СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт по приобщению к художественной литературе "Мороз Иванович"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструкт по приобщению к художественной литературе "Мороз Иванович"»

Конструкт организации образовательной деятельности
по ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

Аристарховой Натальи Андреевны

(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 43 «А»)

Дата: 18.01.2022 г.

Группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Руководитель практики: Колмогорцева Вероника Дмитриевна

Методист: Соломина Елена Владимировна

Тема занятия: Ознакомление детей с произведением Одоевского В.Ф. «Мороз Иванович»

Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Вид НОД: приобщение к художественной литературе

Форма НОД: занятие-игра

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная

Форма организации: Фронтальная, индивидуальная.

Планируемый результат:

  • Дети проявляют интерес к художественному произведению Одоевского В.Ф. «Мороз Иванович».

  • Дети демонстрируют эмоциональную отзывчивость.

  • Дети проявляют доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности.

  • Дети проявляют интерес к активному участию в беседе, отвечают на вопросы по заданной теме.

  • Дети проявляют слуховую и зрительную память, произвольное внимание.

  • Дети могут объяснить значение слов (“выштопано”, “понадулась”, “нашивала”, “любо”, “зазрить”, “слиток”).

  • Дети демонстрируют связную (диалогическую) речь.

  • Дети проявляют умение рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.

  • Дети проявляют умение обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации.

Цель занятия: формирование у детей интереса и воспитание любви к чтению в процессе ознакомления с произведением Одоевского В.Ф. «Мороз Иванович».


ЗАДАЧИ

образовательной деятельности

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные задачи:

  • формировать у детей интерес к художественному произведению Одоевского В.Ф. «Мороз Иванович»;

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость;

  • воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности.

Развивающие задачи:

  • побуждать к активному участию в беседе, отвечать на вопросы по заданной теме;

  • развивать связную (диалогическую) речь;

  • развивать слуховую и зрительную память, произвольное внимание.

Обучающие задачи:

  • обогащать словарный запас (выштопано, понадулась, нашивала, любо, зазрить, слиток);

  • учить рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа;

  • учить детей обращать внимание на оформление книги, на иллюстрации.

Костя – учить отвечать полным предложением на поставленный вопрос



Принципы дошкольного образования (ФГОС)

  1. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

  2. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  3. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

  4. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям деятельности)

Список использованных источников:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

  2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

  3. Хрестоматия. Подготовительная группа. В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения: принцип научности и доступности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип индивидуального подхода; принцип осознанности и активности; принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.

Методы воспитания: беседа, создание ситуации успеха, поощрение.

Методы обучения: Словесные: беседа, выразительное чтение, объяснение, обобщающая беседа, эмоциональное стимулирование.

Наглядные: иллюстрация, показ

Практические: игра, упражнение.

Приёмы, направленные на формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, объяснение незнакомых слов.

Приёмы, направленные на облегчение понимания детьми произведения: рассматривание иллюстраций; повторное чтение; выборочное чтение; закончи предложение; аналитическая беседа; проведение дидактических игр.

Словарная работа:

Выштопано – зашито.

Понадулась – обиделась.

Нашивала – носила.

Любо – нравится.

Зазрить – угрызения совести, стыдно.

Слиток – металлическая заготовка.

Оборудование: книга В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович», разрезанные картинки.

Предварительная работа: Чтение произведения Одоевского В.Ф. «Мороз Иванович»

Цель: ознакомление детей с произведением Одоевского В.Ф. «Мороз Иванович»

Ход: Ребята, мне на день рождение подарили вот такую интересную книгу, называется она «Мороз Иванович». Я сегодня принесла в наш книжный уголок, предлагаю вам ее прочитать. Но прежде чем мы начнём, хотите я вам расскажу, кто автор этой сказки? Ответы детей.

Ребята, а написал эту сказку Владимир Фёдорович Одоевский – это знаменитый русский писатель и поэт. Писатель родился в городе Москва. Владимир Одоевский после обучения поступил на службу. Писатель много интересовался музыкой, переводил произведения с иностранного языка. В. Ф. Одоевский любил писать для детей, он написал такие сказки как, «Червячок», «Мороз Иванович», «Городок в табакерке», «Бедный Гнедко» и другие хорошие, добрые сказки. Ребята, кто напомнит, какую сказку мы будем читать, как она называется? Ответы детей. Молодцы! А кто автор? Ответы детей. Хорошо! Давай же скорее ее прочитаем и узнаем, что же это за сказка! Только давайте договоримся, слушать будем внимательно, друг другу не мешать, не отвлекать и стараться не перебивать меня, хорошо? Отлично! Воспитатель читает художественное произведение «Мороз Иванович» - В.Ф. Одоевского.

-Ребята, вам понравилась сказка? Ответы детей. О ком данное произведение? Ответы детей. Что вам особенно запомнилось? Почему? Ответы детей. Хорошо, молодцы! Ребята, это сказка мне тоже очень понравилось. Это прекрасное произведение читала мне бабушка, когда я была еще совсем маленькой.

Индивидуальная работа: Дидактическая игра «Собери картинку»

Задача: учить собирать целое из частей и рассказывать, что изображено, учить отвечать полным предложением на поставленный вопрос.

Ход: Костя, посмотри, что у меня есть? Ответ ребёнка. - Ты любишь собирать пазлы? Ответ ребёнка. Отлично - Предлагаю тебе не просто собрать, но и рассказать, что на ней изображено. Воспитатель дает части картины, по сказке «Мороз Иванович». Костя, у тебя получилось?. Хорошо. - Расскажи, что ты видишь? Воспитатель ведет с ребенком беседу и просит отвечать полными предложения, вспоминая сказку «Мороз Иванович» - В.Ф. Одоевского.

Ход деятельности

Этапы

Методы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивационный этап

Задача:

- мотивировать детей на предстоящую совместную деятельность.




Эмоциональное стимулирование, беседа, чтение художественного слова.

Воспитатель эмоционально стимулирует детей, приглашает детей встать в полукруг

- Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Дети, взявшись за руки, улыбаются друг другу.

- Сегодня я приглашаю вас путешествовать в книгу «Мороз Иванович». Вы хотите отправиться в путешествие?

Ответы детей.

-Для этого нужно произнести волшебные слова.

Если палочкой волшебной

Я взмахну 4 раза

В мире книги непременно

Мы откажемся все сразу

- Давайте ребята, сосчитаем: 1, 2, 3, 4

- Вот мы и в книге сказок!

Дети подходят к воспитателю, внимательно
слушают и вступают в диалог.

Дети мотивированы на предстоящую совместную деятельность.

2.Основной этап

2.1.Беседа

Задачи:

- формировать у детей интерес к художественному произведению Одоевского В.Ф. «Мороз Иванович»;

- побуждать к активному участию в беседе, отвечать на вопросы по заданной теме;

- развивать связную (диалогическую) речь;

-воспитывать эмоциональную отзывчивость;

- учить рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.


Беседа, рассматривание иллюстраций, эмоциональное стимулирование, выборочное чтение.

- Ребята, вот мы с вами и оказались в книге сказок. В какой сказке, мы оказались?

Воспитатель показывает книгу.

Ответы детей.

-Верно! Давай вспомним, о ком сказка?

Ответы детей.

- Как звали девочек в сказке?

Ответы детей.

-Почему одну девочку звали Рукодельница?

Ответы детей.

-А почему другую девочку звали Ленивица?

Ответы детей.

- А какой была Ленивица?

Ответы детей.

- Чем она занималась весь день?

Ответы детей.

- А Рукодельница какой была?

Ответы детей.

- Ребята, я предлагаю вам прочитать это в книге.

Воспитатель читает фрагмент из книги.

- Рукодельница была умная девочка, рано вставала, сама без нянюшки одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодезь за водой ходила. А как Рукодельница попала к Морозу Ивановичу?

Ответы детей.

- Что рукодельница делала у Мороза Ивановича?

Ответы детей.

- Как она выполняла свою работу?

Ответы детей.

- А как Ленивица выполняла свою работу?

Ответы детей.

- Чем Мороз Иванович наградил Рукодельницу? А Ленивицу?

Ответы детей.

- Как вы думаете, какой он? Почему?

Ответы детей.

- Да, ребята, он был справедливым и мудрым. Всех наградил по заслугам.

Дети проходят на свои места и внимательно слушают воспитателя, активно вступают в беседу








Дети проявляют интерес к художественному произведению Одоевского В.Ф. «Мороз Иванович».

Дети проявляют интерес активному участию в беседе, отвечают на вопросы по заданной теме.

Дети демонстрируют связную (диалогическую) речь.

Дети умеют рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.


2.2.Выразительное чтение фрагмента произведения

Задачи:

-формировать у детей интерес к художественному произведению В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»;

-развивать слуховую и зрительную память, произвольное внимание;

- учить детей обращать внимание на оформление книги, на иллюстрации.

.

Выборочное чтение, выразительное чтение воспитателя, беседа.


-Ребята, а какой фрагмент из сказки вам запомнился больше всего?

Ответы детей.

-А какой фрагмент вы бы хотели услышать?

Ответы детей

- А не хотели бы вы послушать тот фрагмент, где Ленивица работала у Мороза Ивановича и получила свою награду?

Ответы детей

- Замечательно, я очень рада. Тогда слушайте внимательно, не отвлекайтесь.

Воспитатель выразительно читает фрагмент из сказки, демонстрирует иллюстрации, объясняет незнакомые слова с помощью синонимов.

«После обеда старик опять лёг отдохнуть, да припомнил Ленивице, что у него платье не починено да и бельё не выштопано. … А вы, детушки, думайте, гадайте: что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставленье, а что намёком.».


Дети внимательно слушают воспитателя, не мешают друг другу


Дети проявляют интерес к художественному произведению В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

Дети проявляют слуховую и зрительную память, произвольное внимание.

Дети умеют обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации.

2.3.Беседа

Задачи:

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности;

-побуждать к активному участию в беседе, отвечать на вопросы по заданной теме;

-обогащать словарный запас (выштопано, понадулась, нашивала, любо, зазрить, слиток).

Аналитическая беседа, объяснение незнакомых слов, поощрение.

- Ребята, вы такие молодцы, вы так внимательно слушали отрывок из сказки «Мороз Иванович». Ребята, что Ленивица делала у Мороза Ивановича?

Ответы детей.

- А как она выполняла свою работу?

Ответы детей.

- Что Ленивица попросила взамен за свою работу?

Ответы детей.

- Чем Мороз Иванович наградил Ленивицу?

Ответы детей.

- А что случилось с её наградой?

Ответы детей.

- Чему эта сказка вас научила?

Ответы детей

-Сказка «Мороз Иванович» учит нас тому, что нужно быть трудолюбивым, честным и добросовестно выполнять свою работу. Молодцы, вспомнили содержание сказки, дали полные ответы на вопросы, смогли ответить, чему учит сказка.

Дети слушают внимательно педагога, вступают в диалог.

Дети проявляют доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности.

Дети проявляют интерес активному участию в беседе, отвечают на вопрос по заданной теме.

Дети могут объяснить значение слов (выштопано, понадулась, нашивала, любо, зазрить, слиток).

Физкультминутка

Задачи:

- снять мышечное напряжение;

- подготовить к дальнейшей деятельности

Показ воспитателя,

Упражнение,

чтение художественного слова.

-Молодцы, вы такие умники и умницы! В нашем путешествии нельзя пройти мимо интересной игры. Давайте встанем, так чтобы никому не мешать и поиграем

Разминая поясницу,

Мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись,

На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)

Чтобы стать ещё умнее,

Мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два,

Закружилась голова. (Вращение головой в стороны.)

Раз-два-три-четыре-пять,

Ноги надо нам размять. (Приседания.)

Напоследок, всем известно,

Как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)

От разминки польза есть?

Что ж, пора на место сесть. (Дети садятся.)

Дети выполняют упражнения по образцу, проявляют физическую активность.

Снято мышечное напряжение. Дети готовы к дальнейшей деятельности.

2.4.Дидактическая игра «Собери паззл»

Задачи:

- воспитывать эмоциональную отзывчивость;

-воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности;

-развивать у детей инициативу и самостоятельность в общении.

Объяснение, беседа, игра.

-Ребята, посмотрите, я нашла в книжке, игру, называется «Собери пазл»

-Давайте объединимся в группы, и я каждой группе дам части картинок.

- Ребята, необходимо собрать этот паззл и понять, какое действие на нем изображено.

Воспитатель раздает детям паззлы, дети собирают картинку.

Воспитатель задает вопросы по данным изображениям, дети рассматривают изображения, рассказывают о ситуации. В случаи необходимости воспитатель помогает детям, задает наводящие вопросы.

- Молодцы, ребята, вы все правильно сказали.

-А сейчас нам пора возвращаться обратно в детский сад, произносим волшебные слова

Снова палочкой волшебной

Я взмахну 4 раза

В детский садик непременно

Дети все вернутся сразу

Считаем: 1, 2, 3, 4

- Вот мы и в детском саду.

Дети слушают правила игры, активно участвуют, работают в командах.

Дети демонстрируют эмоциональную отзывчивость.

Дети проявляют доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности.

Дети проявляют инициативу и самостоятельность в общении.

3. Рефлексия.

Задача:

- формировать у детей умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод.

Беседа, эмоциональное стимулирование, поощрение

Воспитатель задаёт вопросы, показывает заинтересованность, обсуждает с детьми.

-Ребята, вам понравилось путешествие в книгу сказок?

Ответы детей.

-А что вам понравилось больше всего?

Ответы детей.

-Какие трудности у вас возникали? Как вы с ними справлялись?

Ответы детей.

-Ребята, вы сегодня очень хорошо поиграли, были активными, дружными и заинтересованно отвечали на вопросы, я очень рада! Слушали внимательно, не перебивали и не отвлекали друг друга, молодцы!

Дети отвечают на вопросы;

слушают друг друга.

Дети проявляют умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод.

  1. Открытость

Задачи:

- ориентировать

детей на

самостоятельную

деятельность в

режимных

моментах.

Беседа, эмоциональное стимулирование.

Педагог побуждает детей к «продолжению» деятельности.

-Ребята, я предлагаю вам в свободное время, нарисовать того персонажа из сказки «Мороз Иванович», который вам больше всего понравился и запомнился, вы согласны?

Ответы детей.

- Замечательно, я очень рада!

Дети слушают воспитателя, выражают собственные чувства, мысли, отвечают на вопросы.

Дети ориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах.


6