СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия Танграм

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеклассного мероприятия по математике для учащихся 5-6 классов. Содержит конспект занятия и красивую презентацию

Просмотр содержимого документа
«В.З. Танграммы конспект»



Предмет: МАТЕМАТИКА

Тема: Танграмы

Класс: 5 - 6

Форма проведения: Внеурочное кружковое занятие


ФИО учителя: СОФРОНОВА НАТАЛИЯ АНДРЕЕВНА, учитель математики МОУ «Упшинская основная общеобразовательная школа»


Цель урока: дать учащимся представление о геометрическом конструкторе


Задачи занятия:


Образовательные:

  1. Познакомить детей с одним из способов создания геометрического конструктора

  2. Показать, как можно с помощью изготовленного конструктора собирать различные картинки

Развивающие:

  1. Развитие наглядно-образного мышления, воображения; внимания.

  2. Развитие геометрической интуиции.


Воспитательные:

  1. Воспитание усидчивости и терпения, навыков совместной работы.

  2. Воспитание умения играть по правилам и выполнять инструкции.


Оборудование к уроку: мультимедийный проектор, ноутбук, экран;

компьютерная презентация «Танграмы».

Квадрат из картона, простой карандаш, линейка, ножницы для каждого учащегося.











Этапы урока

слайда

Слайды

Содержание

Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Организация начала урока

2

Легенда о возникновении игры


Слушают

Постановка цели и задач


3

Ши чао тю – китайское название игры.

Европейцам она известна под другим названием.

Разгадайте ребус и узнаете его.


Сегодняшнее занятие мы посвятим этой игре

Слушают

Объяснение нового материала


4

В перводе с китайского Ши чао тю означает хитроумный узор из 7 частей.


Игра основана на разрезании квадрата особым способом на 7 частей (танов) и складывании из этих частей различных фигур (танграм)


Как разрезать квадрат?

Сейчас мы посмотрим как это сделали создатели игры и не только посмотрим, но и будем делать сами.


Вывод : Игра – геометрический конструктор

Ее суть – сложить из данных элементов всевозможные фигурки (танграмы). Самые распространенные из них - фигуры животных и человека. Придуманы уже более 7 000 различных комбинаций.


Строят квадрат размером 10х10 и разрезают его на 7 частей


5

Танграм КОШКА


Показывает как сложить танграм


Сообщает Правила игры

В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.
При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.

Элементы фигур должны примыкать один к другому

Смотрят

Складывают



6


Сейчас я сложу несколько танграм, а вы попробуйте угадать, что у меня получилось

  1. Танграм ЛИСА



Отвечают: ЛИСА


7

  1. Танграм СОБАКА



Отвечают: СОБАКА


8

  1. Танграм УТКА




Отвечают: УТКА



9

  1. Танграм БЕГУЩИЙ ЧЕЛОВЕК




Отвечают:

БЕГУЩИЙ ЧЕЛОВЕК


10

  1. Танграм ЗАЯЦ

Отвечают: ЗАЯЦ


Первичное закрепление


11

По предложенному на слайде образцу сложите танграм ГУСЬ

Складывают


12

А вот еще один танграм. Как бы вы его назвали?.

Сложите танграм. В чем проблема?

А вот какие танграмы можно сложить из двух квадратов: собака; мальчик на ослике; человек, толкающий тачку; лошадь.

Объединись и попробуйте сложить одну из предложенных вам фигур (эту работу можно предложить сделать одному из учеников на магнитной доске)

Складывают танграм ВСАДНИК





Пробуют сложить один из четырех танграм

Дополнительная информация

13

У игры много фанатов. Один из них – автор замечательных книг об Алисе Льюис Керолл, известный английский писатель и математик.


Л.Кэролл считал, что танграм был любимой игрой Наполеона Бонапарта, французского императора, который, лишившись трона, в изгнании на Острове Святой Елены проводил долгие часы за этой забавой, “упражняя свое терпение и находчивость”.


Слушают


14

Одним из поклонников игры был Эдгар А. По. Принадлежавший ему танграм, сделан из слоновой кости и в настоящее время хранится в Нью-Йоркской публичной библиотеке.

Известный писатель и дипломат Роберт Ван Гулик в романе “Убивающие ногтями” построил весь сюжет книги вокруг танграма


Слушают


15

В Музее игрушек в городе Сергиев Посад (Московская область) хранится старинная русская головоломка - аналог головоломки ТАНГРАМ, датированная 1820 годом.


Слушают


16

Существуют другие легенды происхождения игры. Одна из них принадлежит крупнейшему американскому мастеру головоломок и занимательных задач, шахматисту, автору множества шахматных задач и задач на разрезание, Сэмюэлю Лойду (1841— 1911). Лойд считает, что танграм – это изобретение китайского мудреца Тана, которому люди поклонялись как божеству.


Слушают


17

А вот еще одна версия, связанная с разбитой плиткой

Слушают

Рефлексия


18

Закончить урок хочу словами Мартина Гарднера,

американского математика и научного писателя: Очарование танграма состоит в простоте материала и в кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью

А сейчас мне хочется услышать от вас ответы на вопросы:

  1. Что интересного было на занятии?

  2. Что особенно запомнилось?

  3. Какой композиции вы бы отдали предпочтение, и почему?

  4. Как можно использовать танграмы? (Комбинируя на плоскости элементы разрезанного на части квадрата, можно создавать множество новых фигур, как геометрических, так и жанровых - очертания животных, людей, бытовых предметов и т.д. Можно не останавливаться лишь на конструктивной части игры. Увлекает перенесение получившихся силуэтов на бумагу. Можно сделать подрисовку, создать и проработать фон, придумать сюжет. А удачные композиции вполне можно использовать для украшения интерьера комнаты или игрового уголка).

  5. Какие качества можно воспитать в себе, постоянно играя в эту игру-головоломку? (головоломка     развивает умственные и творческие способности, пространственное воображение, комбинаторные способности, логическое мышление, сообразительность, смекалку, а также усидчивость, формирует внимательность, упорство в достижении цели, способствует творческому поиску чего – то нового, учит терпению и последовательности).

Отвечают на вопросы



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

Роберт ван Гулик (Robert Hans van Gulik) 9 августа 1910 — 24 сентября 1967 — голландский ученый-востоковед. Его отец служил в Джакарте (остров Ява), где у Роберта проявился интерес к Востоку. Вернувшись в 1922 году в Голландию, Гулик поступил в гимназию, тогда же он начал изучать санскрит и брать уроки китайского языка. С 1928 года он начал публиковать собственные статьи, посвященные, главным образом, китайской поэзии, а в 1934 году поступил в Лейденский университет, где изучал индологию, китайский и японский языки; в том же году защитил диссертацию. В 1935 году Роберт ван Гулик был принят на работу в Министерство иностранных дел Нидерландов и получил назначение в Токио. Во время дипломатической службы в Японии он находит время для научных занятий, причем диапазон их весьма широк: от каллиграфии и дальневосточной живописи до музыки и литературы. В 1942 году ученый и дипломат был вынужден покинуть Японию и перебраться в Китай. В России Роберт ван Гулик известен, главным образом, благодаря детективным романам, мастерски написанным им на тему традиционных китайских повествований о прозорливом и мудром судье Ди, — «Монастырь с привидениями», «Красный Павильон», «Четыре пальца», «Убийство на улице Полумесяца», «Ожерелье и тыква-горлянка». Однако он является автором многочисленных книг и работ, посвященных культурам стран Дальнего Востока, одна из которых, «Сексуальная жизнь в Древнем Китае», впервые на русском языке опубликована в 2000 году.

Защитил докторскую диссертацию по культу лошади в Северо-Восточной Азии в 1934 г. Он продолжал свои исследования и после поступления на дипломатическую службу. Роберт ван Гулик хорошо разбирался в китайском искусстве, был коллекционером гравюр, искусным каллиграфом и рисовальщиком. Свои романы о судье Ди он иллюстрировал самостоятельно, создавая гравюры в технике ксилография в традиционной китайской стилистике. Как ученый, он знаменит своими исследованиями различных аспектов жизни Китая. Его научные труды: «Знания китайской флейты» (писатель великолепно владел этим инструментом), «Китайская живопись глазами знатока», «Сексуальная жизнь в древнем Китае». Является автором более двадцати монографий на различные темы, в основном по китайской культуре. Большая часть его работ была впервые опубликована за пределами Нидерландов. Единственный внесерийный роман писателя — триллер «Данный день»(1967) о послевоенном Амстердаме.




Сэмюэль Лойд, крупнейший американский мастер головоломок, родился в Филадельфии 30 января 1841 года. Три года спустя его отец, состоятельный торговец недвижимостью, переехал в Нью-Йорк, где юный Сэм до семнадцатилетнего возраста посещал общеобразовательную школу. Это был высокий, стройный, уравновешенный индивидуалист, искусный фокусник и способный к подражанию чревовещатель. Он прекрасно играл в шахматы и молниеносно мог вырезать любой силуэт из черной бумаги. Планы молодого человека посвятить себя карьере гражданского инженера испарялись по мере того, как рос его интерес к шахматам.

Бертран Рассел заметил однажды, что в возрасте восемнадцати лет он так увлекся шахматами, что заставил себя бросить игру, боясь в противном случае ничего другого не успеть в жизни. Прими Лойд такое же решение, и, очень может быть, он стал бы прославленным инженером, но тогда мир оказался бы куда беднее в другом отношении – ведь занимательная математика (а шахматные головоломки входят в нее наравне с математическими) представляет собой одну из форм интеллектуальной игры, а кто возьмет на себя смелость утверждать, что для блага человека больше значит «игра» с управляемыми снарядами и атомными бомбами, чем математическая игра?!

Сэм научился играть в шахматы к десяти годам. Первая задача была опубликована одной нью-йоркской газетой, когда автору было всего четырнадцать лет. А спустя четыре года он был уже весьма известен в шахматном мире как автор множества шахматных головоломок. В те дни шахматы пользовались огромной популярностью, газеты и журналы регулярно печатали задачи, присланные читателями, Лойд участвовал в большинстве конкурсов, получая приз за призом благодаря нетривиальности своих задач. В шестнадцать лет он стал вести отдел задач в журнале Chess Monthly(«Шахматный ежемесячник»), издателями которого тогда были молодой шахматный мастер П. Мерфи и Д. У. Фиск. (Фиск часто облекал задачи Лойда в необычную форму, снабжая их всевозможными историями и анекдотами; впоследствии Лойд широко использовал этот прием в своих математических головоломках.) Позже Лойд вел шахматные колонки в других газетах и журналах, включая еженедельную шахматную страничку, которая печаталась некоторое время в приложении к журналу Scientific American Supplement.Обычно лучшие материалы в них принадлежали ему самому. Он печатал их под псевдонимами У. Кинг, А. Найт и У. К. Бишоп.

Лойд соглашался с тем, что хорошая шахматная задача не должна выходить за рамки реальной игры, однако его изобретательность очень часто выливалась в весьма причудливые формы. Он использовал почти каждую мыслимую лазейку: решение с помощью ходов en passant(проходных), мат в «полхода», задачи, где, прежде чем поставить мат, вы берете ход назад, или где вы вынуждены ставить мат самому себе, или где мат ставится с помощью соперника. Ему нравились задачи, в которых фигуры образовывали на доске какой-либо рисунок: цифры, буквы и даже изображения животных и предметов. Друзья – любители шахмат нередко в день своего рождения получали от Лойда поздравительную открытку с шахматной задачей, содержавшей их инициалы или монограмму!

К несчастью, сам Лойд не отличался в шахматных турнирах, хотя порой и добивался победы с помощью блестящей комбинационной игры. Во время Парижского турнира 1867 года он объявил, что ставит мат в восемь ходов, и после обстоятельного объяснения его противник признал себя побежденным. Позднее оказалось, что у противника в этой партии был превосходный шанс на выигрыш! Судьи разрешили Лойду продолжать игру, правда, при условии, что его противник примет этот псевдомат.

После 1870 года Лойд охладел к шахматам и обратил свое внимание на математические головоломки и всевозможные трюки, которым он умел придать удивительную пикантность и оригинальность. В юности он придумал головоломку с вырезанием из картона, которая принесла огромный коммерческий успех. П. Т. Барнум приобрел у Лойда право на ее издание и выпустил миллионы экземпляров этой головоломки под названием «П. Т. Барнум и его волшебные ослики». Говорили, что юный Лойд заработал за несколько недель десять тысяч долларов. С точки зрения математики самым интересным изобретением Лойда следует считать игру в пятнадцать (задача 21 настоящего сборника). Она вызвала воистину массовое безумие как в США, так и за рубежом. Его головоломка «Лошадь другой масти» (задача 45) также продавалась миллионами экземпляров, равно как и механическая головоломка со стальными шариками под стеклом, носившая название «Свиньи в клевере». Многие из своих «картонных» головоломок Лойд печатал сам в собственной типографии в городе Элизабет (штат Нью-Джерси).

Применение танграма

  1. Танграм может применяться на уроках математики для получение начальных сведений о геометрии. Знакомство с простейшими геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, ромб, знакомство с углами. Сравнение фигур по форме, размеру, площади. Составление из нескольких фигур новой геометрической фигуры: из двух треугольников – ромб, большой треугольник, квадрат, из трёх – треугольник, трапецию, параллелограмм  и т.д.

  2. Танграм во всех его проявлениях можно встретить начиная от дизайна одежды, заканчивая архитектурой и ландшафтным дизайном.

Играя, мы запоминаем названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуем формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещаем их с целью получения новой фигуры. У нас развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.

Нужно сложить фигуру по рисунку со сплошной заливкой, при котором не видно границ элементов.        
Затем можно попрактиковаться самостоятельно, создавая свои - простейшие изображения. Тем самым развивается собственная фантазия.
Можно не останавливаться лишь на конструктивной части игры. Увлекает перенесение получившихся силуэтов на бумагу. Можно сделать подрисовку, создать и проработать фон, придумать сюжет. А удачные композиции вполне можно использовать для украшения интерьера комнаты или игрового уголка.








ПАСПОРТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ




Предмет: МАТЕМАТИКА

Тема: Танграмы

Класс: 5 - 6

Форма проведения: Внеурочное кружковое занятие


ФИО учителя: СОФРОНОВА НАТАЛИЯ АНДРЕЕВНА, учитель математики МОУ «Упшинская основная общеобразовательная школа»


Цель урока: дать учащимся представление о геометрическом конструкторе


Задачи занятия:


Образовательные:

  1. Познакомить детей с одним из способов создания геометрического конструктора

  2. Показать, как можно с помощью изготовленного конструктора собирать различные картинки

Развивающие:

  1. Развитие наглядно-образного мышления, воображения; внимания.

  2. Развитие геометрической интуиции.


Воспитательные:

  1. Воспитание усидчивости и терпения, навыков совместной работы.

  2. Воспитание умения играть по правилам и выполнять инструкции.


Оборудование к уроку: мультимедийный проектор, ноутбук, экран;

компьютерная презентация «Танграмы».

Квадрат из картона, простой карандаш, линейка, ножницы для каждого учащегося.