ЯПОНИЯ
Цели урока:
Образовательная: охарактеризовать японский милитаризм в годы Второй мировой войны; дать характеристику послевоенного развития Японии; уяснить причину “японского чуда”; показать взаимоотношения Японии со странами мира на современном этапе.
Развивающая: проанализировать успехи Японии в экономическом развитии во второй половине ХХ в.
Воспитательная: учить уважению к национальным традициям и умению идти в ногу со временем.
Тип урока: комбинированный.
Наглядные пособия: таблица, схема, политическая карта мира.
Пройденный материал преподаватель закрепляет с помощью вопросов. Новая тема, ее цели раскрываются в ходе работы с учебником, ознакомления с планом занятия. Научив учащихся правильно работать с учебником в школе и дома, вырабатывать у них интерес к теме, стремление к самостоятельному, творческому подходу к изучаемому материалу. Сначала план занятия нужно записать на доске:
1. Агрессивные действия японских империалистов по отношению к странам в регионе Тихого океана.
2. Польза правительственных реформ в Японии и новая конституция.
3. Развитие Японии в 50—60-х годах.
4. Отношения с другими государствами.
5. Современное положение и политическая жизнь. После проверки домашнего задания преподаватель раскрывает содержание первого пункта плана посредством следующих вопросов с использованием карты:
1. С захвата каких территорий японские милитаристы начали Вторую мировую войну?
2. В чем заключалась их цель?
3. Какие государства начали войну против Японии?
4. Когда Япония потерпела поражение?
После ответов на вопросы преподаватель говорит об ущербе, нанесенном Японией в годы Второй мировой войны Китаю, трудностях в его народном хозяйстве и восстановительном периоде.
Делая обзор японской агрессии в Тихом океане, необходимо использовать учебник. По первому вопросу темы предлагается заполнить табл. 22.
Таблица 22
№ п/п | Период | Воюющие государства | На кого совершалось нападение | Кто поддерживал |
| | | | |
Перед вторым вопросом преподаватель говорит об оккупации Японии иностранными военными силами и наказании трибуналом военных преступников Японии.
Далее учитель рассказывает о послевоенном развитии Японии и, записывая на доске названия новых партий, дает их характеристику (табл. 23).
Таблица 23
№ п/п | Новые партии | Какого направления придерживались |
1 | Демократическая | Буржуазного |
2 | Либеральная | Буржуазного |
3 | Социалистическая | Оппозиционного |
4 | Коммунистическая | Оппозиционного |
Давая характеристику социально-экономического положения народа, необходимо отметить значение проводимых правительством реформ (1946—1949 гг.). Во-первых, у помещиков забирались излишки земель и отдавались крестьянам; стало развиваться фермерское хозяйство, что явилось первым достижением в реализации реформ. Во- вторых, рабочие составляли коллективные договоры о найме на работу с владельцами мелких предприятий, получили право участвовать в забастовках, добились 8-часового рабочего дня.
В 1945—1951 гг., опираясь на капиталы США и Японии, была осуществлена радикальная аграрная реформа. В 1960 г. страна перешла к “японской модели”; 200 млн. долларов были даны ей в долг. Облегчились пути проникновения в экономику иностранных инвестиций. Начали концентрироваться крупные национальные монополистические группы.
Затем учащимся разъясняются цели и задачи принятия новой конституции. Политическая структура государства расписывается на доске (схема 12).
Схема 12

Япония — страна с конституционной монархией; император считается лишь “символом государства и единства народа”.
Законодательной властью является парламент, он избирается на шесть лет.
Палата Верховного Совета обновляется каждые три года.
Нижняя палата избирается на четыре года.
Конституция была принята в 1947 г.
Преподаватель может остановиться на некоторых статьях Конституции, используя хрестоматию, например:
“I часть. Статья 1. Император является символом государства и единства народа, он опирается на свободную волю народа”.
“II часть. Статья 9. Япония отказывается начинать войну с кем бы то ни было без угрозы посягательства со стороны других государств на ее территорию. Для осуществления этого обязуется не применять наземное, водное, воздушное оружие”.
В 1954 г. главой правительства стал лидер Демократической партии И. Хатояма, выразивший готовность урегулировать отношения с СССР.
19 октября 1956 г. подписана японско-советская декларация. После подписания соглашения СССР обязался вернуть Японии острова Хабомаи и Шикотан.
Этот вопрос невозможно раскрыть за один урок, поэтому преподаватель кратко дает информацию о принятии Конституции 1947 г., которая действует в стране по сей день.
Следующий пункт темы посвящен экономическому развитию Японии в 50—60-х годах; для его изучения ставятся следующие вопросы:
1. Какие изменения произошли после Второй мировой войны на производственных предприятиях Японии?
2. Кто поддерживал развитие японской экономики?
3. Какие вы знаете крупные предприятия в Японии, достигшие значительных успехов за короткое время?
4. Какой экономический путь развития выбрала Япония в 50—60-х годах?
Рассматривая эти вопросы, преподаватель должен подчеркнуть особую роль НТР в экономике Японии.
Япония стала выпускать высококачественную продукцию, основываясь на последних достижениях науки и техники других стран и отечественных изобретениях. Уже через несколько лет японская продукция отличалась по качеству от товаров других стран (табл. 24).
Таблица 24
Товары Японии
| 1983 г. | 1986 г. |
Уголь, млн. т | 17,1 | 116,0 |
Нефть, тыс. т | 492 | 736 |
Чугун, млн. т | 72,9 | 74,7 |
Сталь, млн. т | 97,2 | 98,3 |
Прокат, млн. т | 77,5 | 78,1 |
Телевизоры (разных марок), млн. шт. | 12,4 | 13,0 |
Легковые машины, млн. шт. | 7,152 | 7,810 |
Часы, млн. шт. | 173,5 | 281,7 |
Япония располагала свои предприятия во многих странах и из года в год увеличивала свои доходы. Из-за отсутствия полезных ископаемых страна испытывает определенные трудности. Но японцы изменили структуру своей экономики, обновили производственное оборудование, изобрели и внедрили в производство компьютеры, роботов, новые технологии, что позволило им развиваться дальше.
Следующий вопрос — о внешней политике Японии — следует начать с подписания мирного договора с Китаем в 1951 г. в Сан-Франциско. На карте показать территории, относящиеся к той и другой стране, остановиться на японо-китайских взаимоотношениях. В 1978 г. две страны заключили договор о мире, а в 1997 г. их торговый оборот достиг 60,8 млрд. долларов.
Отношения между США и Японией стали укрепляться с того времени, когда было получено разрешение японских властей на размещение американских военных баз на Японских островах.
В 1960 г. Япония и США подписали новый договор о мире и безопасности. Сейчас между двумя странами установлены тесные связи, существует высокий товарооборот (дополните эти сведения).
Затем дается характеристика современной политической жизни Японии. Изменения в политической жизни страны предлагается изобразить на плакате.
В 1954 г. либералы и демократы создали партию ЛДП, также были организованы Социалистическая и Коммунистическая партии.
Весной 1993 г. ЛДП проиграла на выборах, к власти пришли другие политические партии и было установлено коалиционное правительство во главе с партией “Новые границы”.
Заканчивается изучение темы сообщением о месте Японии среди стран мира и установлении политико-экономических отношений с Казахстаном.
Домашнее задание: используя дополнительный материал, провести сравнительный анализ экономического развития Японии и Кореи.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX — НАЧАЛЕ XXI вв.
Цели урока:
Образовательная: показать основные тенденции развития международных отношений в связи с образованием мировой социалистической системы в 1945—1990 гг.; охарактеризовать изменение международных отношений на мировой арене после распада социалистической системы и образования однополярного мира.
Развивающая: прививать навыки аналитического подхода в оценке международных отношений.
Воспитательная: воспитание гуманизма, миролюбия, гражданственности и патриотизма.
Тип урока: комбинированный.
Наглядные пособия: политическая карта мира, таблица, уровневые вопросы, карточки.
1. Проверка домашнего задания.
2. Раздать пятью-шестью учащимся карточки с вопросами и заданиями по теме “Международные отношения в 1945—2004 гг.”
Уровневые вопросы.
1-й уровень
1. Охарактеризуйте международное положение в 1940— 1960 гг. Почему распались антифашистские группы и стали враждовать между собой?
2. Когда и для каких целей была создана ООН? Какова была ее роль в сохранении мира и безопасности в этот период?
3. В чем причины создания военно-политических блоков и развертывания гонки вооружений?
2-й уровень
1. В чем причины начала “холодной войны”?
2. В какие годы началось ослабление международной напряженности?
3. В чем причины обострения международных конфликтов в 1960—1981 гг.?
3-й уровень
1. Как развивались международные отношения в 1970— 1990 гг.? В чем причины региональных конфликтов в этот период?
2. Какое событие способствовало дальнейшему обострению международных отношений?
3. Какие договоры были заключены по вопросам сокращения ядерного оружия и разоружения?
4-й уровень
1. Когда закончилась “холодная война”? Какие факторы способствовали этому?
2. В каких странах сложилась особо опасная обстановка в результате международного терроризма?
3. Как развиваются современные региональные и мировые интеграционные процессы?
РАЗВИТИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА
Цели урока:
Образовательная: раскрыть причины кризиса культуры в начале ХХ в.; рассмотреть основные формы искусства начала века — модернизм и социалистический реализм.
Развивающая: дать оценку роли науки в формировании общественного сознания и массовой культуры.
Воспитательная: формирование стремления к овладению накопленных человечеством знаний и духовных ценностей, заключенных в науке, культуре, литературе и искусстве.
Итоговый урок. Развитие культуры, науки и техники в ХХ в.
План урока:
1. Общественное сознание и массовая культура в начале ХХ в.
2. Развитие науки и техники в ХХ в.
3. Период расцвета культуры и науки в ХХ в.
В своем вступительном слове учитель обращает внимание учащихся на этапы социально-политического развития мира:
1914—1945 гг. — начало социально-политического кризиса индустриального общества;
1946—1975 гг. — развитие и углубление социально-политического кризиса индустриального общества.
После 1975 г. начался поворот к построению постиндустриального общества.
Современная эпоха — эпоха расцвета всемирной цивилизации.
Подчеркивая преобразование культуры в общественную потребность, нужно раскрыть влияние науки и техники на общественный прогресс. В процессе изложения материала можно использовать схему 14.
Схема 14

Рассказывая о сосуществовании сторонников модернизма и социалистического реализма в ХХ в., учитель подчеркивает, что этот период был важной вехой в формировании массовой культуры. Наука стала одним из мощных факторов общественного развития и средством воздействия на общественное сознание. Нужно обратить особое внимание учащихся на тот факт, что наука стала двигателем мировой цивилизации.
В следующей подтеме нужно подчеркнуть, что с 70-х годов ХХ в. начался новый этап в развитии науки (схема 14). Задание учащимся: заполнить табл. 27, 28.
Таблица 27
Развитие науки и техники за годы советской власти | Развитие науки и техники в современную эпоху |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
5. | 5. |
Таблица 28
Советские и казахстанские ученые | Названия трудов |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
5. | 5. |
Проверка работы учащихся, оценка их знаний.
Заключение. На исходе ХХ в. распался СССР — связующая опора мировой системы социализма. Наступил конец тоталитарного режима. В мире укрепилась рыночная капиталистическая экономика. В результате заложен фундамент единой мировой цивилизации, которая должна стать гарантом равноправия всех народов и торжества международного права.