Конспект логопедического занятия
Тема: Дифференциация звуков [к] и [г] в предложениях и словосочетаниях.
Цель: Умение различать близкие по артикуляции звонкие и глухие согласные г-к в предложениях и словосочетаниях.
Задачи:
Обучающие: закрепить знания детей по дифференциации звуков [к] и [г], учить различать звуки [к] и [г] в изолированном виде, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в связной речи. Формировать умение правильно выполнять задания предложенные учителем.
Развивающие: развивать, фонематический слух, память, внимание, мышление, орфографическую зоркость, словарь учащихся, органы артикуляции, сенсорную сферу.
Корригировать речевые навыки,
Воспитательные: воспитывать интерес к правильно звучащей речи, интерес к предмету через использование разных методов и приемов.
Ход урока:
Орг. момент
Прозвенел звонок, начался урок.
Сообщение темы и целей урока
Сегодня наше занятие будет не совсем обычным, потому, что к нам пришло много гостей, и мы устроим соревнования. А перед соревнованиями спортсмены всегда разминаются, то есть подготавливаются, и мы тоже сейчас проведем небольшую разминку.
Пальчиковая гимнастика (разобрать фасоль по цветам: белую в одну тарелку, красную – в другую)
Артикуляционная гимнастика: выполнение упражнений перед зеркалом – «Вкусное варенье, Маляр, Почистим зубки ( внутри и с наружи), Горка»
Гимнастика для глаз
Вот мы подготовились, размялись и готовы для соревнований, но давайте вспомним
- из чего состоит наша речь? (звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения, связная речь).
- на какие две большие группы делятся звуки? (гласные и согласные)
- какие могут быть согласные? (твердые и мягкие, звонкие и глухие)
- на какие две группы делятся гласные звуки? (показывающие мягкость и твердость согласных).
8. Уточнение артикуляции звуков [к] и [г]
А) уточнение правильной артикуляции звука [г]
1) губы в улыбке
2) зубы сближены, но несомкнутые
3) кончик языка опущен вниз, спинка языка касается твердого нёба.
4) голос звучит.
5) Характеристика звука Г – согласный, звонкий, твердый, мягкий.
Б) уточнение правильной артикуляции звука [к]
1) губы в улыбке
2) зубы сближены, но несомкнутые
3) кончик языка опущен вниз, спинка языка опущена к мягкому нёбу.
4) голос не звучит.
5) Характеристика звука К – согласный, глухой, твердый, мягкий.
1. задание «Слушай внимательно»
Предлагается звуковой ряд, если учащиеся услышат звук [г] – поднимают красный кружок, если звук [к] – поднимают синий кружок.
М К Л Г Р С К А Г И Г Ш К О Ф К Х Г Т В К Ц Г
2. задание «Скажи наоборот».
Логопед произносит слоги, дети должны назвать слог наоборот
КА ГУ ЯК ОГ
КЕ ИГ УК ГА
ЮГ УК ГЕ КО
КИ ГО АК ГО
3. задание «Шифровки»
- Где может в словах стоять звук (в начале, в середине и в конце)
Подчеркнуть буквы через одну прочитать получившиеся слова и определить позицию звука в слове.
АБКЕВГАЕРМИОУТМ (аквариум, бегемот)
УОЛГИУТРКЕАЦ (улитка, огурец)
ПБОАПБУОГЧАКЙА (попугай – бабочка)
СКАОПМОПГАИС (сапоги, компас)
РЯАБДЛУОГКАО (радуга, яблоко)
ГПИЕТРАСРИАК (гитара – персик)
УГТУКСАЬ (утка, гусь)
ГКЛАОРБТУАС (глобус, карта)
4. задание «Грузовик»
Дети выполняют по компьютеру задание, а параллельно идет работа по карточкам – соединить картинки в названии, которых есть звук с соответствующей буквой.
5. задание «Грамотеи»
Вспомнить правило правописания парных согласных. Предлагаются слова, дети должны вставить пропущенную букву и подобрать проверочное слово.
Сапо… -
Мя…кий
Берег…
Снег…
Лё…кий
Кру…
Пиро…
Лу…
6. задание «Составь словосочетан ия»
- на какие группы делятся слова?
Составить словосочетания
Колючий груша
Глиняный радуга
Квадратный огурец
Желтая кувшин
Кирпичный попугай
Кислое сапоги
Говорящий кубик
Разноцветная ёжик
Солёный гараж
задание «Придумай предложение»
С составленными словосочетаниями придумать предложении.
8. задание « Говорушка»
Разучивание скороговорки
Купили Егорке санки для горки
Всю зиму Егорка катался на горке.
9. Итог урока.
-С какими звуками мы сегодня работали, чем похожи эти звуки, чем различаются?