Конструкт образовательной деятельности
по ПМ 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
Климовой Юлии Андреевны
(Специальность 44.02.01 Дошкольное образование, 33 «А» группы)
Дата: 14.12.2021 год
ДОО: №98 «Дельфин»
Группа: старшая группа (5-6 лет)
Воспитатель:
Руководитель практики: Темерева Людмила Петровна
Методист: Соломина Елена Владимировна
Тема: В. А. Осеева «Волшебное слово»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Вид НОД: Приобщение к художественной литературе
Форма НОД: занятие-игра
Виды деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, коммуникативная.
Формы организации: индивидуальная, фронтальная
Планируемый результат:
Дети проявляют умение слушать новые сказки (на примере русской народной сказки «Заяц-хваста»), сопереживают героям произведения, вовлечены в разговор во время беседы, рассматривания иллюстраций, картинок;
Дети стремятся к активному общению с взрослыми и сверстниками;
Дети демонстрируют бережное отношение к книге;
Дети демонстрируют связную (диалогическую и монологическую) речь в процессе пересказа русской народной сказки «Заяц-хваста»;
Дети проявляют любознательность, инициативу и самостоятельность в общении, ознакомлены с русской народной сказкой «Заяц-хваста»;
Дети могут объяснить значение незнакомых ранее слов: «гумно», «кокорина», «мять», «овес» «трепать»;
Дети демонстрируют слухоречевую память в процессе игры «Разложи по порядку».
Цель: Формирование интереса и воспитание любви к чтению русских народных сказок в процессе ознакомления с русской народной сказкой «Заяц-хваста» и пересказа сказки.
ЗАДАЧИ образовательной деятельности | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Воспитательные задачи: Воспитывать желание слушать новые произведения; Воспитывать интерес к писателям и произведениям русской литературы; Воспитывать нравственные качества, вежливость, уважение к старшим, в процессе ознакомления произведения; Воспитывать желание делиться своими впечатлениями с воспитателем и сверстниками; Воспитывать бережное отношение к книге. Развивающие задачи: Развивать связную (диалогическую и монологическую) речь детей в процессе выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски; Развивать любознательность; Вовлекать детей в разговор во время беседы, рассматривания иллюстраций, картинок; Развивать умение вступать в диалог со взрослым и детьми; Развивать инициативу и самостоятельность в общении; Обучающие задачи: Познакомить детей с произведением В. А. Осеевой «Волшебное слово»; Способствовать формированию у детей целостного представления об основной идее произведения; Учить воспринимать и осмыслять текст нового произведения; Обогащать словарь детей новыми словами: Чуть не поддал хорошенько — …(чуть не ударил) Стряпала — …(готовит еду) Противень — …(металлический лист с загнутыми краями для жарения, выпечки в духовом шкафу) | Коля – развивать умение отвечать полным предложением. |
Принципы дошкольного образования (ФГОС): Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъема создание ситуации успеха.
Принципы обучения:
принцип научности и доступности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип индивидуального подхода; принцип осознанности и активности; принцип обеспечения активной языковой практики;принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи; принцип толкования новых слов.
Методы воспитания и обучения
Методы воспитания: Поощрение, беседа, чтение.
Методы обучения:
Словесные: чтение, беседа, художественное слово, рассказывание, объяснение.
Наглядные: иллюстрация, демонстрация.
Практические: игра, упражнение.
Приёмы мнемотехники: мнемотаблица.
Список использованных источников:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
…
Средства обучения: книга – русская народная сказка «Заяц-хваста», мнемоквадраты, сундук, письмо, мольберт, иллюстрации кувшина и лисы.
Предварительная работа:
Дидактическая игра «»
Цель:
Оборудование:
Ход:
Индивидуальная работа:
Дидактическая игра «»
Цель:
Материал:
Ход игры:
Ход деятельности
Этапы | Методы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Планируемый результат |
1. Мотивационный этап Задачи: -заинтересовать детей на предстоящую деятельность; -воспитывать желание слушать; развивать любознательность; развивать умение вступать в диалог со взрослым и сверстниками. -воспитывать бережное отношение к книге в процессе ознакомления с русской народной сказкой «Заяц-хваста» | Эмоциональное- стимулирование; беседа | Воспитатель эмоционально стимулирует детей. Воспитатель заносит в группу коробочку. -Ребята, смотрите, какую коробочку я сегодня утром нашла у нас в группе, предлагаю вам её открыть, вы согласны? Ответы детей -Ребята, здесь записка от сказочника. Давайте её прочитаем. -Здравствуйте, Ребята. Вам пишет Сказочник. Я вам в группу отправил очень интересную книгу, её мне подарили на день рождения. К сожалению, я не умею читать. Но я очень хочу узнать, о чем этот рассказ. - Ну что, ребята? Поможем сказочнику узнать о чём эта книга? Ответы детей - Замечательно. Ребята, давайте все вместе вспомним, как нужно рассматривать книгу, чтобы её не порвать и не помять страницы? Ответы детей -Правильно, ребята, нужно листать страницы книги бережно, аккуратно. Нельзя бросать книгу, вырывать книгу из рук. Ребята, я предлагаю вам рассмотреть книгу и подумать, кто же мог стать её героями. Посмотрите на обложку, кто здесь изображен? Ответы детей Ребята, кто главные герои сказки? Ответы детей -Молодцы. Ребята, вы хотели бы узнать, какая история произошла с ними? Ответы детей -Я предлагаю вам ее прочитать, вы согласны? Ответы детей | Дети подходят к воспитателю, сосредоточивают внимание слушают воспитателя, вступают в диалогическое общение. | Дети проявляют любознательность, заинтересованность к предстоящей деятельности, проявляют желание слушать, умение вступать в диалог со знакомым взрослым и сверстниками. Дети демонстрируют бережное отношение к книге |
2. Чтение русской народной сказки и беседа 2.1 Первичное чтение произведения без установки на пересказ Задачи: - познакомить с русской народной сказкой «Заяц-хваста»; - формировать интерес к чтению; - воспитывать желание слушать новые сказки, сопереживать героям произведения. | Художественное слово; выразительное чтение; иллюстрация; демонстрация. | Воспитатель читает сказку Воспитатель показывает иллюстрации в книге. | Дети внимательно слушают сказку, рассматривают иллюстрации из книги. | Дети ознакомлены с русской народной сказкой «Заяц-хваста» проявляют интерес к чтению; умеют слушать новые сказки, сопереживают героям произведения. |
| | | | |
Физкультминутка Задачи: - снять мышечное напряжение; - подготовить к дальнейшей деятельности -совершенствовать двигательные умения и навыки детей | Показ воспитателя; упражнение | Воспитатель наблюдает за детьми во время выполнения упражнений, корректирует в случае необходимости. Физминутка: Поднимайте плечики (энергичные движения плечами) Прыгайте кузнечики (прыжки) Прыг- скок, прыг-скок, Стоп! сели (присели) Травушку покушали, выше, выше высоко Прыгай на носках легко. (прыжки на месте) Воспитатель: Молодцы, ребята. | Дети выполняют упражнения по образцу. Дети проявляют физическую активность. | Снято мышечное напряжение. Дети готовы к дальнейшей деятельности. Дети демонстрируют двигательные умения и навыки |
2.3 Повторное чтение с установкой на пересказ Задачи: - воспитывать умения слушать новые сказки, сопереживать героям произведения; - формировать интерес к чтению; - развивать инициативу и самостоятельность в общении. | Выразительное чтение, повторное чтение по опорным картинкам. | Воспитатель читает второй раз рассказ и делает раскадровку сказки (раскладывает картинки обозначающие последовательность действий). | Дети внимательно слушают сказку, рассматривают картинки, запоминают сказку. | Дети умеют слушать новые сказки, сопереживать героям произведения; проявляют интерес к чтению. проявляют инициативу и самостоятельность в общении. |
2.4 Пересказы детей Задача: - развивать связную (диалогическую и монологическую) речь в процессе пересказа русской народной сказки «Заяц-хваста» | Пересказ; рассказывание; поощрение | Воспитатель эмоционально вовлекает в слушание пересказов. - Ребята, кто хочет попробовать рассказать русскую народную сказку «Заяц-хваста» по картинкам? | Дети пересказывают содержание сказки (один начинает пересказывать, другой - продолжает, следующий – продолжает…) слушают сверстников. | Дети демонстрируют связную (диалогическую и монологическую) речь в процессе пересказа русской народной сказки «Заяц-хваста». |
3. Дидактическая игра «Разложи по порядку» Задача: Развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением. Развивать у детей слухоречевую память в процессе игры «Разложи по порядку» | Беседа; игра | -Ребята, я предлагаю сыграть в игру и выяснить, кто самый внимательный слушатель? Игра называется «Разложи по порядку».Все картинки перепутались между собой. Помогите мне, пожалуйста, разложить их по порядку. Пусть каждый из вас найдёт себе в пару помощника, вам необходимо выбрать перевёрнутую карточку и у кого будет одинаковая картинка, тот и будет в паре. Дети расходятся для выполнения задания. Если ребёнок остался без пары, можно предложить в пару себя. После выполнения задания дети остаются на своих местах. -А теперь давайте проверим, правильно ли выполнено задание. С чего началась сказка? Какая картинка должна быть первой? Кто изображён на первой картинке? Расскажите! - Что случилось потом? - Кто на второй картинке? - Что произошло потом? - Что изображено на третьей картинке? - Чем закончилась сказка? - Что было на последней картинке? - Ребята, вы такие молодцы, все картинки правильно разложили, значит, внимательно слушали сказку, поэтому справились с игрой очень хорошо! | Дети слушают педагога, играют в дидактическую игру «Разложи по порядку», отвечают на вопросы полным предложением. | Дети демонстрируют умение отвечать на вопросы полным предложением. Дети демонстрируют слухоречевую память в процессе игры «Разложи по порядку» |
Рефлексия. Задачи: - формировать умение анализировать деятельность и оценивать результаты своей деятельности - развивать умение вступать в диалог со знакомым взрослым и сверстниками. | Беседа | Воспитатель задаёт вопросы, обсуждает их с детьми. - Ребята, скажите, вам понравилось рассказывать сказку по картинкам? Ответы детей - Здорово. Вам легко было рассказывать сказку по картинкам? Ответы детей - Ребята, с каким трудностями вы столкнулись? Ответы детей - Как вы их преодолели? Ответы детей За что вы хотите себя похвалить сегодня? Ответы детей | Дети отвечают на вопросы; слушают друг друга; выражают собственные чувства, мысли; выстраивают полное предложение. | Дети проявляют умение подводить итоги; проявляют умение вступать в диалог со знакомым взрослым и детьми, и сверстниками; проявляют инициативу и самостоятельность в общении. |
Открытость Задачи: - ориентировать детей на самостоятельную деятельность; - развивать инициативу и самостоятельность в общении. | Беседа | -Ребята, мне только что пришло сообщение от сказочника, предлагаю его прочитать. Ребята, я надеюсь вы прочитали сказку, которую вам отправил и она вам понравилась. В моём городе будет конкурс афиш и хотел попросить вас придумать афишу к этой сказке, мне кажется, что ваши рисунки будут красивыми и интересными. - Ре, поучаствуем в конкурсе? Ответы детей -Хорошо, тогда садитесь на свои места, берите всё необходимое и начинайте. | Дети слушают воспитателя, выражают собственные чувства, мысли, отвечают на вопросы. | Дети ориентированы на дальнейшую самостоятельную деятельность; проявляют инициативу и самостоятельность в общении. |
Русская народная сказка «Заяц-хваста»
Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
- У меня не усы, а усищи, не лапы лапищи, не зубы, а зубищи — я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвасту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:
- Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
- А как ты хвастал?
- А у меня не усы, а усищи, не лапы лапищи, не зубы, а зубищи.
Вот она его маленько и потрепала:
- Более не хвастай!
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
«Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.
Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:
- Вот ты молодец, не хваста, а храбрец!
Опорные картинки для пересказа сказки «Заяц - хваста»