2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: совместно с детьми сформулировать тему и цели урока через проблемную ситуацию. | По источнику получения знаний: Словесные: беседа, Наглядные: Демонстрация, Практический: упражнения. По уровню включения в продуктивную деятельность –частично-поисковый, проблемный Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием. | - Ребята, у вас на столах лежат черновики, сегодня мы будем работать в них, запишите дату, сегодня 10 ноября. - А чтобы нам с вами узнать тему урока. Посмотрите, у вас на партах лежат листочки. Вам нужно зачеркнуть одинаковые слоги, а из оставшихся букв составить слово. Даю вам 1 минуту. Рясряорячряирянряерянряиряе - Какое слово у вас получилось? (сочинение) - Значит, какая тема урока? (сочинение) - Совершенно, верно. Молодцы! - Какие задачи перед собой мы можем поставить? Задача: Узнать, что такое сочинение. -Где мы можем узнать, что такое сочинение? ( в словаре). (Заранее попрошу ребенка прочитать определение по выданной карточке). - Сочинение — вид письменной школьной работы, представляющий собой изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. -И так, мы с вами узнали, что же такое сочинение. -А вы знаете, что сочинения бывают разных видов, а хотите узнать каких? -Значит как можно сформулировать вторую задачу? 2. Узнать, какие бывают сочинения. -Сейчас нам расскажет,….. (Заранее дать ребенку что бы он из прочел по выданной карточке). (Сочинения по тексту, сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения на заданные темы (например, «Как я провёл лето», «Каким я хочу быть»), сочинения по картине, сочинения-описания (например, какой-то личности). -Мы решили 2-ю задачу, тем самым мы узнали, какие бывают сочинения. -Наверняка вы знаете, что в сочинения состоят из частей, а знаете из каких? Значит, какую задачу мы можем перед собой поставить? 3. Узнать, из каких частей состоит сочинение. –Сочинения состоят из 3-х частей, эти три части вы можете увидеть на слайде, но эта последовательность перепутана, ваша задача построить правильную последовательность. Вступление Основная часть Заключение Вступление вводит в тему. То есть говорит, о чем будет ваше сочинение. Основная часть представляет анализ, раскрытие темы сочинения. Заключительная часть в ней мы должны подвести итог. -Сейчас мы с вами узнали, какие части есть в сочинении. -Ребята, посмотрите на слайд, на нем изображена картина. Значит, с каким видом сочинения мы с вами сегодня познакомимся? - Мы с вами сегодня научимся писать сочинение по репродукции картины А.А Рылова «В голубом просторе». Т.е как будет звучать следующая задача? 4. Научиться писать сочинение по картине. | Выполняют задание. Определяют тему урока. Формулируют задачи урока. | Регулятивные УУД: саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии; осуществляют самоконтроль; Коммуникативные УУД: полно и точно высказывают свои мысли; Познаватель-ные (общеучебные) УУД: формулирование цели; Познавательные (логические) УУД: анализ с целью выделения признаков. |
3. Решение проблемы. Задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающихся изучаемого материала. | По источнику получения знаний: Беседа Наглядные: Демонстрация, работа с книгой. Практический: упражнения. Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием | 3.1 Познакомить обучающихся с художником и картиной. -Ребята, посмотрите на картину. Видели ли вы её раньше? -Эту картину написал Аркадий Александрович Рылов-русский советский живописец-пейзажист, в 1918 году ( т.е 99 лет назад). А сам Аркадий Александрович родился в 1870 ( т.е 147 лет назад). С раннего детства Аркадий Александрович увлекался рисованием, и любовь к живописи не покидала его на протяжении всей жизни. Сейчас эта картина находится в Москве в Третьяковской галерее. -Сейчас я вам прочитаю стихотворение, великого русского писателя М.Ю Лермонтова, ваша задача внимательно послушать и рассмотреть репрадукцию ( т.е точная копия) картины, и после ответить на вопрос, о чем эта картина? Что на ней изображено? Какое настроение она у вас вызывает? Белеет парус одинокой В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? Играют волны, ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит; Увы! - он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой: А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! -Кто из вас был на море? -Вспомните, какие у вас были впечатления, когда вы увидели первый раз море. Обрадовались ли вы? -Как вы думаете, о чем эта картина? (о море). -Какие чувства/настроение вызывает эта картина? -Что изображено на картине? 3.2 Беседа по картине с одновременным анализом ответов учащихся. - Посмотрите на репродукцию картины и ответьте на вопросы. -Где происходит действие картины? -Что на ней изображено (что на переднем плане, что в центральной части, на заднем плане)? -Как бы вы назвали эту картину? -А художник назвал ее «В голубом просторе…». Как вы думаете почему? -К какому жанру изобразительного искусства принадлежит эта картина? Это натюрморт, пейзаж или портрет? Почему? - Правильно, это пейзаж. - Чтобы написать картину, нам нужно собрать рабочий материал, который поможет нам в написании сочинения по репродукции картины. Для этого на столах у вас лежат карточки, в ходе нашего урока мы их заполним. При заполнении столбика, будьте внимательными при написании некоторых слов. Что изображено | Рабочие материалы | Лебеди | Семь красивых лебедей, белые, летят к солнцу | Облака, небо | Красочное небо, пушистые легкие облака с розовым оттенком. Зеленоватый горизонт. | Море | Голубое море, вода в нем переливается под яркими лучами солнца. | Скалы | Высокие коричневые скалы, облака касаются их макушек, их вершины покрыты белым снегом. | Корабль | Мчится по морю, развивая белоснежные паруса. | Воздух | Чистый, свежий. | Настроение | Радостное, восторженное. | - Посмотрите на передний план. Что изображено? (лебеди) - Какие они на картине? Сколько их? - Что мы можем написать в рабочих материалах? (Семь белых красивых лебедей, летят к солнцу) -Какое небо и облака вы видите? Прочитайте, что написано в таблице. Красочное небо, пушистые легкие перистые облака. Согласны вы с этим? -Что мы можем сказать о море? (голубое, вода в нем переливается под яркими лучами солнца). Запишите в таблицу. -Высокие коричневые, облака касаются их макушек, они окутаны снегом. О чем мы можем так сказать? (о скалах) Запишите в первую колонну. - Ребята, а что мы можем сказать о корабле? (Мчится по морю, развивает белоснежные паруса.) Запишите в таблицу. - А как вы думаете, какой там воздух? - Конечно, воздух чистый, свежий. - И какое настроение передает вам этот пейзаж? (восторженное, потрясающее) -Ребята, для чего мы с вами заполняли таблицу? -Это последовательность, по которому мы будем составлять сочинение по репродукции картины. Мы с вами сегодня превратимся в писателей и постараемся написать картину словами и красивыми предложениями. -Чтобы получился рассказ по картине, составим план сочинения. - Как начать сочинение по картине? (кто автор и название картины), о природе в картине). Как мы назовем эту часть? (художник и картина) А отнесем к чему? (вступление) - О чем скажем в основной части? (опишем картину) Что изображено на переднем ? и заднем? Как назовем этот пункт плана? - Чем закончить сочинение? О чем сказать в заключительной части? (о настроении, о чувствах, которые вызывает картина). Как назовем эту часть? ПЛАН. 1. Художник и картина. 2. Лебеди 3. Облака, небо 4. Море 5. Скалы 6. Корабль 7. Воздух 8. Мое настроение. | Знакомятся с художником и его картиной. | познавательные УУД (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме) регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно) |
Пальчиковая гимнастика. Задача: снять физическое утомление при помощи физических упражнений. | Словесные (беседа, объяснение) Упражнение | - Ребята, сделаем небольшую разминку, для наших пальчиков, чтобы они отдохнули. 1.На двери висит замок — Кто его открыть бы смог? Потянули…Покрутили… Постучали…И открыли! 2.Начался дождик, давайте двумя мизинчиками постучим по парте, дождик расходится, сейчас мизинцами и указательными, и т.д | Дети выполняют упражнения, повторяют за учителем. | |
4.Первичное закрепление. Задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающихся изучаемого материала. | Методы организации учебно – познавательной деятельности: Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: методы контроля и самоконтроля. | -Наши пальчики отдохнули, приступаем к написанию сочинения. -Отступите от даты 1 линеечку, и по середине напишите Сочинение по картине А.А Рылова «В голубом просторе» -С каких слов мы можем начать сочинение? Перед нами картина А.А Рылова «В голубом просторе»…. На картине кто изображен? (пейзаж) На картине мы видим пейзаж… -Что мы видим на переднем плане? (стаю лебедей) Какие они? Сколько их? Где они летят? По какому небу? По ярко-синему небу летят семь величавых белых красавцев-лебедей. -Кто «сопровождает» их? Что рядом с ними? (облака) -Что мы можем о них написать? Какие они? Цвет? Стаю лебедей сопровождают пушистые, серо-голубые с розовым оттенком облака. -Далее про что мы можем написать? -Смотрите на план. (о море) На горизонте зеленоватое небо, сливается с голубым морем. -Что мы еще можем написать о море? Вода в нем переливается под яркими лучами солнца. -Далее скалы, что мы можем написать про них? Какие они? Где они находятся? Коричневые горные скалы как будто врезались в холодное море. Их вершины покрыты белым снегом. -Что мы можем написать про корабль? По морскому простору мчится корабль, развивая свои белоснежные паруса. -Опираясь на таблицу, что можно написать про воздух? От картины веет свежим морским воздухом. -В конце, что мы напишем? (свое отношение к картине) Мне понравилась картина, потому что… | Приступают к написанию сочинения, ведут диалог с учителем | познавательные УУД (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме) регулятивные УУД (самоконтроль) (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно). |
6.Подведение итогов урока и рефлексия обучающихся. Задача: развивать умение оценивать свою деятельность, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. | Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: Беседа По источнику получения знаний: Словесные: беседа. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: Поощрение. | -Ребята вот и подходит наш урок к концу. -Вспомните, пожалуйста, какой была тема нашего урока? - Что нового вы узнали на уроке? -Давайте вспомним задачи, которые мы ставили перед собой в начале урока. 1.Узнать, что такое сочинение. 2.Узнать, какие бывают сочинения 3.Узнать, из каких частей состоит сочинение 4.И научится писать один из видов сочинения. -Как вы думаете решили ли мы их? -Трудно ли вам было писать сочинение? Почему? - Ребята, вы сегодня хорошо поработали, а сейчас передайте, пожалуйста, все тетради с последних парт на первую. Я проверю их и после уроков отдам вашему учителю. Спасибо вам за урок. | Оценивают свою деятельность на урока, деятельность своих одноклассников. | регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; познавательные УУД: логические УУД: анализ, установление причинно-следственных связей. |