СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт для детей 5-6 лет: Приобщение к художественной литературе В. А. Осеева «Волшебное слово»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструкт для детей 5-6 лет: Приобщение к художественной литературе В. А. Осеева «Волшебное слово»»




Конструкт образовательной деятельности

по ПМ 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

Климовой Юлии Андреевны

(Специальность 44.02.01 Дошкольное образование, 33 «А» группы)



Дата: 14.12.2021 год

ДОО: №98 «Дельфин»

Группа: старшая группа (5-6 лет)

Воспитатель: 

Руководитель практики: Темерева Людмила Петровна

Методист: Соломина Елена Владимировна

Тема: В. А. Осеева «Волшебное слово»

Интеграция образовательных областей«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Вид НОД: Приобщение к художественной литературе

Форма НОД: занятие-игра

Виды деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, коммуникативная.

Формы организации: индивидуальная, фронтальная

Планируемый результат:

  • Дети проявляют умение слушать новые сказки (на примере русской народной сказки «Заяц-хваста»), сопереживают героям произведения, вовлечены в разговор во время беседы, рассматривания иллюстраций, картинок;

  • Дети стремятся к активному общению с взрослыми и сверстниками;

  • Дети демонстрируют бережное отношение к книге;

  • Дети демонстрируют связную (диалогическую и монологическую) речь в процессе пересказа русской народной сказки «Заяц-хваста»;

  • Дети проявляют любознательность, инициативу и самостоятельность в общении, ознакомлены с русской народной сказкой «Заяц-хваста»;

  • Дети могут объяснить значение незнакомых ранее слов: «гумно», «кокорина», «мять», «овес» «трепать»;

  • Дети демонстрируют слухоречевую память в процессе игры «Разложи по порядку».

Цель: Формирование интереса и воспитание любви к чтению русских народных сказок в процессе ознакомления с русской народной сказкой «Заяц-хваста» и пересказа сказки.




ЗАДАЧИ

образовательной деятельности

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать желание слушать новые произведения;

  • Воспитывать интерес к писателям и произведениям русской литературы;

  • Воспитывать нравственные качества, вежливость, уважение к старшим, в процессе ознакомления произведения;

  • Воспитывать желание делиться своими впечатлениями с воспитателем и сверстниками;

  • Воспитывать бережное отношение к книге.

Развивающие задачи:

  • Развивать связную (диалогическую и монологическую) речь детей в процессе выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски;

  • Развивать любознательность;

  • Вовлекать детей в разговор во время беседы, рассматривания иллюстраций, картинок;

  • Развивать умение вступать в диалог со взрослым и детьми;

  • Развивать инициативу и самостоятельность в общении;

Обучающие задачи:

  • Познакомить детей с произведением В. А. Осеевой «Волшебное слово»;

  • Способствовать формированию у детей целостного представления об основной идее произведения;

  • Учить воспринимать и осмыслять текст нового произведения;

Обогащать словарь детей новыми словами: Чуть не поддал хорошенько — …(чуть не ударил)

Стряпала — …(готовит еду)

Противень — …(металлический лист с загнутыми краями для жарения, выпечки в духовом шкафу)

Коля – развивать умение отвечать полным предложением.

Принципы дошкольного образования (ФГОС): Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъема создание ситуации успеха.

Принципы обучения:

принцип научности и доступности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип индивидуального подхода; принцип осознанности и активности; принцип обеспечения активной языковой практики;принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи; принцип толкования новых слов.

Методы воспитания и обучения

Методы воспитания: Поощрение, беседа, чтение.

Методы обучения:

Словесные: чтение, беседа, художественное слово, рассказывание, объяснение.

Наглядные: иллюстрация, демонстрация.

Практические: игра, упражнение.

Приёмы мнемотехники: мнемотаблица.

Список использованных источников:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

  2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

Средства обучения: книга – русская народная сказка «Заяц-хваста», мнемоквадраты, сундук, письмо, мольберт, иллюстрации кувшина и лисы.

Предварительная работа:

Дидактическая игра «»

Цель:

Оборудование:

Ход:


Индивидуальная работа:

Дидактическая игра «»

Цель:

Материал:

Ход игры:


Ход деятельности

Этапы

Методы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Планируемый результат

1. Мотивационный этап

Задачи:

-заинтересовать детей на предстоящую деятельность;

-воспитывать желание слушать;

развивать любознательность;

развивать умение вступать в диалог со взрослым и сверстниками.

-воспитывать бережное отношение к книге в процессе ознакомления с русской народной сказкой «Заяц-хваста»

Эмоциональное- стимулирование;

беседа

Воспитатель эмоционально стимулирует детей. Воспитатель заносит в группу коробочку.

-Ребята, смотрите, какую коробочку я сегодня утром нашла у нас в группе, предлагаю вам её открыть, вы согласны?

Ответы детей

-Ребята, здесь записка от сказочника. Давайте её прочитаем.

-Здравствуйте, Ребята. Вам пишет Сказочник. Я вам в группу отправил очень интересную книгу, её мне подарили на день рождения.  К сожалению, я не умею читать. Но я очень хочу узнать, о чем этот рассказ.

- Ну что, ребята? Поможем сказочнику узнать о чём эта книга?

Ответы детей

- Замечательно. Ребята, давайте все вместе вспомним, как нужно рассматривать книгу, чтобы её не порвать и не помять страницы?

Ответы детей

-Правильно, ребята, нужно листать страницы книги бережно, аккуратно. Нельзя бросать книгу, вырывать книгу из рук. Ребята, я предлагаю вам рассмотреть книгу и подумать, кто же мог стать её героями. Посмотрите на обложку, кто здесь изображен?

Ответы детей

Ребята, кто главные герои сказки?

Ответы детей

-Молодцы. Ребята, вы хотели бы узнать, какая история произошла с ними?

Ответы детей

-Я предлагаю вам ее прочитать, вы согласны?

Ответы детей

Дети подходят к воспитателю, сосредоточивают внимание
слушают воспитателя, вступают в диалогическое общение.



Дети проявляют любознательность, заинтересованность к предстоящей деятельности, проявляют желание слушать, умение вступать в диалог со знакомым взрослым и сверстниками.

Дети демонстрируют бережное отношение к книге

2. Чтение русской народной сказки и беседа

2.1 Первичное чтение произведения без установки на пересказ

Задачи:

- познакомить с русской народной сказкой «Заяц-хваста»;

- формировать интерес к чтению;

- воспитывать желание слушать новые сказки, сопереживать героям произведения.

Художественное слово;

выразительное чтение;

иллюстрация;

демонстрация.

Воспитатель читает сказку

Воспитатель показывает иллюстрации в книге.



Дети внимательно слушают сказку, рассматривают иллюстрации из книги.

Дети ознакомлены с русской народной сказкой «Заяц-хваста»

проявляют интерес к чтению;

умеют слушать новые сказки, сопереживают героям произведения.






Физкультминутка

Задачи:

- снять мышечное напряжение;

- подготовить к дальнейшей деятельности

-совершенствовать двигательные умения и навыки детей

Показ воспитателя;

упражнение

Воспитатель наблюдает за детьми во время выполнения упражнений, корректирует в случае необходимости.

Физминутка:
Поднимайте плечики (энергичные движения плечами)
Прыгайте кузнечики (прыжки)
Прыг- скок, прыг-скок,
Стоп! сели (присели)
Травушку покушали, выше, выше высоко
Прыгай на носках легко. (прыжки на месте)

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Дети выполняют упражнения по образцу.

Дети проявляют физическую активность.

Снято мышечное напряжение. Дети готовы к дальнейшей деятельности. Дети демонстрируют двигательные умения и навыки

2.3 Повторное чтение с установкой на пересказ

Задачи:

- воспитывать умения слушать новые сказки, сопереживать героям произведения;

- формировать интерес к чтению;

- развивать инициативу и самостоятельность в общении.

Выразительное чтение,

повторное чтение по опорным картинкам.




Воспитатель читает второй раз рассказ и делает раскадровку сказки (раскладывает картинки обозначающие последовательность действий).



Дети внимательно слушают сказку,

рассматривают картинки, запоминают сказку.





Дети умеют слушать новые сказки, сопереживать героям произведения;

проявляют интерес к чтению.

проявляют инициативу и самостоятельность в общении.


2.4 Пересказы детей

Задача:

- развивать связную (диалогическую и монологическую) речь в процессе пересказа русской народной сказки «Заяц-хваста»




Пересказ;

рассказывание;

поощрение

Воспитатель эмоционально вовлекает в слушание пересказов.

- Ребята, кто хочет попробовать рассказать русскую народную сказку «Заяц-хваста» по картинкам?

Дети пересказывают содержание сказки (один начинает пересказывать, другой - продолжает, следующий – продолжает…) слушают сверстников.

Дети демонстрируют связную (диалогическую и монологическую) речь в процессе пересказа русской народной сказки «Заяц-хваста».


3. Дидактическая игра «Разложи по порядку»

Задача:

Развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением.

Развивать у детей слухоречевую память в процессе игры «Разложи по порядку»



Беседа;

игра


-Ребята, я предлагаю сыграть в игру и выяснить, кто самый внимательный слушатель? Игра называется «Разложи по порядку».Все картинки перепутались между собой. Помогите мне, пожалуйста, разложить их по порядку. Пусть каждый из вас найдёт себе в пару помощника, вам необходимо выбрать перевёрнутую карточку и у кого будет одинаковая картинка, тот и будет в паре.

Дети расходятся для выполнения задания. Если ребёнок остался без пары, можно предложить в пару себя. После выполнения задания дети остаются на своих местах.

-А теперь давайте проверим, правильно ли выполнено задание.

С чего началась сказка? Какая картинка должна быть первой? Кто изображён на первой картинке? Расскажите!

- Что случилось потом?

- Кто на второй картинке?

- Что произошло потом?

- Что изображено на третьей картинке?

- Чем закончилась сказка?

- Что было на последней картинке?

- Ребята, вы такие молодцы, все картинки правильно разложили, значит, внимательно слушали сказку, поэтому справились с игрой очень хорошо!

Дети слушают педагога, играют в дидактическую игру «Разложи по порядку», отвечают на вопросы полным предложением.

Дети демонстрируют умение отвечать на вопросы полным предложением.

Дети демонстрируют слухоречевую память в процессе игры «Разложи по порядку»

  1. Рефлексия.

Задачи:

- формировать умение анализировать деятельность и оценивать результаты своей деятельности

- развивать умение вступать в диалог со знакомым взрослым и сверстниками.

Беседа

Воспитатель задаёт вопросы, обсуждает их с детьми.

- Ребята, скажите, вам понравилось рассказывать сказку по картинкам?

Ответы детей

- Здорово. Вам легко было рассказывать сказку по картинкам?

Ответы детей

- Ребята, с каким трудностями вы столкнулись?

Ответы детей

- Как вы их преодолели?

Ответы детей

За что вы хотите себя похвалить сегодня?

Ответы детей

Дети отвечают на вопросы;

слушают друг друга;

выражают собственные чувства, мысли; выстраивают полное предложение.

Дети проявляют умение подводить итоги;

проявляют умение вступать в диалог со знакомым взрослым и детьми, и сверстниками;

проявляют инициативу и самостоятельность в общении.


  1. Открытость

Задачи:

- ориентировать детей на самостоятельную деятельность;

- развивать инициативу и самостоятельность в общении.

Беседа


-Ребята, мне только что пришло сообщение от сказочника, предлагаю его прочитать.

Ребята, я надеюсь вы прочитали сказку, которую вам отправил и она вам понравилась. В моём городе будет конкурс афиш и хотел попросить вас придумать афишу к этой сказке, мне кажется, что ваши рисунки будут красивыми и интересными.

- Ре, поучаствуем в конкурсе?

Ответы детей

-Хорошо, тогда садитесь на свои места, берите всё необходимое и начинайте.

Дети слушают воспитателя, выражают собственные чувства, мысли, отвечают на вопросы.


Дети ориентированы на дальнейшую самостоятельную деятельность;

проявляют инициативу и самостоятельность в общении.


Русская народная сказка «Заяц-хваста»

Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.

Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:

- У меня не усы, а усищи, не лапы лапищи, не зубы, а зубищи — я никого не боюсь.

Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвасту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:

- Тетка ворона, я больше не буду хвастать!

- А как ты хвастал?

- А у меня не усы, а усищи, не лапы лапищи, не зубы, а зубищи.

Вот она его маленько и потрепала:

- Более не хвастай!

Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.

«Как бы вороне помочь?»

Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.

Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:

- Вот ты молодец, не хваста, а храбрец!










Опорные картинки для пересказа сказки «Заяц - хваста»