-Дети демонстрируют интерес к совместной деятельности с взрослым и сверстниками;
-Дети проявляют устойчивое внимание, наблюдательность
-Дети знают осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)
-Дети умеют слушать воспитателя, вступаю с ним в диалог
-Дети умеют отвечать полным предложением не перебивая сверстников
-Дети проявляют желание участвовать в совместной трудовой деятельности.
-Дети аккуратно пользуются предметами труда
-Дети проявляют активность посредством подвижной игры
-Дети умеют выполнять действия по правилам
-Дети умеют выполнять действия по сигналу
-Дети проявляют быстроту реакции, ловкость и внимание в ходе игры
-Дети умеют самостоятельно организовывать подвижные игры, находить себе занятие по интересам, использовать в двигательной деятельности разнообразные спортивные атрибуты.
-Лиза закрепила знания полученные на прогулке (выполнять поручения аккуратно)
-Дети подводят итоги наблюдения, подвижной игры, исследовательской деятельности
1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
2) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
5) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2021 г. №1155.
2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. –М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2021. – 368 с.
Здравствуйте, добрый день ребята. Подойдите, пожалуйста, ко мне.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы подумайте и скажите, о каком времени года.
Воспитатель читает стих
-Верно, это осень.
Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк)
- Кто еще хочет что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые)
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны)
- Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края)
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными)
- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше)
- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки)
- Верно. Такие птицы называются зимующими. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А вы обязательно вместе с папами и мамами постройте им кормушки.
– Осенью холодно или тепло?
-Молодцы, о каком времени года мы с вами говорили сегодня, что вам запомнилось больше всего?
-Верно, осень.
-Давайте с вами поиграем в игру, а называется она «хлопни в ладоши».
-Я буду вам читать стихотворение, а вы если услышите, что я называю фрукты или ягоды будете хлопать в ладоши.
-Вы готовы?
Воспитатель читает стихотворение
-Ребята, вы были большие молодцы.
-Какие вы ягоды и овощи услышали
Этапы | Методы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Планируемый результат |
1.Мотивация на совместную деятельность Задача: -смотивировать детей на совместную образовательную деятельность собрать внимание | Инструкция Беседа | Воспитатель привлекает внимание детей, мотивирует на дальнейшую деятельность, приглашает подойти к нему. - Ребята, сегодня я шла в сад и вдруг встретила волшебницу, она так спешила, что имя свое она не назвала, а сказала о себе такими словами: «Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле… -Ребята, о каком времени года пойдет речь? Верно, молодцы -Какое сегодня небо, ясное или пасмурное? -Морозно или нет? -Тихая, безветренная погода или дует ветер? -Идёт ли снег? -На что похоже зимнее небо? - А земля? -молодцы, ребята! | Вступают в диалог с воспитателем, делятся впечатлениями, проявляют интерес | Дети смотивированы на совместную образовательную деятельность |
2. Основная часть 2.1 Беседа Задачи: -формировать интерес к совместной деятельности с взрослым и сверстниками; -формировать устойчивое внимание, наблюдательность -Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя; -Познакомить детей с названиями осенних месяцев (сентябрь, октябрь, ноябрь) | Беседа. Эмоциональное стимулирование занимательным содержанием. Наблюдение. Поощрение. | А, сейчас начало осени или конец? -Время «Осень» делится на 3 месяца. Первый, начальный месяц называется «Сентябрь». Повторите, пожалуйста (сентябрь) -Средний, второй месяц осени называется «Октябрь». -Последний, третий месяц называется «ноябрь», повторите, пожалуйста (ноябрь). -У меня есть очень красивое стихотворение про осень, а написал всем известный поэт Ф.Тютчев -Хотите послушать? (да!) Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле… . -Ребята, какие деревья растут у нас на территории садика (берёза, сосна, рябина, каштан) -А знаете ли вы, как зимуют деревья? -Что изменяется в жизни деревьев с приходом зимы? Воспитатель выслушивает ответы детей -С деревьев осенью опадает листва. -а вы знаете, что такое листопад? Воспитатель выслушивает ответы детей -Листопад – одно из приспособлений деревьев к зиме. Листья выделяют много тепла. Деревья сбрасывают их с себя, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. Сброшенные листья образуют подстилку. - Подстилка предохраняет почву и корни от промерзания. Под тяжестью снега ломались бы ветви. И вот чтобы ветки не ломались, люди отряхивают снег с веток. | Дети слушают воспитателя, вступают в диалог, отвечают на вопросы. | Дети демонстрируют интерес к совместной деятельности с взрослым и сверстниками; Дети проявляют устойчивое внимание, наблюдательность Дети знают осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь) |
2.2. Наблюдение Задачи: -развивать умение слушать воспитателя, вступать с ним в диалог -Учить отвечать полными предложениями, не перебивая сверстников | Беседа Наблюдение Поощрение | Воспитатель вместе с детьми обращает внимание на деревья -ребята, а давайте посмотрим на наши деревья -Вот берёзка. К лиственным или хвойным деревьям она относиться? (ответы детей) Дети с педагогом рассматривают берёзку . -посмотрите, какой красивый ствол, тонкие ветви, как красива берёзка в пушистом инее. -Даже осенью берёза очень красива и изящна. Не даром о берёзе говорят как о живом человеке, о красивой девушке. Наблюдение за елью. -Посмотрите на ель, изменилась ли она осенью? - Ель относится к лиственным или хвойным деревьям? Воспитатель выслушивает ответы детей -правильно, к хвойным. -Изменилась ли она с осени? Воспитатель выслушивает ответы детей - Нет, она по-прежнему стоит зелёная. -а как вы думате, почему? Воспитатель выслушивает ответы детей -У хвойных деревьев тоже бывает листопад, но постепенно, не сразу. Один раз в 5-7 лет. Поэтому они всегда, зелёная. -Посмотрите на ветках ели шишки (дети рассматривают шишки) -Кто питается семенами ели? Воспитатель выслушивает ответы детей -молодцы, ребята -Давайте, закроем глаза и пофантазируем, на что похожа наша ель. Наблюдение за рябиной. -Как среди других деревьев узнать рябинку? (по ярко-красным гроздям ягод) -Кто питаются этими ягодками? (птицы) -Осенью ягоды рябины были очень горькими. -А как вы думаете, сейчас они, какие на вкус? (сладкие) -Правильно, сладкие. Под действием холода в ягодках рябины крахмал превращается во все возможные сахара, глюкозу, фруктозу. Вот почему после первых заморозков рябина становится сладкой. Ребята, а теперь посмотрим на птичек. -Посмотрите, как они прыгают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево! Но так ведь и белка умеет или какой-нибудь другой зверек. А вот улетать на тысячи километров и после снова возвращаться могут только птицы и даже не все птицы. Дрозды и зяблики, жаворонки и чижи, ласточки и иволги, аисты и кукушки — могут. Потому они и называются перелётными. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие края, чтоб весной вернуться в родные места. Вороны и галки, воробьи и синицы, дятлы, сороки и голуби никуда не улетают. Круглый год живут они у нас. И называются оседлыми. Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в самые снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна-две доживают до весны. И мы в это время можем помочь птицам – делаем кормушки, насыплем немного зёрен, крупы или хлебных крошек, - то этим мы спасём не одну птичью жизнь. | Дети внимательно слушают воспитателя, отвечают на все вопросы полными предложениями, вступают в диалог | -Дети умеют слушать воспитателя, вступаю с ним в диалог -Дети умеют отвечать полным предложением не перебивая сверстников |
2.3.Исследовательская деятельность Задачи:-развивать умениеосуществлять компоненты деятельности: -рассматривание листьев берёзы, рябины, клена, и осины -развивать умение отвечать на вопросы полным предложени | Беседа Объяснение Эксперимент Поощрение | Воспитатель проводит эксперимент определить, когда замерзнут руки (в перчатках или без них), сделать вывод, что одежда защищает от холода -Воспитатель просит детей встать кругом: - Ребята, на прогулках вы замечали, что люди на улице одеты по-разному и в основном много кто был без перчаток - Давайте проведем с вами эксперимент, для того, чтобы выяснить, как нам помогут перчатки и нужны ли они -Для этого возьмите в руку перчатки, и встаньте в полукруг, поднимите руку без перчатки и выпустите, пока наша рука без перчатки опускается вниз, внимательно следите за ощущениями и запоминайте -что вы чувствуете (холод) -а теперь давайте наденем перчатку и тоже самое сделаем ,как мы делали без перчатки Дети экспериментируют, отвечают на вопросы, вступают в диалог -Почему руке без перчатки было холодно -Почему в перчатке нам было тепло (перчатка защищает от холода | Дети берут в руки листья берёз, рябины, клена и осины, рассматривают их, отвечают на вопросы, вступают в диало | Дети проявляют умение осуществлять компоненты деятельности рассматривать листья берёзы, рябины, клена, и осины Дети демонстрируют умение отвечать на вопросы полными предложения |
3. Трудовая деятельность Задача: -воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности; -воспитывать у детей основы безопасного поведения с предметами труда. | Беседа Инструкция Поощрение | -Ребята, а вы любите, когда на участке чисто? -Посмотрите, как много на участке листьев, а это разве порядок? -Конечно, нет, и поэтому я предлагаю вам сейчас взять грабли и метёлки, кто что хочет, и убрать наш участок. Поможем нашему участку стать чище. Кто скажет, как нужно пользоваться граблями? Почему? (Аккуратно, потому что ими можно пораниться) Воспитатель наблюдает за трудовыми действиями детей, при необходимости оказывает корректирующую помощь. - Вы ребята, большие молодцы. | Дети выполняют уборку участка от веток, отвечают на вопросы | Дети проявляют желание участвовать в совместной трудовой деятельности. Дети аккуратно пользуются предметами труда. |
4. Подвижная игра. «стоп» Задача: -Продолжать развивать активность детей посредством подвижной игры; -Учить детей выполнять действия по правилам; -Учить детей выполнять действия по сигналу. -развивать у детей быстроту реакции, ловкость и внимание в ходе игры; | Беседа Упражнение Игра | Воспитатель приглашает детей встать в круг. - Ребята, вы большие молодцы, а сейчас я предлагаю вам поиграть. Хотите? -Замечательно! -Игра называется «стоп» -И так давайте послушаем правила игры. -для начала предлагаю встать нам вкруг. Сейчас по считалке мы с вами выберем водящего, он будет ведущим и встанет в середину круга. А мы с ребятами возьмемся за руки Ведущий берет мяч. Все остальные становятся вокруг него. Ведущий подбрасывает мяч вверх и называет имя одного из участников. Пока ребенок, чье имя названо, ловит мяч, все остальные бегут врассыпную. Поймав мяч, нужно выкрикнуть «Стоп!» и по команде, все остальные участники должны остановиться. Затем ребенок, поймавший мяч, выбирает любого из участников, делает 3 шага в его сторону и пытается «выбить» его мячиком. Если он «попал», то «выбитый» ребенок становится ведущим, берет мяч и все начинается сначала. Если тот, кто кричал «Стоп» промахивается, то он становится ведущим. -Все поняли? - Но прежде чем начинать играть, давайте вспомним, как нужно бегать, чтобы не упасть? -Верно, аккуратно и внимательно. А дождик ловит листья только несильным касанием. Воспитатель показывает, как касаться. -И так, давайте начнем Игра продолжается 2-3 раза. | Дети внимательно слушают правила игры, радуются похвале | Дети проявляют активность посредством подвижной игры Дети умеют выполнять действия по правилам Дети умеют выполнять действия по сигналу Дети проявляют быстроту реакции, ловкость и внимание в ходе игры |
5. Самостоятельная деятельность (Индивидуальная работа) Задача: -учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, находить себе задание по интересам, использовать в двигательной деятельности разнообразные спортивные атрибуты. Индивидуальная работа: -закреплять у маши умение выполнять поручение аккуратно | Объяснение Упражнение Показ | -А теперь вы можете выбрать себе занятие по желанию. Воспитатель зовет, машу к себе и предлагает выполнить поручение – помочь воспитателю сложить аккуратно игрушки на веранде. | Дети играют свободно, Лиза помогает складывать аккуратно игрушки на веранду | Дети умеют самостоятельно организовывать подвижные игры, находить себе занятие по интересам, использовать в двигательной деятельности разнообразные спортивные атрибуты. -Лиза закрепила знания полученные на прогулке (выполнять поручения аккуратно) |
6.Подведение итогов Задача: - Подведение итогов наблюдения, подвижной игры, исследовательской деятельности | Беседа Поощрение | Воспитатель приглашает детей подойти к ней Воспитатель зовет детей к себе. Ребята, давайте с вами вспомним, зачем мы с вами сегодня наблюдали? - Кто напомнит нам признаки осени? - Скажите, а чем отличаются лиственные деревья от хвойных Воспитатель выслушивает ответы детей. Молодцы! -Вы все помните. -А в какую подвижную игру мы с вами играли? - Кто-нибудь помнит название? - А хотели бы еще поиграть в эту игру? - молдцы! | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы. | Дети подводят итоги наблюдения, подвижной игры, исследовательской деятельности |
7.Открытость Задача: -Закончить прогулку, пойти в детский сад | Беседа | -Ребята, посмотрите ,что у меня есть Воспитатель достаёт приготовленный корм для птиц (пшено, семена растений, семена подсолнечника ) и насыпает в кормушку на некоторое расстояние и в тишине наблюдают за тем, какие птицы первыми прилетят полакомится к кормушке, как они прилетают стайкой или по одной. -я вам предлагаю до следующей экскурсии приготовить корм птичкам самим Спасибо вам большое, вы были большие молоды, а теперь собираем игрушки, встаем парами и идем в детский сад. | Дети собирают игрушки, строятся парами. | Дети закончили прогулку, возвращаются обратно в детский сад |