Формирование целостности картины мира в средней группе
по теме: «Посуда»
Выполнила: воспитатель первой категории Замятина Светлана Александровна.
Цель: Расширять представления детей об окружающих предметах.
Образовательные задачи: Расширение представлений о посуде, её видах и назначении.
Развивающие задачи: Развитие связной речи, фонематического восприятия, речевого слуха; зрительного внимания; логического мышления; мелкой и общей моторики.
Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, бережного отношения
Оборудование: изображения кухонной, столовой и чайной посуды, предметные картинки с изображениями посуды, разрезные картинки, предметы посуды.
Словарная работа: сахарница, конфетница, фарфоровая, кухонная, чайная.
Предварительная работа: Чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе», рассматривание иллюстраций, предметов посуды, дидактическая игра «Что для чего? », составление рассказов-описаний о предметах посуды, отгадывание загадок, разучивание слов к упражнению «Мамины помощники».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и с ними.
Коммуникативное упражнение «Здравствуйте!», стоя в кругу
Я с утра пришла сюда,
Здравствуйте, мои друзья,
Здравствуй, солнце и земля,
Это я… (по очереди дети называют себя по имени)
Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости?
Дети: да!
Воспитатель: у кого вы бывали в гостях?
Дети: у бабушки, у дедушки. У друзей. У родственников и т.д.
Воспитатель: а вы когда-нибудь были в гостях у сказочного героя?
Дети: нет.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к сказочному герою, к кому мы пойдем, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
Уж не буду, уж не буду я посуду обижать, Буду, буду я посуду и любить и уважать Дети: это бабушка Федора!
Воспитатель: правильно. Мы пойдем в гости к бабушке Федоре. Но как мы попадем в сказку?
Дети: С помощью волшебной палочки, скажем волшебные слова.
Воспитатель: я предлагаю вам закрыть глаза, обернуться вокруг себя и
сказать волшебные слова: крибле, крабле, бумс!
(воспитатель надевает платок и фартук, берет на себя роль Федоры) Федора: Здравствуйте, гости дорогие!
Дети: Здравствуй, бабушка Федора! Мы пришли к тебе в гости.
Федора: Как я рада вас видеть! Я очень люблю гостей. Ребята, сегодня утром почтальон Печкин принес мне послание, где просит отгадать загадки. Поможете мне?
Федора: Проходите на стульчики и внимательно слушайте.
Загадывание загадок.
Среди ложек я полковник. И зовут меня…(половник)
Суп, салат, пюре, котлеты падают всегда в…(тарелке)
А на чай и простоквашу подставляй дружочек…(чашку)
На плите — кастрюль начальник толстый, длинноносый…(чайник)
По моей тарелке лодочка плывёт. Лодочку с тарелкой отправляю в рот…(ложка)
Будет вкусная еда с золотою коркою, если пользуешься ты… Верно, сковородкою.
Картинки с посудой выставляются на наборное полотно.
Федора: Ребята, как одним словом назвать все эти предметы? (Посуда)
Федора: А для чего нужна посуда? (Ответы детей)
Идет рассказ
Федора: Было время, когда от меня убегала посуда, но потом я поняла, что её нужно любить и ухаживать за ней. А как нужно ухаживать за ней? Ребята, я хочу вам сказать, что посуда бывает разной по назначению. Посуда, в которой готовят пищу, еду называется кухонной. Посуда, из которой едят, называется столовой. Посуда, из которой пьют чай, называется чайной.
(Выставляются картинки с наборами посуды) Федора: Посуду изготавливают из разных материалов
Чайная и столовая посуда сделана из фарфора. Ее называют - фарфоровая.
Кухонная посуда сделана из металла. Как ее можно назвать? – металлическая.
Есть посуда, сделанная из других материалов (Предлагаю детям подойти к столу рассмотреть и потрогать посуду):
Это тарелка из глины (коричневая и шершавая) – она глиняная;
Ложка сделана из дерева – деревянная;
Стакан из стекла (тонкий и хрупкий материал) – стеклянный;
Кружка из пластмассы, не бьется – пластмассовая.
– Мы с вами узнали, из какого материала бывает посуда. Давайте повторим еще раз: из фарфора – фарфоровая и т.д.
Федора: Ребята, а что вы знаете о посуде? Назовите посуду, изображенную на картинках, расскажите, для чего она предназначена и к какому виду относится.
Например: Кружка, она сделана из фарфора, значит, она фарфоровая, из нее пьют чай, это чайная посуда.
Федора благодарит детей, и предлагает провести пальчиковую гимнастику.
«Мамины помощники».
Раз, два, три, четыре, (ритмичные удары кулачками).
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой).
Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку. (загибают пальчики, начиная с большого).
Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой).
Только чашку мы разбили, (загибают пальчики, начиная с большого).
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали. (ритмичные удары кулачками).
Федора: А сейчас я предлагаю поиграть. Согласны?
Игра с мячом
Ребята, а где хранится посуда? (на кухне). И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты.
Игра «Каждый продукт в свою посуду» (словообразование)
Масло сливочное положим…(в маслёнку),сахар насыпаем…(в сахарницу), молоко нальем…(в молочник), соль у нас …(в солонке), перец…(в перечнице), хлеб положили…(в хлебницу), Сухари…(в сухарницу), Селедку…(в селедочницу), конфеты…(в конфетницу).
Федора: Ребята, вы помните, как в сказке от меня убежала посуда? И пока посуда, обидевшись на меня, убегала, она разбилась, раскололась на части, я собрала все осколочки, а вы поможете мне собрать эти осколки? (предлагаю собрать разрезные картинки).
Игра «Разбитая посуда». (дети собирают картинки и называют к какой группе посуды относится их картинка)
Итог занятия
– Вспомните, какая бывает посуда, как ее используют?
Здесь чайник, половник, кофейник и блюдо, Кастрюли по росту на полках стоят, Ковши и лопатки по стенкам висят. Столовый сервиз приготовлен к обеду, А чайный красиво на полке стоит.
Насыпана соль в расписную солонку,
Положено масло аккуратно в масленку,
В салатник нарезаны овощи все,
И супница пышет уже на столе.
В посуде еду и хранят и готовят,
Хозяйки посуду и сушат и моют.
И, как от Федоры, она не сбежит, если чистой на полке стоит.