СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструирование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка подходит как программа по внеурочной деятельности для учащихся 1 класса

Просмотр содержимого документа
«Конструирование»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№ 5»





«Утверждено»

Директор МОБУ«Средняя

общеобразовательная школа №5»

___________ Н.В.Алексахина

приказ № ___________

от «____» ___________2021г







«КОНСТРУИРОВАНИЕ»


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности


Возраст учащихся: 6,5 – 7,5 лет

Срок реализации программы: 1 год








Усенко Наталья Сергеевна,

Мордвинцева Анастасия Андреевна,

Свистунова Елена Григорьевна,

учителя начальных классов








Арсеньевский городской округ

2021

Пояснительная записка.



Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является конструирование из бумаги, а именно оригами. Это один из видов технической деятельности, заключающейся в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном и уменьшенном масштабе путём складывания бумаги.

Программа дополнительного образования «Конструирование» является общекультурной модифицированной программой технической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся основам искусства оригами. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Реальностью наших дней является рост числа детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Человек – существо общественное. Поэтому жить в обществе и быть свободным от общества он не может. Как же научить жить в современном мире и найти свое место тем, кто имеет особенности в развитии? Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей равные с обычными детьми возможности. Среди современных средств и направлений в арт-терапии все ярче заявляет о себе относительно новое перспективное направление – оригами.


Оригами — особый вид конструирования из бумаги: при помощи операций перегибания листа, изменения его положения в пространстве можно переходить от одной геометрической формы к другой, в результате чего появляется модель-образ. За простотой внешней формы, возникающей в результате серии последовательно и аккуратно исполняемых действий, скрывается комплекс воздействий, благотворно влияющих на развитие ребёнка, происходящее как становление целостной индивидуальности. Поэтому в основе программы — концепция саморазвития, а оригами предложено как метод целостного развития ребёнка.

    Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

    Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая логику и пространственное мышление, воображение и интеллект, фантазию и изобретательность.

Программа технического направления, построена “от простого к сложному”. В программе «Конструирование» рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги с использованием самой распространенной техники – оригами.

Отличительной особенностью программы можно назвать то, что в занятиях могут заниматься и дети с ограниченными возможностями здоровья. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы я использую аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.

Цели и задачи программы.


Цель: Формирование у детей начальных научно-технических знаний, профессионально-прикладных навыков и создание условий для самореализации личности ребёнка, раскрытия творческого потенциала путем приобщения к конструированию из бумаги, развитие технических интересов и склонностей детей

Задачи:

Обучающие:

  • Знакомство детей с основными понятиями и базовыми формами и модульного оригами.

  • Обучение различным приемам работы с бумагой.

  • Формирование умений следовать инструкциям педагога.

  • Формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы изделий.

  • Обогащение словаря детей специальными терминами.

  • Умение создавать композиции с изделиями в разных техниках.

Развивающие:

  • Развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения.

  • Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

  • Развитие творчества, фантазии, воображения, интереса к процессу работы и получаемому результату.

  • Развитие политехнического представления и расширение политехнического кругозора.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса к искусству и модульного оригами, нравственно-эстетической отзывчивости к прекрасному в жизни и искусстве.

  • Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

  • Воспитывать аккуратность, бережное отношение к материалам.

  • Расширение коммуникативных способностей детей.

  • Умение работать в команде.


Объем и срок освоения программы.


Программа рассчитана на 1 год обучения 36ч, занятия проводятся 1 раз в неделю.


Основная форма занятий – групповая. Но также может использоваться индивидуальная форма работы. Формами занятий являются: учебное занятие, видеопросмотры изготовления изделий, творческий отчет – выставка изделий.


Режим занятий - занятия проводятся 1 час в неделю.

Для занятий объединяются учащиеся, проявляющие интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению моделей. Детям предлагаются технические приемы изготовления простейших изделий из бумаги постепенно к более сложным.


Занятия по данной программе состоят из: теоретической и практической частей, причем, большее количество времени за­нимает практическая часть.


Ожидаемые результаты обучения.


Должны знать:

  • дети научатся различным приемам работы с бумагой;

  • будут знать основные геометрические понятия и базовые формы;

  • организацию рабочего места, необходимые инструменты, материалы и приспособления для работы;

  • названия различных видов бумаг и картона;

  • область применения и изготовление бумаги;

  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

  • основные свойства материалов для моделирования;

  • принципы и технологию постройки плоских и объёмных моделей из бумаги и картона, способы применения шаблонов;

  • названия основных деталей и частей техники;

  • необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.

Должны уметь:

  • самостоятельно построить модель из бумаги и картона по шаблону;

  • складывать модули для оригами;

  • определять основные части изготовляемых моделей и правильно произносить их названия;

  • работать простейшими ручным инструментом.

Учебный план



Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводные основы конструирования.

2

1

1


2.

Оригами.

Конструирование поделок путём сгибания бумаги. История оригами.

Базовые формы оригами.

Индивидуальная работа.

13

1

12


3.

Бумагопластика.

Знакомство с такими видами работы как аппликация, работа с салфетками, торцевание. Правила техники безопасности работы с ножницами. Выбор бумаги для торцевания. Работа по шаблону.

10

2

8


4.

Модульное оригами.

История развития техники модульного оригами. Правила техники безопасности.

Азбука оригами. Какую бумагу лучше использовать. Инструменты и материалы.

Разметка листов для изготовления модулей.

7

1

6


5.

Заключительное занятие.

Подведение итогов, выставка работ.

1


1



Итого:

33

5

28




4. Содержание учебного плана

1. Вводные основы конструирования.

Теория.

Вводное занятие. Знакомство с планом работы на год. Правила техники безопасности на занятиях детского объединения.

Материалы и инструменты. Свойства бумаги (исследование). Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах, свойствах и примени.

Условные обозначения на графических изображениях – обязательное правило для всех. Знакомство в процессе практической работы с условным обозначением линии видимого контура (сплошная толстая линия). Знакомство в процессе практической работы с условным изображением линии сгиба и обозначением места для клея.

Практика.

Изготовление изделий на тему «Моя любимая поделка» с целью выявление интересов учащихся.

2. Оригами.

Теория.

Конструирование поделок путём сгибания бумаги. Тестирование. История оригами. Условные обозначения, применяемые в оригами. Схемы в оригами. Термины, применяемые в оригами.

Базовые формы оригами: треугольник, воздушный змей, двойной треугольник, двойной квадрат, конверт. Индивидуальная работа. Подготовка работ к выставкам и конкурсам.

Практика.

Складывание веселых мордочек зверюшек: лисенка, собаки, кота и бычка. Складывание фигурок уточки, петуха, воробья. Складывание фигурок рыбки и бабочки. Складывание фигурок жабы. Изготовление «вазочки». Оформление композиции.

3. Бумагопластика.

Теория.

Знакомство с такими видами работы как аппликация, работа с салфетками, торцевание. Правила техники безопасности работы с ножницами. Выбор бумаги для торцевания.

Практика.

Составление аппликаций из ладошек. Мастерская Деда Мороза. Приемы работы с бумажными салфетками. Изготовление открытки в технике торцевания «23 февраля». Изготовление открытки в технике торцевания «8 марта».



4. Модульное оригами.

Теория.

История развития техники модульного оригами. Правила техники безопасности. Азбука оригами. Какую бумагу лучше использовать. Инструменты и материалы.Разметка листов для изготовления модулей. Различные способы разметки. Подготовка модулей.

Свойства бумаги для модульного оригами (исследование свойств бумаги). Виды модульного оригами на основе базовой формы «Треугольник» с элементами аппликации. Знакомство с техникой «Кусудама».

Индивидуальная работа. Подготовка работ для выставки.

Практика.

Изготовление модулей для моделей. Сборка моделей «Тюльпан», «Еловая шишка», «Пасхальное яйцо, «Пасхальная корзина», «Звезда». Изготовление шара «Кусудама».



5. Календарный учебный график.

Дата

Тема

Кол-во
часов

Форма занятия

Форма
контроля



Вводные основы конструирования.















Оригами.





Бумагопластика.





Модульное оригами.





Заключительное занятие.






Планируемые результаты


Раздел «Личностные универсальные учебные действия»

У обучающегося будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

• установка на здоровый образ жизни;

Обучающийся получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

• установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;


Раздел «Метапредметные универсальные учебные действия»

Обучающийся научится:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

  • слушать и понимать речь других;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек,

  • работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


Раздел «Предметные результаты»

Обучающийся научится:

• на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и

конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

• экономно расходовать используемые материалы;

• применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник,), режущими (ножницы)

анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

• изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу, образцу и доступным заданным условиям.


Обучающийся получит возможность научиться:

отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации предложенного учителем замысла;

прогнозировать конечный практический

соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;




Формы аттестации

Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.



Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение.

Бумага: для оригами лучше брать бумагу для ксерокса (разного цвета) или специальную бумагу для оригами, бумажные салфетки разного цвета, крепированая бумага для торцевания.

Ножницы: желательно иметь с закруглёнными концами.

Клей: лучше использовать клей ПВА или клеевой карандаш, для сборки панно и закрепления деталей – клей «Титан».

Цветные карандаши, фломастеры, маркеры: для украшения и оформления поделок.

Компьютер, проектор, экран, звуковая система.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!