Мотивация на совместную деятельность Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, привлечь внимание. | Эмоциональное стимулирование Игровая ситуация Беседа | Дети стоят полукругом перед воспитателем на ковре. - Ребята, скажите, пожалуйста, любите ли вы путешествовать? Ответы детей - Замечательно, а куда вы уже путешествовали? Ответы детей - Ничего себе, да вы настоящие путешественники! - Ребята, а хотите сегодня со мной, отправится в путешествие в волшебную страну «Цифрика»? Ответы детей - Замечательно, в этой стране мы узнаем много нового и интересного. Ребята, а на чем мы можем отправиться? Ответы детей - Как много вариантов, молодцы! Я вам сегодня предлагаю отправиться на волшебных стульчиках, вы согласны? Ответы детей - Замечательно, тогда присаживаемся на стульчики и полетели. Не забывайте, что нужно обязательно пристегнуть ремни безопасности. | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, соглашаются отправиться в путешествие. | Дети смотивированы на предстоящую деятельность, внимание детей привлечено. |
2.Основная часть 2.1.Образование нового числа (сравнение чисел 5 и 4) Задача: формировать интерес к занятию, внимательность, активизировать речь детей; учить детей считать в пределах пяти; учить правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 мячиков, 5 пирамидок – всех игрушек поровну — по 5); учить детей образовывать число 5 путём добавления единицы к предыдущему числу; учить сравнивать рядом стоящие числа (4 и 5) на основе сравнения множеств. | Игровая ситуация Эмоциональное стимулирование Беседа Демонстрация | Дети приземляются в страну «Цифрика», их встречает волшебный треугольник. - Ребята, куда мы приземлились? Ответы детей - Да, верно. В страну «Цифрика». А кто это нас тут встречает? Ответы детей - Верно, это треугольник, но не простой, а волшебный. Посмотрите, какой он грустный. Давайте спросим, что у него случилось? Дети интересуются у волшебного треугольника, что у него случилось. ВТ: «Здравствуйте, ребята! Я грущу потому, что я не могу сосчитать предметы в своей коробке, а мне очень интересно узнать, сколько предметов в моей коробке». - Ребята, как вы думаете, мы можем помочь волшебному треугольнику? Ответы детей - А как мы можем ему помочь? Ответы детей - Конечно, давайте поможем сосчитать предметы. ВТ: «Ребята, я буду очень рад, если вы мне поможете! Спасибо вам большое!» Воспитатель размещает на доске вразброс два множества: 4 картинки мячиков, 4 картинки пирамидок. -Ребята, посмотрите, что это? Ответы детей - Верно, мячики и пирамидки. - А как можно назвать одним словом? Ответы детей - Верно, игрушки. - Как вы думаете, чего больше? Ответы детей - Верно, их поровну, по 4. - А как можно проверить? Ответы детей - Верно, нужно поставить их парами. - Сначала поставим мячики, затем пирамидки. Один мячик, одна пирамидка, один мячик, одна пирамидка и т.д. - Есть лишние мячики? (Нет) - Есть лишние пирамидки? (Нет) - Чего больше: мячиков или пирамидок? (мячиков и пирамидок - поровну: мячиков столько же, сколько и пирамидок, а пирамидок столько же, сколько и мячиков). - А сколько мячиков? (4). - Сколько пирамидок? (4). - Мячиков и пирамидок поровну – по 4. Затем воспитатель добавляет одну картинку с изображением пирамидки нижний ряд. Далее воспитатель с детьми сравнивают два неравных по количеству элементов множества. - Есть лишние мячики? (Нет). - Есть лишние пирамидки? (Да). - Чего больше: мячиков или пирамидок? (пирамидок больше, чем мячиков, а мячиков меньше, чем пирамидок) - Сколько мячиков? (4). - Сколько пирамидок? Воспитатель с детьми считают количество пирамидок, выделяя голосом и эмоцией последнее число. - Ребята, а какое новое число мы услышали? (5) - А как у нас получилось это число? (Мы к 4 добавили 1, и получилось 5). - Мы сказали с вами, что пирамидок больше, чем мячиков, а мячиков меньше, чем пирамидок. - Сколько мячиков? (4) - Сколько пирамидок? (5) - Четыре меньше, чем пять, а пять больше, чем четыре. - Ребята, а давайте сделаем так, чтобы мячиков и пирамидок было поровну – по 5? - Как мы это сможем сделать? (Добавить один мячик) - Есть лишние мячики? (Нет) - Есть лишние пирамидки? (Нет) - Чего больше: мячиков или пирамидок? (мячиков и пирамидок поровну: мячиков столько же, сколько и пирамидок, а пирамидок столько же, сколько и мячиков). - А сколько мячиков? (5). - Сколько пирамидок? (5). - Мячиков и пирамидок поровну – по 5. - Ребята, а как так получилось, что мячиков и пирамидок поровну? (Добавили один мячик, 4 и 1 – будет 5). ВТ: «Ребята, спасибо вам большое, сейчас я буду знать, сколько предметов в моей коробке!» Дети прощаются и отправляются дальше. | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, соглашаются помочь обезьянке. | Дети проявляют интерес к занятию, проявляют внимательность. Дети умеют считать в пределах пяти. Дети правильно обобщают числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 мячиков, 5 пирамидок – всех игрушек поровну — по 5); Дети умеют образовывать число 5 путём добавления единицы к предыдущему числу. Дети умеют сравнивать рядом стоящие числа (4 и 5) на основе сравнения множеств. |
2.2.Составление нового числа из единиц Задача: учить детей считать в пределах пяти; учить детей составлять число 5 из единиц. | Игровая ситуация Эмоциональное стимулирование Беседа Упражнение | -Ребята, предлагаю вам дальше путешествовать по стране «Цифрика» пешком, ведь на улице такая чудесная погода, посмотрите! Вы согласны? Ответы детей -Замечательно, тогда идем. -Ребята, посмотрите, кто это? Воспитатель показывает на экране картинку пять маленький котят. Ответы детей - Верно, это же котята. - Давайте сосчитаем их, сколько котят? Ответы детей - Верно, 5 котят. - А какого цвета котята? Ответы детей - Сколько белых котят? (1) - Сколько черных котят? (1) - Сколько рыжих котят? (1) - Сколько серых котят? (1) - Сколько пятнистых котят? (1) - 1,1,1,1,1, - это 5! - Какие красивые и милые котят и их всего 5! | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, соглашаются сосчитать уточек. | Дети проявляют компоненты памяти, внимания, мышления. Дети считают в пределах пяти. Дети составляют число 5 из единиц. |
Физминутка Задача: Способствовать снятию мышечного напряжения у детей, переключению их внимания. | Показ Демонстрация Чтение художественного слова | - Ребята, жители страны «Цифрика» отправили мне интересное упражнение, хотите его выполнить? Ответы детей - Замечательно, тогда приступим! Физминутка «Путешественники» По дорожке ты шагай, шаг с высоким подъемом колена Ноги выше поднимай. И галопом поскачи, подскоки на месте Только, друг мой, не спеши. На носочках ты шагай, ходьба на носках, руки в стороны Свою спинку выпрямляй. И попрыгай по дорожке, прыжки на двух ногах Хороши пружинки – ножки. С продвижением вперед Дальше веселей шагай шаг марша Маршируй, не отставай. Поскакали по дорожке поскоки с продвижением вперед Быстрые ребяток ножки. - Молодцы, ребята! Какое интересное и замечательное упражнение отправили нам жители, я вижу, что вам очень понравилось! | Дети выполняют движения по тексту и по показу воспитателя. | Дети отдохнули, расслабились, приготовились к продолжению деятельности. |
2.3 Счет звуков Задача: Учить детей считать звуки в пределах пяти. | Демонстрация Беседа Объяснение Поощрение | - Ребята, смотрите, впереди нас стоит сундук, как вы думаете, что в нем может находиться, вам интересно? Ответы детей - Тогда давайте подойдем к сундуку поближе. Ребята, тут написано: «Чтобы открыть сундук и узнать, что в нем лежит, нам нужно посчитать звуки». - Ребята, сможем ли мы с вами это сделать? Ответы детей - Замечательно, тогда присаживайтесь на стульчики и слушайте внимательно. Ребята, как услышите звук, выкладывайте перед собой фишку. Воспитатель достает металлофон и ударяет по одной и той же его клавише, дети слушают и выкладывают фишку. - Ребята, сколько раз прозвучал металлофон? Ответы детей - Верно, один раз. Как вы догадались? Что нужно сделать, чтобы назвать количество звуков? Ответы детей - Конечно, нужно сосчитать фишки! - Сколько у тебя фишек, Егор? (1) - А у тебя, Максим, сколько фишек? (1) - Сколько звуков металлофона вы услышали? (1). - Слушаем еще раз. Воспитатель ударяет по металлофону 2 раза, дети слушают и докладывают еще одну фишку. Таким образом, считают до 5. Воспитатель проводит беседу, с целью осознания детьми процесса счета звуков. - Молодцы, ребята! Вы правильно считали. Попробуем открыть сундук? Ответы детей - Хорошо, открываем. Ребята, что это? Ответы детей - Конечно, это барабан. Предлагаю вам посчитать звуки на барабане, вы согласны? Ответы детей - Замечательно. Воспитатель берет баран и ударяет по нему, дети слушают и выкладывают фишку. - Ребята, сколько раз прозвучал баран? Ответы детей - Верно, два раза. Как вы догадали? Что нужно сделать, чтобы назвать количество звуков? Ответы детей - Верно, нужно сосчитать фишки. - Сколько у тебя фишек, Коля? (2) - А у тебя, сколько фишек, Вера? (2) - Сколько звуков барана вы услышали? (2). - Слушаем еще раз. Воспитатель ударяет по барабану 2 раза, дети слушают и докладывают еще одну фишку. Таким образом, считают до 5. Воспитатель проводит беседу, с целью осознания детьми процесса счета звуков. | Дети вступают в диалог с воспитателем, выкладывают фишки, считают звуки. | Дети умеют считать звуки в пределах пяти. |
2.4 Упражнение «Отсчитывание предметов» Задача: | Игровая ситуация; Эмоциональное стимулирование; Беседа; Поощрение; Упражнение. | Дети стоят полукругом возле стола, на котором разложены картинки. - Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в очень интересную игру. Хотите узнать, какая это игра? Ответы детей - Замечательно, тогда слушайте внимательно. Воспитатель раздает детям карточки, на них изображено разное количество точек. - Ребята, посмотрите, у каждого из вас есть карточки и корзиночка, на них изображены точки. Сколько их? Дети считают и называют свое количество точек. - Молодцы! Посмотрите, на столе лежат различные предметы. Вам необходимо отсчитать столько предметов, сколько точек на вашей карточке. Дети еще раз считают точки и идут отчитывать предметы, кладут в свои корзинки. - Никита, столько точек на твоей карточке? Ответ ребенка - А сколько предметов в твоей корзинке? Ответ ребенка - Верно, молодец! Воспитатель далее спрашивает каждого ребенка. - Молодцы, ребята! | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, выполняют упражнение. | Дети проявляют счетную деятельность в пределах пяти. |
3.Подведение итогов Задача: формировать у детей умение анализировать процесс и результат непосредственно-образовательной деятельности, формулировать вывод. | Беседа | Дети находятся на ковре, стоят полукругом перед воспитателем. -Ребята, мне кажется, по нам уже соскучились в детском саду. Нам пора возвращаться! Полетим на ковре самолете? Ответы детей - Замечательно, присаживайтесь на ковер, закрывайте глазки и полетели. Дети присаживаются на ковер, закрывают глаза и представляют, как они летят. Дети стоят полукругом перед воспитателем. - Вот мы с вами и в детском саду. Ребята, скажите, мне, пожалуйста, что мы сегодня с вами делали? Где мы были? Ответы детей - Хотите ли вы еще раз побывать в волшебной стране «Цифрика»? Ответы детей - Здорово, а что вам понравилось больше всего, что показалось самым трудным? Ответы детей - А что мы нового с вами узнали? Ответы детей - Какими мы были в нашем путешествии? Ответы детей - Молодцы, ребята! Я с вами согласна. | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы. | Дети умеют проводить элементарный анализ процесса и результата непосредственно-образовательной деятельности, формулировать вывод |
4.Открытость Задача: сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах | Эмоциональное стимулирование Беседа | - Ребята, посмотрите, нам пришла посылка от жителей страны «Цифрика». Они нам передают очень интересную игру. - Посмотрите, кто это? Ответы детей - Да, это божьи коровки. Ребята, в этой игре нужно обвести только тех божьих коровок, у которых 5 точек, я положу игру вот на эту полочку, и вы сможете это сделать, когда захотите. | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы. | Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах |