Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
Программа «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М: Мозаика – синтез, 2014. – с. 368.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа. Планы занятий: М. Мозаика- Синтез– 2011.-134 с.
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); формирование познавательных интересов и познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Я предлагаю вам по очереди взять свой предмет и будем описывать предмет, а другие должны отгадывать, но закрыв глаза. Нужно описать игрушки, сказав: какой он формы, цвета, как с ним можно играть, где с ним можно играть и как с ним нужно обращаться.
Щедрый – скупой.
Этапы | Методы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1. Мотивационный этап. Задача: Собрать внимание детей и мотивировать их на совместную деятельность. Закреплять знания о сказках и их названиях. | Беседа, Стимулирование занимательным содержанием, Создание проблемной ситуации, демонстрация, Частично-поисковый метод, Мозговой штурм. | Воспитатель приглашает детей встать в круг на ковре. -Ребята, приглашаю вам, отправиться в увлекательное путешествие, в страну сказок. -Как вы думаете, что такое сказка? - Верно. Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Именно поэтому сказки любят и дети, и взрослые. У каждого народа есть свои сказки, с их особенностями, национальными героями, бытом. -Ребята, у меня есть волшебные голубые ленты, которые превратятся в облака и перенесут нас в сказочную страну. Воспитатель делает облака из лент. -Путешествовать в страну сказок, я возьму с собой того, кто назовёт мне сказку, в названии которых есть число. («Двенадцать месяцев», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов»…) Воспитатель выслушивает ответы детей, помогает детям, если у них возникают затруднения в назывании сказок. | Дети проявляют интерес, выражают собственные мысли, отвечают на вопросы. | Внимание детей собрано, и они смотивированы на совместную деятельность. Дети знают сказки и их названия. |
2. Основная часть. 2.1. «Волшебный лес». Задачи: Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе образовательной деятельности, умение слушать, друг друга не перебивая. Развивать умение систематизировать, активизировать в речи детей антонимы-прилагательные. | Беседа, Демонстрация, Частично-поисковый метод, Создание ситуации успеха. | Воспитатель организует игры и творческие задания. -Ребята, вот мы с вами и очутились в стране сказок. Лес волшебный перед нами, тишина кругом стоит. А как вы думаете, какие звери живут в волшебном лесу? (медведь, заяц, лиса, волк…) -Мы с вами знаем, что сказочные герои, в том числе и волк, обладают разными чертами характера, настроение у них бывает тоже разное. -Давайте поиграем в игру, которая называется «Наоборот». Для игры мы возьмём волшебную палочку. Я буду дотрагиваться палочкой до ваших ладошек и называть какое-нибудь слово, а вы должны назвать слово с противоположным значением. Воспитатель организует игровую деятельность с детьми. Добрый – злой Трудолюбивый – ленивый Вежливый – грубый Грустный – весёлый Радостный – печальный Сытый – голодный Трусливый – храбрый Вредный – полезный Щедрый – скупой -Молодцы, ребята, вы отлично умеете подбирать слова с противоположным значением! | Дети принимают активное участие в деятельности. Отвечают на вопросы воспитателя, участвуют в игровой деятельности, отгадывают загадки. | Дети проявляют доброжелательное отношение к сверстникам в процессе образовательной деятельности, умеют слушать друг друга, не перебивая. Дети демонстрируют умение систематизировать, используют в речи антонимы-прилагательные. |
2.2. Составление логических рассказов. Задача: Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку посредством создания ситуации успеха в игровой деятельности. Развивать у детей связную речь (диалогическая, монологическая). Развивать умение самостоятельно сочинять творческие рассказы: на тему, предложенную воспитателем. | Беседа, Демонстрация, Частично-поисковый метод, Создание ситуации успеха, Мозговой штурм. | Воспитатель помещает на магнитную доску картинку из сказки «Гуси лебеди» с изображением поляны, на которой находится яблоня. -Посмотрите, ребята, на полянку мы попали. Что это за дерево перед нами? А из какой оно сказки? («Гуси-лебеди») -Верно, ребята, это яблоня из сказки «Гуси-лебеди». А как вы догадались? -Ребята, посмотрите, около яблоньки ложка лежит. Давайте подумаем и составим цепочку-рассказ, про яблоньку и ложку. Я начну, а вы будете мне помогать. -В саду стояла яблонька, на которой.... Воспитатель выслушивает ответы детей. -Яблочки были очень спелые и вкусные и поэтому… Воспитатель выслушивает ответы детей. -Так как яблочки падали, бабушка… Воспитатель выслушивает ответы детей. -Собрав яблоки, и чтобы они не испортились, бабушка… Воспитатель выслушивает ответы детей. -Варенье было очень вкусное, и поэтому дети ели его ложкой прямо из банки. -Ребята, вот такой вот замечательный рассказ у нас с вами получился про яблоньку и ложку! | Дети принимают активное участие в составлении рассказа. | Дети демонстрируют уверенность в себе, положительную самооценку посредством создания ситуации успеха в игровой деятельности. У детей развивается связная речь (диалогическая, монологическая). Дети демонстрируют умение самостоятельно сочинять творческие рассказы: на тему, предложенную воспитателем. |
Физкультминутка. Задача: Снять мышечное напряжение. | Показ, Инструкция, Художественное слово. | Воспитатель предлагает встать со стульев и выйти на ковёр. Показывает детям движения в соответствии с текстом, предлагает их повторить. -Ребята, вы устали? Давайте отдохнём. Вместе выйдем на ковёр, чтобы было нам удобно. Повторяйте за мной. Вместе по лесу идём, Не спешим, не отстаём. Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.) Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.) Вот ромашка, василёк, Медуница, кашка, клевер. Расстилается ковёр И направо, и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.) К небу ручки протянули, Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.) Отдохнуть мы все успели И на место снова сели. (Дети садятся.) | Дети внимательно слушают и повторяют движения за воспитателем. | Дети расслаблены, отдохнули. |
2.3Игра «Волшебный сундучок». Задача: Закреплять знания о сказках и их названиях. Развивать умение описывать картинки с изображением определенных предметов, выделять их плохие и хорошие качества. Развивать связную речь (монологическая, диалогическая). | Беседа, Демонстрация, Стимулирование занимательным содержанием, Мозговой штурм; Чтение художественной литературы. | Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики, поставленные полукругом вокруг мольберта. -Вот и отдохнули. Присаживайтесь на свои места. -Ребята, посмотрите, что там ещё под яблонькой стоит? -Верно, ребята, это сундучок. Хотите ли вы узнать, что в нем? Под яблонькой чудесный сундучок Всем ребятам он дружок Очень хочется всем нам Посмотреть, ну что же там? Сундучок открывается, из него вылетает шарик с комариками. -Ребята, как вы думаете, из какой сказки этот шарик? («Тараканище») -Верно, ребята, шарик с комариками был в сказке «Тараканище». А помните ли вы, кто написал эту сказку? -Верно, автор сказки «Тараканище» - Корней Иванович Чуковский. -Что-то ещё лежит в нашем сундучке. Посмотрите, это предметные картинки. -Давайте рассмотрим их. Что на них изображено? (роза, велосипед) -В какой сказке встречается роза? («Три розы», «Снежная королева») -В какой сказке встречается велосипед? («Тараканище») -Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Хорошо-плохо». -В каждой картинке вы должны найти хорошее и плохое. (в розе хорошо то, что она красивая, а плохо то, что у неё шипы и можно уколоть руку) (в мороженом хорошо то, что оно вкусное и сладкое, а плохо то, что можно заболеть) (в велосипеде хорошо то, что на нём можно кататься, плохо то, что можно упасть) -Молодцы, ребята. | Дети внимательно слушают педагога, отвечают на вопросы, высказывают свои предположение по игре "хорошо-плохо". | Дети знают сказки и их названия. Дети демонстрируют умение описывать картинки с изображением определенных предметов, выделять их плохие и хорошие качества. У детей развивается связная речь (диалогическая, монологическая). |
2.4. Этап "Составь загадку". Задача: Закреплять умение придумывать слова-рифмы. Продолжать учить детей составлять загадку с помощью опорной модели. | Беседа, Демонстрация, Стимулирование занимательным содержанием, Мозговой штурм. | Воспитатель организует совместную деятельность детей. -Подождите, не спешите, наклонитесь, что-то там в траве блестит. Кто это, ребята? -Верно, ребята, это царевна-лягушка. -Почему-то лягушка загрустила. Давайте придумаем слова-рифмы к слову лягушка и развеселим её. (лягушка-хлопушка, лягушка-подушка, лягушка-хохотушка, лягушка-попрыгушка, лягушка-толстушка…) -Наша царевна-лягушка всё равно грустная. Давайте составим загадку про царевну-лягушку с помощью модели. Что делает? Кто или что делает так же? Прыгает Мяч Ныряет Утка Плавает Лодочка -Что прыгает так же, как лягушка? — мяч. -Кто ныряет так же, как лягушка? — утка. -Что плавает так же, как лягушка? - лодочка. Загадка: прыгает, но не мяч, ныряет, но не утка, плавает, как лодочка. Кто это? -Молодцы ребята, хорошую загадку составили. Царевне-лягушке всё очень понравилось, и она стала весёлая. -Ребята, сейчас мы снова возьмём наши волшебные голубые ленты, которые превратятся в облака и перенесут нас обратно в детский сад. Воспитатель делает облака из лент. -Вот ребята мы и оказались с вами снова в детском саду. | Дети внимательно слушают воспитателя. Составляют загадки по модели. | Дети демонстрируют умение придумывать слова-рифмы. Дети умеют составлять загадку с помощью опорной модели. |
4.Рефлексия. Задача: Развивать у детей связную речь (диалогическая, монологическая). | Беседа, Поощрение. | Воспитатель стимулирует детей к самоанализу собственной деятельности, задаёт им вопросы. -Ребята, куда мы сегодня с вами путешествовали? -Кого и что мы с вами встречали на пути? -А что мы делали? -В какие игры мы играли? -Какая игра вам понравилась больше всего? -Вам было интересно играть составлять рассказы и сочинять сказки? -Что было интереснее всего? -Ребята, вы так хорошо играли, мне так понравилось с вами играть. | Дети слушают, вступают в диалог с воспитателем, высказывают своё мнение. | У детей развивается связная речь (диалогическая, монологическая). |
5.Открытость. Задача: Сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах. | Беседа, Демонстрация. | -Ребята, в память о нашей встрече царевна-лягушка хотела подарить вам рисунки, но по дороге они превратились в кляксы. -Как вы думаете, как можно превратить кляксы обратно в рисунки? -Верно, ребята, кляксы можно дорисовать. Вы можете сделать это в свободное время. | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы , соглашаются дорисовать кляксы. | Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах. |