука, которая неразрывно связана с изучением жизни природы. Как она называется?

(экология)

Ребята, а кто сможет сказать, что такое экология и чем конкретно она занимается?

Вы правы, экология – наука о природном доме, о взаимоотношениях живой и неживой природы.

Определение вешается на доске.

- Мы живем на планете Земля, это есть наш общий дом. У нас над головой общая крыша - голубое небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность. У нас одна на всех лампа и печка – ласковое солнышко. У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи. Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она и большая. Всего за полтора часа ее можно облететь на космическом корабле. Так что мы должны знать и беречь дом, в котором мы живем.

-Ребята, наверняка вы уже догадались, какая тема урока, о чём будем говорить? (о природе , об экологии)

-Верно, тема сегодняшнего урока «Что такое экология» и мы будем учиться любить и беречь дом, в котором мы живем.


  1. Физкультминутка


  1. Сценка

Стук в дверь. Появляется девочка в образе Природы: печальная, грустная, голова опущена.

П: -Здравствуйте, ребята. Я –природа, а точнее то, что от неё остаётся. Я пришла вам сказать «Опомнитесь, люди!»

Я не хочу такого мира,

Где все так серо, все уныло…

Опомнись, вздрогни человек!

Не долог на земле твой век

Но что после себя оставишь?

И чем себя ты здесь прославишь?

Убитой птицей на заре?

Лесами черными в огне?

Опомнись, вздрогни, человек!

Перед природой ты в долгу,

И славен, будет пусть твой век

Травой душистой на лугу.

Помогите! Спасите меня пока не поздно! Вы уничтожаете все мои богатства, загрязняете воздух и воду, сжигаете леса и луга, истребляете животных. Люди наносят мне малые и большие раны! Если так будет продолжаться, я могу погибнуть, и тогда больше не будет жизни на Земле!

-Ребята, что же это такое? Только что на слайдах мы видели всю красоту природы, а сейчас она просит о помощи? Значит не так всё хорошо? Как вы считаете? Ответы детей.

-Я предлагаю поговорить об охране природы, а нашу гостью пригласим послушать.


4 Беседа о больших и малых ранах природы

-Давайте разбираться, что же на самом деле происходит с природой, о каких больших ранах она говорила?

Слайды 6,7,8 (воздух - выхлопные трубы машин, заводы и фабрики выпускают газы, вредные вещества, химикаты; вода- сточные воды, нефть; леса- вырубка, пожары; животные – браконьеры)

Дети комментируют слайды.

-Да. Ситуация, действительно, критическая .Ну ведь что-то же надо делать?


5 Игра. Работа в парах

- Я предлагаю поиграть в экологов. Кстати, а кто такие экологи?

- Давайте обратимся к словарю и проверим ваши предположения.

(Экологи- люди, которые занимаются изучением взаимоотношений живой и неживой природы, охраной окружающей среды)

- Перед вами даны варианты действий, которые надо проводить в целях защиты природы. Нужно найти и подчеркнуть правильные действия.

Проверка, выявление ошибок.

- Друзья, вы ещё малы, и изменить ситуацию только что увиденную на слайдах, вы не в силах .Это заботы взрослых людей. Это глобальные проблемы. Но не наносить малые раны природе вы можете. Малые раны- это наши с вами действия .


6 Проблемная ситуация.

Послушайте рассказ «Воскресенье в лесу».

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. Мы запаслись продуктами, водой и отправились на природу.

Веселой музыкой оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто их вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

Быстро наломали веток, разожгли костер. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые пакеты. Костёр тушить не стали- сам потухнет.

В кустах мы нашли гнездо какой – то птицы. Там был птенчик. Один из нас взял его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы вернулись домой. Весело прошел день.


Давайте обсудим ошибки, которые сделали дети и выберите нужные экологические знаки, лежащие у вас на столах.

Ошибки:

- В лесу нельзя включать громкую музыку – она распугивает птиц и зверей.

- Вырывать грибы, сбивать даже несъедобные не следует, т. к. разрушается грибница, исчезает лекарство для зверей.

- Для костра собирается сушняк, а не ломать ветки.

- Полиэтилен, банки очень долго разлагаются  в природе, их нельзя выбрасывать  в лесу. Надо забрать домой и выбросить в мусорный бак.

- Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой.

- Брать птиц не следует – в неволе они погибнут.

- Луговые и лесные цветы брать не следует – жизнь оборванных цветов недолговечна.


7 Игра «Озвучь слайд»

Показываются несколько слайдов, а дети их озвучивают.

Слайды ( склянки, бабочки, насекомые, деревья, яйца в гнёздах)


IV Закрепление

- Вот если каждый из нас будет соблюдать все правила поведения в природе, то не будет малых ран у неё. Чем же вы, дети, можете помочь природе?


-Если посадить деревце, полить его водой, поухаживать за ним, то через год оно превратится в огромное дерево, которое будет служить для нас воздухом, тенью или просто украшением города. Человек и природа непрерывно связаны. И поэтому человек должен помогать природе, а природа должна помогать человеку. И тогда настанет гармония-то, к чему мы стремимся


-Люди должны беречь природу, чтобы взамен получать природные богатства: фрукты, овощи, цветы и деревья. Мы, дети, можем в холодные, зимние дни кормить птиц, бездомных животных. И тогда с гордостью можно сказать –мы помогаем природе выжить


-Я хочу, чтобы не вымерли животные. В данный момент очень много исчезающих видов животных. А в этом виноваты браконьеры. Хорошие люди защищают природу, а злые портят. Дорогие ребята, давайте подумаем о будущем нашей природы!



1.Знакомство с Красной книгой

-Ребята, а ведь действительно, очень много животных вымирает по вине человека. Ученые мира создали Международный союз охраны природы, который стал изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. Составили списки растений, которые исчезли или находятся под угрозой, издали в виде книги и назвали ее…? (Красная книга)

-Подумайте, пожалуйста, почему так называется эта книга?

.

Сообщение:

-Эта книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных. Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в защите.

Демонстрация Красной книги.

-В нашей Воронежской области тоже есть своя Красная книга, куда занесены редкие исчезающие животные.

-Хотите побольше узнать об этих и других животных и растениях? Может быть сделаем альбом или проект на эту тему? Согласны?


2 Обращение к детям

-А, чтобы наш мир стал добрее, все мы должны научиться любить друг друга, заботиться о братьях наших меньших, радоваться солнцу, дождю, научиться видеть красоту, которая нас окружает. Я хочу предложить вам, ребята, в нашем классе создать общество любителей природы. Войти в него смогут только те, кому не безразлична судьба нашей планеты, кто любит животных, кто по-настоящему добрый и отзывчивый человек. Поднимите, пожалуйста, руки, кто хотел бы стать членом нашего общества.

Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою,
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней,
Так будем же, люди, все вместе,
Мы к ней относиться добрей.

Вывод.


Неправильное отношение и обращение с природой может привести к её гибели и гибели самого человека, ведь он часть природы.


Составление правил правильного обращения с природой в группах.

В это время тихо звучит песня «Раненая птица»

Вырубка леса – посадка нового.

Браконьерство – создание заповедников.

Загрязнение воды и воздуха – установка очистителей.

Отдых на природе – уборка территории.

Развитие науки и техники – соблюдение правил пользования природными ресурсами.


Что значит правильно обращаться с природой?

Человек не сможет жить, не беря от природы то, что ему нужно. Поэтому, чтобы уберечь природу от расточительства, необходимо бережное, экономное отношение к ней.

- Ребята, давайте проводим нашу гостью-Природу.

Природа: - Спасибо вам за знания. Главное- чтобы вы о них не забывали.

V Итог. Рефлексия.


( Я запомнил, узнал, повторил, удивился …)

-Зачем вам нужны знания об экологии?






























Приложение 1


Задание для работы в парах.


- Не нужно сажать растения, делать лесопосадки.

- Необходимо строить на фабриках и заводах очистные сооружения.

- Не делать заповедные зоны.

-Все предприятия оборудовать установками для борьбы с дымом , пылью, газом.

-Вести борьбу с браконьерами

-Заниматься очисткой водоемов

Охранять леса от пожаров

Вырубать леса

Истреблять вредных животных


Приложение 2