СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт по формированию элементарных математических представлений у детей 5-6 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструкт по формированию элементарных математических представлений у детей 5-6 лет»

Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности на практике

ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

Худорожковой Дарьи Сергеевны

(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 43 «А»)


Дата: 19.10.2021 год

Группа: Средняя группа (4-5 лет).

Тема: «Число 5».

Руководитель практики: Темерева Л.П.

Методист: Коковина О.В.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Вид НОД: формирование элементарных математических представлений

Форма НОД: занятие-игра

Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная

Планируемый результат:

  • дети проявляют интерес к занятию, проявляют внимательность;

  • дети проявляют дружелюбное отношение к друг другу;

  • дети проявляют счетную деятельность в пределах пяти;

  • дети считают в пределах пяти;

  • дети проявляют умение правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 мячиков, 5 пирамидок — всех игрушек поровну — по 5);

  • дети умеют составлять число 5 из единиц;

  • дети умеют считать в пределах 5;

  • дети образовывают число 5.


Цель: формирование у детей числовых представлений на примере числа 5 в процессе образовательной деятельности.












Задачи непосредственно-образовательной деятельности

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные:

  • Формировать интерес к занятию, внимательность, активизировать речь детей;

  • Формировать дружелюбное отношение друг к другу.

Развивающие:

  • Развивать счетную деятельность в пределах 5.

Обучающие:

  • Учить детей считать в пределах 5;

  • Учить правильно, обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 мячиков, 5 пирамидок — всех игрушек поровну — по 5);

  • Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале;

  • Учить детей определять объекты, в которых 5 повторяющихся элементов;

  • Учить детей образовывать число 5.

Ксюша – развивать умение отвечать на вопросы полным предложением.

Список использованной литературы:

1. Программа «От рождения до школы». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комароцвой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с

2. Федеральныйгосударственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  • поддержка инициативности детей в разных видах деятельности;

  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Принципы воспитания: создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема, воспитание через взаимодействие, формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом.

Принципы обучения: принцип обучения в зоне ближайшего развития, принцип систематичности и последовательности

Методы воспитания: методы осмысления детьми своего социального опыта (беседа), метод стимулирования (поощрение).

Методы обучения: беседа, демонстрация, показ образца действий, создание проблемной ситуации, инструкция, объяснение, поощрение, упражнение, чтение художественного слова.

Оборудование: изображение мячиков и пирамидок, барабан, металлофон, фишки, различные предметы, корзинки, игра.




Предварительная работа

Дидактическая игра «Помоги белочке сосчитать фрукты»

Цель: Учить сравнивать количество предметов

Материал: плоскостные изображения яблок и груш, корзины.

Ход:

Воспитатель предлагает детям помочь белочке, она хочет узнать, сколько у нее в корзинке яблок и груш. Дети соглашаются помочь белочке. Сначала надо сосчитать фрукты. Затем, чтобы проверить себя, мы раскладываем их парами. Дети раскладывают в ряд яблоки и груши. Сравнивают их по количеству. Воспитатель задает вопросы. Сколько их? Чего больше? (меньше), (яблок больше, чем груш, а груш меньше, чем яблок). Что нужно сделать, чтобы груш стало столько, сколько яблок? (добавит грушу) При этом уточняем, как получилось 4 груши? (добавили еще одну грушу) Как получилось число 4? (3 и 1 будет 4)

Итог: Воспитатель задает вопросы: Как мы смогли помочь? Почему нам удалось помочь? Сколько было груш и яблок? Что нового узнали? Какими мы были?


Индивидуальная работа

Игра «Дорисуй»

Цель: развивать у ребенка числовые представления.

Материал: наборы картинок с точками

Ход:

- Воспитатель предлагает ребенку дорисовать картинки для маленькой девочки, которая заболела и не смогла закончить. Воспитатель предлагает ребенку сосчитать точки на картинке. Ребенок считает. Костя, тебе нужно дорисовать на этих предметах столько деталей, сколько нарисовано точек внизу карточки. Посмотри, что не так с жирафом? А сколько пятнышек ему надо дорисовать? (4) А это что? (цветок) Что ему не хватает? (лепестков) Сколько лепестков нужно дорисовать? (1) А это что? (дом) Чего ему не хватает? (окон) Сколько окон ему нужно дорисовать? (3). Молодец!

Итог: Ребенку задаются вопросы: Справился ли ты? Сложно ли было?


Ход образовательной деятельности

Этапы деятельности

Методы обучения

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

  1. Мотивация на совместную деятельность

Задача:

смотивировать детей на предстоящую деятельность, привлечь внимание.

Эмоциональное стимулирование

Игровая ситуация

Беседа

Дети стоят полукругом перед воспитателем на ковре.

- Ребята, скажите, пожалуйста, любите ли вы путешествовать?

Ответы детей

- Замечательно, а куда вы уже путешествовали?

Ответы детей

- Ничего себе, да вы настоящие путешественники!

- Ребята, а хотите сегодня со мной, отправится в путешествие в волшебную страну «Цифрика»?

Ответы детей

- Замечательно, в этой стране мы узнаем много нового и интересного. Ребята, а на чем мы можем отправиться?

Ответы детей

- Как много вариантов, молодцы! Я вам сегодня предлагаю отправиться на волшебных стульчиках, вы согласны?

Ответы детей

- Замечательно, тогда присаживаемся на стульчики и полетели. Не забывайте, что нужно обязательно пристегнуть ремни безопасности.

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, соглашаются отправиться в путешествие.

Дети смотивированы на предстоящую деятельность, внимание детей привлечено.

2.Основная часть

2.1.Образование нового числа (сравнение чисел 5 и 4)

Задача:

  • формировать интерес к занятию, внимательность, активизировать речь детей;

  • учить детей считать в пределах пяти;

  • учить правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 мячиков, 5 пирамидок – всех игрушек поровну — по 5);

  • учить детей образовывать число 5 путём добавления единицы к предыдущему числу;

  • учить сравнивать рядом стоящие числа (4 и 5) на основе сравнения множеств.



Игровая ситуация

Эмоциональное стимулирование

Беседа

Демонстрация

Дети приземляются в страну «Цифрика», их встречает волшебный треугольник.

- Ребята, куда мы приземлились?

Ответы детей

- Да, верно. В страну «Цифрика». А кто это нас тут встречает?

Ответы детей

- Верно, это треугольник, но не простой, а волшебный. Посмотрите, какой он грустный. Давайте спросим, что у него случилось?

Дети интересуются у волшебного треугольника, что у него случилось.

ВТ: «Здравствуйте, ребята! Я грущу потому, что я не могу сосчитать предметы в своей коробке, а мне очень интересно узнать, сколько предметов в моей коробке».

- Ребята, как вы думаете, мы можем помочь волшебному треугольнику?

Ответы детей

- А как мы можем ему помочь?

Ответы детей

- Конечно, давайте поможем сосчитать предметы.

ВТ: «Ребята, я буду очень рад, если вы мне поможете! Спасибо вам большое!»

Воспитатель размещает на доске вразброс два множества: 4 картинки мячиков, 4 картинки пирамидок.

-Ребята, посмотрите, что это?

Ответы детей

- Верно, мячики и пирамидки.

- А как можно назвать одним словом?

Ответы детей

- Верно, игрушки.

- Как вы думаете, чего больше?

Ответы детей

- Верно, их поровну, по 4.

- А как можно проверить?

Ответы детей

- Верно, нужно поставить их парами.

- Сначала поставим мячики, затем пирамидки. Один мячик, одна пирамидка, один мячик, одна пирамидка и т.д.

- Есть лишние мячики? (Нет)

- Есть лишние пирамидки? (Нет)

- Чего больше: мячиков или пирамидок? (мячиков и пирамидок - поровну: мячиков столько же, сколько и пирамидок, а пирамидок столько же, сколько и мячиков).

- А сколько мячиков? (4).

- Сколько пирамидок? (4).

- Мячиков и пирамидок поровну – по 4.

Затем воспитатель добавляет одну картинку с изображением пирамидки нижний ряд. Далее воспитатель с детьми сравнивают два неравных по количеству элементов множества.

- Есть лишние мячики? (Нет).

- Есть лишние пирамидки? (Да).

- Чего больше: мячиков или пирамидок? (пирамидок больше, чем мячиков, а мячиков меньше, чем пирамидок)

- Сколько мячиков? (4).

- Сколько пирамидок?

Воспитатель с детьми считают количество пирамидок, выделяя голосом и эмоцией последнее число.

- Ребята, а какое новое число мы услышали? (5)

- А как у нас получилось это число? (Мы к 4 добавили 1, и получилось 5).

- Мы сказали с вами, что пирамидок больше, чем мячиков, а мячиков меньше, чем пирамидок.

- Сколько мячиков? (4)

- Сколько пирамидок? (5)

- Четыре меньше, чем пять, а пять больше, чем четыре.

- Ребята, а давайте сделаем так, чтобы мячиков и пирамидок было поровну – по 5?

- Как мы это сможем сделать? (Добавить один мячик)

- Есть лишние мячики? (Нет)

- Есть лишние пирамидки? (Нет)

- Чего больше: мячиков или пирамидок? (мячиков и пирамидок поровну: мячиков столько же, сколько и пирамидок, а пирамидок столько же, сколько и мячиков).

- А сколько мячиков? (5).

- Сколько пирамидок? (5).

- Мячиков и пирамидок поровну – по 5.

- Ребята, а как так получилось, что мячиков и пирамидок поровну? (Добавили один мячик, 4 и 1 – будет 5).

ВТ: «Ребята, спасибо вам большое, сейчас я буду знать, сколько предметов в моей коробке!»

Дети прощаются и отправляются дальше.

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, соглашаются помочь обезьянке.

Дети проявляют интерес к занятию, проявляют внимательность.

Дети умеют считать в пределах пяти.

Дети правильно обобщают числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 мячиков, 5 пирамидок – всех игрушек поровну — по 5);

Дети умеют образовывать число 5 путём добавления единицы к предыдущему числу.

Дети умеют сравнивать рядом стоящие числа (4 и 5) на основе сравнения множеств.

2.2.Составление нового числа из единиц

Задача:

  • учить детей считать в пределах пяти;

  • учить детей составлять число 5 из единиц.

Игровая ситуация

Эмоциональное стимулирование

Беседа

Упражнение


-Ребята, предлагаю вам дальше путешествовать по стране «Цифрика» пешком, ведь на улице такая чудесная погода, посмотрите! Вы согласны?

Ответы детей

-Замечательно, тогда идем.

-Ребята, посмотрите, кто это?

Воспитатель показывает на экране картинку пять маленький котят.

Ответы детей

- Верно, это же котята.

- Давайте сосчитаем их, сколько котят?

Ответы детей

- Верно, 5 котят.

- А какого цвета котята?

Ответы детей

- Сколько белых котят? (1)

- Сколько черных котят? (1)

- Сколько рыжих котят? (1)

- Сколько серых котят? (1)

- Сколько пятнистых котят? (1)

- 1,1,1,1,1, - это 5!

- Какие красивые и милые котят и их всего 5!

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, соглашаются сосчитать уточек.

Дети проявляют компоненты памяти, внимания, мышления. Дети считают в пределах пяти.

Дети составляют число 5 из единиц.


Физминутка

Задача:

Способствовать снятию мышечного напряжения у детей, переключению их внимания.

Показ

Демонстрация

Чтение художественного слова

- Ребята, жители страны «Цифрика» отправили мне интересное упражнение, хотите его выполнить?

Ответы детей

- Замечательно, тогда приступим!

Физминутка «Путешественники»

По дорожке ты шагай,     шаг с высоким подъемом колена

Ноги выше поднимай.

И галопом поскачи,         подскоки на месте

Только, друг мой, не спеши.

На носочках ты шагай,             ходьба на носках, руки в стороны

Свою спинку выпрямляй.

И попрыгай по дорожке, прыжки на двух ногах

Хороши пружинки – ножки.    С продвижением вперед

Дальше веселей шагай     шаг марша

Маршируй, не отставай.

Поскакали по дорожке              поскоки с продвижением вперед

Быстрые ребяток ножки.

- Молодцы, ребята! Какое интересное и замечательное упражнение отправили нам жители, я вижу, что вам очень понравилось!

Дети выполняют движения по тексту и по показу воспитателя.

Дети отдохнули, расслабились, приготовились к продолжению деятельности.

2.3 Счет звуков

Задача:

Учить детей считать звуки в пределах пяти.

Демонстрация

Беседа

Объяснение

Поощрение

- Ребята, смотрите, впереди нас стоит сундук, как вы думаете, что в нем может находиться, вам интересно?

Ответы детей

- Тогда давайте подойдем к сундуку поближе. Ребята, тут написано: «Чтобы открыть сундук и узнать, что в нем лежит, нам нужно посчитать звуки».

- Ребята, сможем ли мы с вами это сделать?

Ответы детей

- Замечательно, тогда присаживайтесь на стульчики и слушайте внимательно. Ребята, как услышите звук, выкладывайте перед собой фишку.

Воспитатель достает металлофон и ударяет по одной и той же его клавише, дети слушают и выкладывают фишку.

- Ребята, сколько раз прозвучал металлофон?

Ответы детей

- Верно, один раз. Как вы догадались? Что нужно сделать, чтобы назвать количество звуков?

Ответы детей

- Конечно, нужно сосчитать фишки!

- Сколько у тебя фишек, Егор? (1)

- А у тебя, Максим, сколько фишек? (1)

- Сколько звуков металлофона вы услышали? (1).

- Слушаем еще раз.

Воспитатель ударяет по металлофону 2 раза, дети слушают и докладывают еще одну фишку. Таким образом, считают до 5. Воспитатель проводит беседу, с целью осознания детьми процесса счета звуков.

- Молодцы, ребята! Вы правильно считали. Попробуем открыть сундук?

Ответы детей

- Хорошо, открываем. Ребята, что это?

Ответы детей

- Конечно, это барабан. Предлагаю вам посчитать звуки на барабане, вы согласны?

Ответы детей

- Замечательно.

Воспитатель берет баран и ударяет по нему, дети слушают и выкладывают фишку.

- Ребята, сколько раз прозвучал баран?

Ответы детей

- Верно, два раза. Как вы догадали? Что нужно сделать, чтобы назвать количество звуков?

Ответы детей

- Верно, нужно сосчитать фишки.

- Сколько у тебя фишек, Коля? (2)

- А у тебя, сколько фишек, Вера? (2)

- Сколько звуков барана вы услышали? (2).

- Слушаем еще раз.

Воспитатель ударяет по барабану 2 раза, дети слушают и докладывают еще одну фишку. Таким образом, считают до 5. Воспитатель проводит беседу, с целью осознания детьми процесса счета звуков.


Дети вступают в диалог с воспитателем, выкладывают фишки, считают звуки.

Дети умеют считать звуки в пределах пяти.

2.4 Упражнение «Отсчитывание предметов»

Задача:

  • Развивать счётную деятельность в пределах 5.

Игровая ситуация;

Эмоциональное стимулирование;

Беседа;

Поощрение;

Упражнение.


Дети стоят полукругом возле стола, на котором разложены картинки.

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в очень интересную игру. Хотите узнать, какая это игра?

Ответы детей

- Замечательно, тогда слушайте внимательно.

Воспитатель раздает детям карточки, на них изображено разное количество точек.

- Ребята, посмотрите, у каждого из вас есть карточки и корзиночка, на них изображены точки. Сколько их?

Дети считают и называют свое количество точек.

- Молодцы! Посмотрите, на столе лежат различные предметы. Вам необходимо отсчитать столько предметов, сколько точек на вашей карточке.

Дети еще раз считают точки и идут отчитывать предметы, кладут в свои корзинки.

- Никита, столько точек на твоей карточке?

Ответ ребенка

- А сколько предметов в твоей корзинке?

Ответ ребенка

- Верно, молодец!

Воспитатель далее спрашивает каждого ребенка.

- Молодцы, ребята!

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, выполняют упражнение.

Дети проявляют счетную деятельность в пределах пяти.


3.Подведение итогов

Задача:

формировать у детей умение анализировать процесс и результат непосредственно-образовательной деятельности, формулировать вывод.

Беседа

Дети находятся на ковре, стоят полукругом перед воспитателем.

-Ребята, мне кажется, по нам уже соскучились в детском саду. Нам пора возвращаться! Полетим на ковре самолете?

Ответы детей

- Замечательно, присаживайтесь на ковер, закрывайте глазки и полетели.

Дети присаживаются на ковер, закрывают глаза и представляют, как они летят.

Дети стоят полукругом перед воспитателем.

- Вот мы с вами и в детском саду. Ребята, скажите, мне, пожалуйста, что мы сегодня с вами делали? Где мы были?

Ответы детей

- Хотите ли вы еще раз побывать в волшебной стране «Цифрика»?

Ответы детей

- Здорово, а что вам понравилось больше всего, что показалось самым трудным?

Ответы детей

- А что мы нового с вами узнали?

Ответы детей

- Какими мы были в нашем путешествии?

Ответы детей

- Молодцы, ребята! Я с вами согласна.

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Дети умеют проводить элементарный анализ процесса и результата непосредственно-образовательной деятельности, формулировать вывод

4.Открытость

Задача:

сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах

Эмоциональное стимулирование

Беседа

- Ребята, посмотрите, нам пришла посылка от жителей страны «Цифрика». Они нам передают очень интересную игру.

- Посмотрите, кто это?

Ответы детей

- Да, это божьи коровки. Ребята, в этой игре нужно обвести только тех божьих коровок, у которых 5 точек, я положу игру вот на эту полочку, и вы сможете это сделать, когда захотите.

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!