МБОУ Покровская средняя школа №4
План открытого урока 9 класс
Интерактивная игра
«Конституция- основной закон РФ»
Дубовская Е.В.
Учитель истории и обществознания
Покровск 2012
Цели занятия:
Образовательная: закрепление ранее полученных знаний по теме: «Конституция РФ - основной закон государства» с применением игрового метода.
Воспитательная: воспитание любви и преданности Родине, уважения Конституции РФ – понимания и неукоснительного соблюдения ее положений.
Развития: расширение знаний по Конституции РФ, развитие творческой личности, формирование культуры общения
Ход урока
Так как урок в форме игры то группа разделена на 3 команды.
Первая команда: капитан (фамилия), вторая команда: капитан (фамилия).
Оценивать конкурсы мне будут помогать учащиеся других групп (фамилии). За полный ответ на вопрос команды будут получать по 5 баллов, за неуверенный, неполный ответ – 3 балла, за неправильный – 0 баллов.
Итак, начинаем.
Конкурс 1. Состязание для капитанов ( раскрыть символики страны)
C чего начинается Родина?
С символики нашей страны?
С трехцветного флага и гимна,
Который все знать мы должны?
А может она начинается
С приоритета свобод?
С идей Конституции нашей,
Которую чтит весь народ?
Конкурс 2. Команда № 1 доступно комментирует ст. № 1 Конституции РФ.
Презентация: Конституция РФ. Раздел первый. Глава 1. Статья 1.
Российская Федерация – Россия – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Выходит 1 участник и звонко поясняет:
Демократическое государство – это значит, что источником государственной власти в России является ее многонациональный народ. В демократическом государстве народ сам формирует высшие органы власти в процессе свободных выборов или на референдуме.
2-й участник: Россия – Федеративное государство, то есть состоящее из частей, которые имеют определенную самостоятельность и называются субъектами Федерации. В Россию входят республики, края, области, города федерального значение (Москва, Санкт - Петербург), одна автономная область и автономные округа.
Команда №2. 3-й участник: Российская Федерация – правовое государство. Его признаки:
верховенство закона;
признание естественных прав и свобод человека;
разделение властей;
независимый суд;
4-й участник: Россия – это республика, так как:
управление государством является коллективным;
высшие должностные лица и органы государственной власти избираются народом на свободных выборах;
они избираются лишь на определенный срок;
государственная власть основывается на принципе разделения властей на три ветви: законодательная, исполнительная и судебная;
высшие должностные лица несут ответственность за ошибки и злоупотребления.
Конкурс № 3. Интеллектуальный тренинг
Участники команд выбирают вопросы.
1. Какие общие черты, присущие правам человека, выделены в Конституции РФ?
• Конституция указывает на международно-правовой источник прав человека.
Права человека закреплены в ряде международно - правовых документов:
во Всеобщей декларации прав человека 1948 года;
в Международном пакте о гражданских политических правах 1966 года;
в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года.
2. Что такое гражданство?
Гражданство – это прочная, устойчивая, правовая связь лица с государством, по которой на него в полном объеме распространяются конституционные права, свободы и обязанности, а также это сумма взаимосвязанных юридических норм, регулирующих вопросы приобретения, восстановления и утраты российского гражданства.
3. Гражданские (личные) права и свободы?
Право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность;
Право на неприкосновенность частной жизни;
Право на защиту своей чести, достоинства и доброго имени т.д.
Гражданские конституционные свободы в большинстве своем являются правами человека.
4. Конституционный статус личности в РФ?
Сумма конституционных норм, закрепляющих положение человека и гражданина в российском обществе и государстве, объем его прав и свобод и обязанностей образует конституционной статус личности в РФ (статья 64 Конституции РФ).
5. Кто может быть гражданином РФ?
Гражданами России признаны все граждане бывшего СССР постоянно проживавшие в России на день вступления в силу закона о гражданстве. Гражданами России признаются по рождению - это когда ребенок, оба родителя которого на момент его рождения состояли в гражданстве России, является ее гражданином, независимо от места рождения. Условия приема в гражданство:
Если лицо постоянно проживает на территории России в течение 5 лет непрерывно со дня получения вида на жительство (если лицо выезжало за пределы, не более, чем на 3 месяца в течение 1 года). Для беженцев сроки сокращаются вдвое.
Если лицо обязуется соблюдать Конституцию и законодательство;
Имеет законный источник средств к существованию;
Владеет русским языком.
Гражданами России становятся и в порядке регистрации. Предположим в семье, проживающей за границей, один из родителей российский гражданин и здесь вырос ребенок, решивший переехать в Россию и стать ее гражданином. По закону он может зарегистрировать российское гражданство в течение 5 лет, после того как ему исполнилось 18 лет.
6. Судебная власть.
Судебная власть осуществляет правосудие путем рассмотрения и разрешения различных социальных конфликтов, связанных с нарушением норм права.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебную систему РФ составляют федеральные суды и суды субъектов Федерации.
К федеральным судам относятся:
Конституционный Суд РФ;
Федеральные суды общей юрисдикции: Верховный Суд РФ; верховные суды субъектов РФ; районные суды; военные и специализированные суды;
Федеральные арбитражные суды: Высший арбитражный суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов РФ.
К судам субъектов РФ относятся:
Мировые судьи.
Конкурс № 5 Словарная работа: команды получают задание: дать определение таким понятиям как:
а. Федерация. (Ответ: Федерация — это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных национально-государственных образований (субъектов) в одно государство).
б. Республика. (Ответ: Республика - это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются прямо (т.е. непосредственно народом) или формируется парламентом).
в. Государственное устройство. (Ответ: Государственное устройство – это способ организации его территории, правовое положение частей государства и система их взаимоотношений с центром).
г. Конституция РФ. (Ответ: Конституция РФ — это основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий более важные общественные отношения:
Конкурс № 6.
Ситуация: Отец и сын Кибриковы открыли маленькое, но своё дело. Они приобрели помещение, установили в нем необходимое специальное оборудование и стали заниматься ремонтом легковых автомобилей. Дела пошли неплохо. Но через некоторое время отец умер. Другие дети, являющиеся тоже наследниками умершего, потребовали приобретенное имущество разделить в соответствии с законом.
Как вы думаете, не будет ли здесь нарушено право частной собственности, которое согласно ст. 35 Конституции РФ охраняется законом?
(Ответ: нет.)
Ситуация
При объезде территории милицейский патруль увидел группу подростков лет 14-ти, сидевших под раскидистой ивой. Выйдя из машины и подойдя к ним, они увидели следующую картину: подростки по очереди, передавая друг другу, затягивались сигарой. Их вид не оставлял сомнений в том, что они находились в состоянии наркотического опьянения. Лишь один из них, самый старший, на вид лет 16, был в нормальном состоянии. На вопрос милиционера, обращенный ко всем сразу, несколько подростков хором ответили, кивнув на старшего: «Это нас Колька балует!»
Есть ли тут правонарушение?
(Ответ: Колька совершил преступление, и его можно привлечь к уголовной ответственности.)