СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Конституция- основной закон государства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В первой части разработки дано определение Конституции, описана ее  история. Во второй части предложены конкурсы на знание основных терминов и знание законов.

Просмотр содержимого документа
«"Конституция- основной закон государства"»

«Конституция - основной закон государства»

Главная цель государства - не создать рай на земле, 
а не допустить ада

 Цели: 

  • расширить и углубить знания, учащихся по теме «Конституция РФ»

  • повысить гражданско-правовую культуру учащихся;

  • формирование представления о важности соблюдения законов государства;

  • формирование активной гражданской позиции и правового сознания;

  • развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности,

Планируемые результаты:

Личностные: проявление устойчивого интереса к законодательной профессиональной деятельности депутатского корпуса РФ; осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспекты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметные: гражданско – правовое просвещение школьников; развитие у подростков гражданских компетенций: знаний, навыков коммуникации, толерантности, социальной адаптации, активного участия в общественной жизни с опорой на основы конституционного строя Российской Федерации.

Ход мероприятия:

(Звучит Гимн Российской Федерации)

Есть день в начале декабря,
Он для России значит много.
Его мы празднуем не зря,
Закон страны своей чтим строго.

Его обязан каждый знать
И уважать себе во благо.
Чтоб гражданином честным стать,
Даём мы верности присягу.

Нельзя нам без Закона жить,
К его статьям не обратиться.
И каждый должен изучить,
Сей Конституции страницы.

Чтоб сделать лучше жизнь людей,
Сплотить страну своим единством,
Мы Конституцией своей
Российской искренне гордимся!

Празднование Дня Конституции — это замечательный повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей стране - России! Определить свое отношение к происходящим событиям и существующим законам. Давайте сначала определим что же такое Конституция. И почему мы уважительно пишем ее с заглавной буквы.

Конституция Российской Федерации — основной закон нашей страны; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. 

Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие.

Конституция- основной закон нашей страны. А что такое закон? (Закон – это нормативно-правовой акт, который вырабатывается и издаётся специальным государственным органом, регулирующий отношения человека и общества в целом). Скажите, а зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, каждый будет делать что ему вздумается и это приведет к преступлениям и катастрофам)

   Закон и правовые нормы существовали не всегда. На раннем этапе развития человеческого общества отношения между людьми регулировались устными запретами и ограничениями. И лишь с усложнением общественного устройства и появлением основ государственности возникла необходимость закрепить правила поведения в виде письменных законов.

   Почему возникла необходимость в законах?



В первобытном обществе отношения между соплеменниками не отличались сложностью и разнообразием. И все же часто приходилось регулировать их, чтобы избегать конфликтов и недоразумений. Роль регулятора в этом случае играли обычаи, ограничения и запреты на те или иные действия.

Тот, кто нарушал установления рода, подвергался строгим мерам, вплоть до порицания, физического наказания или изгнания из общины.



Со временем общественные отношения существенно изменились. Усложнилась социальная структура общины, появилась частная собственность. Нередкими стали конфликты между членами общества. Это вызвало необходимость в появлении специальной структуры для управления и принуждения. Так возникло государство.

Одна из функций государства как раз и состояла в регулировании взаимоотношений между отдельными членами общества. Появилась потребность письменно закрепить правила поведения, ограничив свободу людей.


Давайте посмотрим, как зарождались законы.

Во втором тысячелетии до нашей эры появляются первые писаные системы законов. Одним из старейших источников, позволявших говорить о появлении норм права, считаются законы вавилонского царя Хаммурапи. В его кодексе отчетливо определяются права личности и собственников имущества.

Вначале источником законов были высшие лица государства. Цари сами определяли, какие нормы поведения нуждаются в законодательном закреплении, сами же вершили суд и назначали наказание за нарушение закона. Впоследствии функции контроля перешли к специально выбираемым судьям. Появились специалисты в области права, которые изучали и толковали законы.

Во времена расцвета Древнего Рима законы получили новое содержание. Многие из принципов римского права в несколько измененном виде дошли до наших дней и нашли отражение в современном законодательстве. Позже человечество прошло через период средневековья, когда отношения между людьми чаще всего регулировались церковью, законы и установления которой именовались канонами.

С дальнейшим развитием гражданского общества усложнялась и система законодательства. После XII века на основе положений римского права во многих странах Европы стало развиваться гражданское, общее и международное право.

Постепенно законы стали регулировать и отношения между отдельными государствами.

За многовековую историю развития права законы существенно изменились. Они стали в большей степени учитывать особенности общественного устройства и хозяйственной деятельности.

  Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку и т. д. Люди стали решать главные вопросы в беседах, путём международных переговоров, с помощью разных религий и даже войн. Только в ХХ веке человечество научилось понимать, что это несправедливо. Возьмём литературу. Героев произведений тревожат вопросы о правах человека. Наконец, люди разрешили эти главные вопросы. Появилась Всеобщая декларация прав человека. Если соблюдать в точности всё, что предложено, то на Земле прекратятся хаос, кошмар и неразбериха. К таким явлениям относятся: терроризм, воровство, насилие, угнетение, рабство, дискриминация, посягательство на репутацию человека. Люди подумали, что необходимо составить специальные документы по правам человека.

10 июля 1918 года в России появилась первая Конституция, которая была принята на 5 Всероссийском съезде  Советов.

В 1922 году, после завершения Гражданской войны, фактически образовалось новое государство, которое было названо Союзом Советских Социалистических Республик.

    Первый съезд Советов СССР 30 декабря 1922 года утвердил Декларацию и Договор об образовании нового государства.  Конституция союзного государства была утверждена Вторым съездом Советов СССР 31 января 1924 года. Эта Конституция была очень короткой и имела одну главную цель – отразить структуру нового союзного государства. В каждой из республик, вошедших в состав Союза, были приняты свои конституции.

   Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 года. Она мало чем отличалась от Конституции 1918 года. В ней также провозглашалась диктатура пролетариата, гарантировалось уничтожение эксплуатации человека человеком и в качестве главной и неизбежной цели называлось строительство коммунизма.

     С начала 90-х годов прошлого века в обществе развернулась ожесточенная политическая борьба, которая привела к тому, что Коммунистическая Партия Советского Союза утратила свои правящие позиции, а Союз Советских Социалистических Республик распался на ряд независимых и самостоятельных государств. И уже в независимой России начался процесс создания совершенно другого общества с рыночной экономикой, основанного на демократических принципах.

 Так, в 1993 году была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.

Соотечественники всеобщим голосованием поддержали основной закон всей страны. Тем самым Россия сделала важный шаг в построении демократического государства, основанного на принципе равенства, гуманизма, мира и согласия.

Ну а теперь предлагаю провести конкурсы, в которых выясним кто из нас юридически подкован.

1 конкурс. Разминка: блиц - вопросы по Конституции РФ

- Когда отмечается день Конституции? (12 дек. )

- Что такое референдум? (Всенародное обсуждение)

- Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)

- Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)

- Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)

- Можно ли не находясь в России но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)

- Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства. )

- С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)

2 конкурс.

Раздаются напечатанные слова, значения которых необходимо найти на других листах.

право

система обязательных норм, регулирующих поведение людей, за выполнением которых следит государство

мораль

совокупность представлений людей о добре и зле

демократия

форма политической организации государства, основанная на признании народа источником 

амнистия

 мера, применяемая по решению органа государственной власти к лицам, совершившим преступления, сущность которой заключается в полном или частичном освобождении от наказания...

кодекс

 мера, применяемая по решению органа государственной власти к лицам, совершившим преступления, сущность которой заключается в полном или частичном освобождении от наказания...

адвокат

лицо, профессией которого является оказание квалифицированной юридической помощи физическим лицам (гражданам, лицам без гражданства) и юридическим лицам (организациям), в том числе защита их прав и представление интересов в суде...

прокурор

 главный судебный представитель обвинения. Обвинение — сторона, отвечающая за изложение доводов против лица, обвиняемого в совершении преступления, в ходе судебного разбирательства по уголовному делу.

президент

выборный глава государства в странах с республиканской или смешанной формой правления;

преступление

правонарушение (общественно опасное деяние)

импичмент

процедура судебного обвинения, в том числе и уголовного, лиц муниципального или государственного исполнения, чиновников, вплоть до главы государства, с возможным последующим их отстранением от должности.

гражданин

человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой и наделённый совокупностью политических и иных прав и обязанностей.

налог

обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.



Конкурс капитанов.

-Кто является президентом РФ? (В. В. Путин)

-Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ?(Президент)

-Форма правления в России? (Республика)

-Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.)

-Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)

-Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг. )

-Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах. )


3 конкурс.

Найди и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству (флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица). Из оставшихся букв составь слово (Россия)

О

Н

С

Т

И

Т

Я

К

С

Ф

Л

А

У

Ц

Г

Е

Р

Б

Г

Я

И

Р

П

Г

С

Е

Л

С

Е

Р

И

О

Р

И

Т

З

О

М

Н

А

Ц

О

И

Д

Е

Н

Т

И

Л

4 Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…»

Задание 1.  Сказка В.ГАРШИНА  «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.

Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: унижение достоинства  личности.

Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА».  Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

     ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых

Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ».  Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

     ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд

Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ».  Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?

      ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.

5 конкурс.  «Анаграммы»

Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.



Страна – А Р А Н С Т

Документ К У Н ТЕ МО Д

Закон – К О Н З А

Политика – ИПОКАЛИТ

 Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н

Порядок – Я Д П О Р О К

Право – В О Р А П

Союз – Ю З О С

Школа – Л О К А Ш

Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д

Образование – Р О З А В И Н А Б Е О

Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж

Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я

Собрание – Е Б Р А Н И С О

Общество – Б О С Т В О Щ Е

Группа – П Р А П У Г

Опекун – К Е У Н О П

Мнение – Н Е М Е Н И





6. «Моя родина - Россия».

Команде предлагается ответить на большее количество вопросов за ограниченное время.

ВОПРОСЫ:

Что такое символ? (условный знак, обозначение).

Какие символы России вы знаете? (герб, флаг, гимн).

Что такое герб? (эмблема государства).

Где можно увидеть герб? (на флагах, монетах, печатях и официальных бумагах).

Что такое флаг? (прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или несколько цветов).

Где можно увидеть флаг? (на кораблях, правительственных зданиях и т. д.).

Что такое гимн? (торжественная песня).

Где ее можно услышать? (на соревнованиях, встречах президентов и т.д.).

Символом чего является белый цвет флага? (чистота).

Символом чего является синий цвет флага? (вера в постоянство).

Символом чего является красный цвет флага? (энергия, сила).

Что означает слово «герб»? (наследство).

Старинное русское название флага? (стяг).

Деревянная игрушка – символ России? (матрешка).

Кто является главой Российского государства? (президент).

Когда отмечается День принятия конституции РФ? (12 декабря).

Назовите  автора стихов гимна РФ. (С.В. Михалков).

Назовите государственный язык нашей страны. (Русский).

Назовите денежную единицу России. (Рубль).

Назовите растение – символ России. (Береза).

Назовите столицу России. (Москва).

Какое место в мире Россия занимает по площади? (Первое).

Как называется основной закон РФ? (Конституция РФ).

Что при вступлении в должность президент приносит народу? (присягу).

Когда россияне отмечают день государственного флага? (22 августа).

Какой царь официально ввел бело-сине-красный флаг? (Петр 1).


8. Мои права


Соедините буквы и узнайте свои права. (Побеждает первый угадавший все слова)

На чьей стороне закон?

  1. Семиклассник решил заработать летом деньги на велосипед. Он обратился, а центр занятости с просьбой найти ему работу. Ему отказали, нарушено ли его право?

  2. 15-летняя Маша устроилась работать в поликлинику санитаркой. Старшая сестра потребовала выйти на работу в воскресный день по производственной необходимости. Права ли сестра?

  3. Костя, 16 лет. Он хочет устроиться на работу в магазин ночным сторожем, тогда днем он может учиться. Будет ли Константин принят на работу ночным сторожем?

  4. 17-летняя Катя попросила предоставить ей отпуск в августе. Заведующая отделом отказала ей и пояснила, что существует график отпусков. По этому графику Катя может уйти в отпуск только в ноябре. Права ли заведующая отделом?

  5. Старший брат 16-летней Ольги работает в казино. Он предложил Ольге устроиться на работу в качестве уборщицы в игровой зал. Могут ли Ольгу принять на работу?

  6. Несовершеннолетний Артем был уволен администрацией предприятия, так как в период работы выяснилось, что из-за низкой квалификации он не справляется с порученной ему работой. Правомерно ли увольнение Артема?

  7. В адрес администрации предприятия, где работает 15-летняя школьница Ирина, пришло письмо из школы. В письме указывается, что в последнее время Ирина часто пропускает уроки, особенно те, которые проходят в утренние часы, часто приходит неподготовленной к занятиям. Директор школы обращается с просьбой к администрации предприятия расторгнуть с Ириной трудовой договор. Должен ли быть расторгнут трудовой договор?

  8. В сентябре 17-летняя Наташа была принята на работу. В октябре администрация предприятия сообщила о том, что трудовой договор с ней расторгнут, так как она не выдержала испытания. Правомерно ли увольнение Наташи?


Ответы:

1) Работа не должна мешать учёбе, это условие здесь выполняется. Но так как ему отказали, то, следовательно, он не достиг 14-ти летнего возраста. Ну а если достиг 14 лет, то он не предоставил согласие от родителей; опекуна либо попечителя; также органа опеки и попечительства.

2) Не права. Потому что младшая сестра несовершеннолетняя, и по трудовому кодексу она не может выйти на работу в выходной день вместо старшей сестры.

3) Константин получит отказ. Несмотря на то, что ему 16 лет, при этом он учится; то работать ночью сторожем он не сможет, потому что это будет мешать его успеваемости, то есть учёбе.

4) Права заведующая. При принятии на работу обговариваются все условия, в том числе и график отпусков. Если бы Катя не согласилась, следовательно, она бы не работала здесь. Но так как она дала своё согласие, то должна следовать контракту.

5) Нет, её принять нельзя. Она несовершеннолетняя для этого заведения.

6) Увольнение правомерно. Так как Артём не справлялся с порученной ему работой. Когда Артём принимался на работу, администрация предприятия знала, что так как он несовершеннолетний, то его квалификация низкая. Тогда она сразу должна была иметь ввиду, что Артём не справиться с работой.

7) Должен, ведь из-за этого она имеет неуспеваемость в школе.

8) Да, потому что в течении испытательного срока она не справлялась.