Мишка косолапый.
Цели занятия:
Дать детям представление об образе жизни бурых медведей, о том, как они приспособлены к жизни в природных условиях.
Учить изображать фигуру медведя способом пластилинографии, передавая строение тела животного, пропорции и характерные детали.
Закреплять умение аккуратного соединения частей в единое целое путем примазывания, сглаживания.
Задачи:
Закрепить знания о нетрадиционной технике пластилинография.
Продолжать учить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость).
Развивать чувство цвета, творческое воображение, мелкую моторику пальцев рук, глазомер.
Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, развивать познавательный интерес к ней.
Материалы для занятия:
Плотный картон голубого цвета, размер 20х20 см;
Набор пластилина;
Салфетка для рук;
Доска для лепки;
Стека;
Картина «Бурый медведь», репродукция Шишкина «Утро в сосновом лесу»;
Раздаточный материал – изображения медведей;
Ход занятия:
Организационная часть.
Педагог сообщает детям о том, что к ним пришло приглашение:
Вы стесняться бросьте,
Приходите в гости!
Путь совсем не длинный –
Лесом прямиком.
Угощу малиной,
Угощу медком.
А зимой ко мне, ребята,
Не советую ходить.
А зимой меня, ребята,
Не советую будить.
Педагог: Ребята, как вы думаете, от кого это послание?
Дети: От медведя.
Педагог: Прежде, чем отправиться к нему в гости, давайте вспомним все, что мы о нем знаем. Где он живет? Как выглядит? Чем питается? (Ответы детей).
Педагог показывает детям картину и репродукцию, уточняет ответы детей.
Педагог: Медведь – очень крупное лесное животное с мохнатой и теплой шубой бурого цвета. У него большая голова на короткой шее, которую практически не видно под густой шерстью, глазки маленькие как бусинки. Видит мишка плохо, зато обоняние и слух у него прекрасные. А почему медведя иногда называют косолапым?
Предположения детей.
Педагог: Все очень просто: при ходьбе медведь ставит лапы пальцами внутрь, а пятками наружу, поэтому его и прозвали косолапым.
Педагог предлагает детям встать и изобразить косолапого мишку.
Педагог: Хоть кажется медведь громадным и неповоротливым, ходит он тихо, так, что ни одна веточка под ногами не хрустнет.
«Хоть мы, медведи, косолапы, а ловкачи. Мы так бегать умеем – лошадь догоним. На деревья лазим, в воду ныряем. Тяжелые пни выворачиваем, жирных жуков ищем. Мы мед и траву едим, корешки и ягоды. А дичинка попадет – и ей рады». Так писал о медведях писатель Чарушин.
Педагог: Летом мишке раздолье: он собирает разные ягоды – чернику, бруснику, малину. Любит грибы, орехи, желуди. Медведь еще и рыболов. Очень терпеливо может сидеть у лесной речушки и ждать, когда к берегу приплывет большая рыба, тогда он метко бьет по ней лапой и достает из воды. Как вы думаете, а что ест лесной богатырь зимой?
Дети: Зимой он спит в берлоге.
Педагог: Зимой медведь ложится в свою берлогу, снег прикрывает его жилище сверху, и там становится тепло. Мишка спит и сосет свою лапу. Будить его зимой нельзя, потому что разбуженный медведь очень опасен, такого мишку зовут медведь-шатун.
Педагог: Ребята, а когда просыпается медведь?
Дети: Весной.
Педагог: Правильно, мишка просыпается очень голодный и сразу отправляется на поиски пищи. Наверное, мишка потому и прислал нам приглашение, что проснулся. Ну что ж, давайте сходим к нему в гости.
Физкультурная разминка.
И. П. – стоя у стола.
Мишка вылез из берлоги | Повороты вправо-влево. |
Огляделся на пороге, | |
Потянулся ото сна; | Потягивания, руки вверх |
К нам опять пришла весна. | |
Чтоб скорей набраться сил, | Вращение головой. |
Головой медведь крутил. | |
Наклонился взад-вперед, | Наклоны вперед-назад. |
Вот он по лесу идет. | |
Ищет мишка корешки | Наклоны: правой рукой к левой ступне и наоборот. |
И трухлявые пеньки. | |
В них съедобные личинки - | |
Для медведя витаминки, | |
Наконец медведь наелся | Садятся на свои места. |
И на бревнышке уселся. | |
Педагог: вот мы с вами и побывали в гостях у хозяина леса, узнали о нем много интересного и нового. Давайте в память о нашем незабываемом знакомстве изобразим портрет мишки косолапого.
Практическая часть.
Этапы выполнения работы.
Туловище. Из коричневого пластилина скатать шар, прямыми движениями преобразовать его в овал, расположить в центре основы и расплющить на поверхности, сохраняя овальную форму. С любой стороны пальчиками вытянуть хвостик – короткую колбаску.
Голова. Скатать шарик поменьше, пальчиками вытянуть мордочку и расположить с противоположной от хвоста части туловища удлиненной частью вниз. Из маленького кусочка пластилина скатать шарик, расплющить его. Техника безопасности при работе с инструментами. Стекой разрезать на 2 полукруга, прикрепить ушки в верхней части головы медведя на затылке.
Лапы. Скатать длинную колбаску, стекой разделить ее на 4 части (пополам и каждую половинку еще раз пополам). Закрепить лапы в нижней части туловища (две спереди, две сзади), слегка загибая внизу каждую лапу-стопу и приминая концы лап сверху двумя пальчиками. Стекой сделать неглубокие надрезы в тех местах, где у медведя будут когти.
Оформление медведя. Из черного пластилина скатать горошины и сделать на мордочке медведя глаза и нос. По всему туловищу медведя нанести при помощи стеки штрихи, изображая мохнатость шкуры.
Дополнения в общую композицию:
Трава – расплющенная в нижней части основы колбаска из зеленого пластилина с нарисованными стекой короткими полосками-травинками;
Елочки – колбаска из пластилина коричневого цвета – ствол, зеленые колбаски, согнутые уголком, - веточки с распушенной нижней частью при помощи стеки;
Солнце – шарик из пластилина желтого цвета с нанесенными стекой штрихами-лучиками по краю;
Облака – кусочки белого пластилина произвольной формы;
Грибы, цветы – по представлению.
Разминка для пальчиков во время работы.
Бурый мишенька зимой
Крепко спал в берлоге.
Весною он проснулся,
Зевнул и потянулся:
- Здравствуй, рыжая лисичка!
- Здравствуй, белочка-сестричка!
- Здравствуй, серенький волчонок!
- Здравствуй, беленький зайчонок!
(Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного, мизинца. Повторить левой рукой).
Заключительная часть.
Вот как хорошо мы с вами сегодня провели время, побывали в гостях у медведя, мы не только познакомились с ним, но еще его и изобразили. Теперь вы можете рассказать об этом лесном жителе и показать его портрет. Продемонстрируйте его друг другу. Что вам понравилось делать больше всего?
Молодцы.
Наше занятие подходит к концу, большое спасибо за хорошую, продуктивную работу. Приводим в порядок свои рабочие места. До свидания!
Самоанализ открытого занятия «Мишка косолапый»
Цели занятия:
Дать детям представление об образе жизни бурых медведей, о том, как они приспособлены к жизни в природных условиях.
Учить изображать фигуру медведя способом пластилинографии, передавая строение тела животного, пропорции и характерные детали.
Закреплять умение аккуратного соединения частей в единое целое путем примазывания, сглаживания.
Для достижения этой цели я определила следующие задачи:
Закрепить знания о нетрадиционной технике пластилинография.
Продолжать учить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость).
Развивать чувство цвета, творческое воображение, мелкую моторику пальцев рук, глазомер.
Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, развивать познавательный интерес к ней.
На занятии использовались следующие методы и методические приемы: игровой, словесный, иллюстративно-наглядный, показ, демонстрация готового изделия.
Считаю, что занятие прошло на хорошем уровне, дети работали активно, с интересом, уверенно отвечали на вопросы.
Рекомендации и предложения, высказанные администрацией будут учтены при последующей работе.