Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
Активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Поощрение, беседа, чтение.
Словесные: чтение, беседа, художественное слово, объяснение.
Наглядные: иллюстрация, демонстрация.
Практические: игра, упражнение.
Средства обучения: мнемоквадраты, считалка, иллюстрация осени.
Этап | Методы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Планируемый результат |
Мотивационный этап Задача: Смотивировать детей на предстоящую деятельность | Беседа Эмоциональное стимуирование | Воспитатель просит детей встать в полукруг -Ребята, я сегодня когда шла в детский сад встретила мальчика Петю, он не знал дороги, и спросил её у меня, сказав “Покажите мне дорогу”, как вы думаете правильно ли Петя поступил? Воспитатель выслушивает ответы детей -Да, Петя для меня незнакомый мальчик, и я для него незнакомая! Любые обращения за помощью к незнакомым людям следует начинать с волшебных слов “простите” или “извините” -А сейчас представьте, что вы куда-то идете, не зная дороги, и вам нужно обратиться за помощью к прохожим! Давайте сейчас с вами поиграем! Я буду незнакомым, а вы будите спрашивать у меня дорогу! Воспитатель изображает незнакомого им человека, дети подходят к ней и спрашивают у неё дорогу -Замечательно! Молодцы, ребята! -Мальчику Пете я подсказала дорогу и отвела его к маме! А пока мы с ним шли он рассказал мне, что постоянно ссорится в своей группе с ребятами, можно ли так делать? Воспитатель выслушивает ответы детей -Правильно! Ругаться и ссориться не нужно! Потому что это очень опасно, ведь появляются такие чувства, как грусть, обида, раздражение, чтобы избежать ссоры, нужно спокойно поговорить и договориться! -Я рассказала Пете очень интересное стихотворение Романа Сефа “Совет”: Хотите его послушать? -Замечательно! | Дети вступают в диалог с воспитателем, спрашивают у воспитателя дорогу, запоминают слова, с которыми нужно обращаться к незнакомым людям, эмоционально включаются в деятельность | Дети смотивированы на предстоящую деятельность |
Чтение стихотворения и беседа 2.1. Первичное чтение стихотворения без установки на запоминание Задача: Заинтересовать детей на предстоящую деятельность; Воспитывать желание слушать | Художественное слово; Выразительное чтение; иллюстрация; Демонстрация | Воспитатель рассказывает детям стихотворение Романа Сефа “Совет” Поссорились Чашка и блюдце, Сейчас Они разобьются, Скоро В кухне, на полке, Будут лежать Осколки. И ты Не ссорься напрасно — Это Очень Опасно. | Дети внимательно слушают | Дети заинтересованы на на предстоящую деятельность; |
2.2. Работа над текстом. Беседа Задача: Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять; Развивать умение поддерживать беседу | Беседа; Поощрение | Воспитатель задает вопросы. Воспитатель побуждает детей к высказыванию, комментирует высказывания. Проявляет уважение к детским высказываниям. Инициирует общее обсуждение -Ребята, вам понравилось стихотворение? Воспитатель выслушивает ответы детей -А можно ли избегать конфликты? Воспитатель выслушивает ответы детей -Чтобы избежать конфликта и не разбиться, как чашка и блюдце, нужно уметь разговаривать!Решать конфликты нужно только с помощью слов! Убеждать, доказывать, спокойно объяснять! -Ребята, как вы думаете,если бы чашка и блюдце поговорили бы и обсудили свои разногласия они бы разбились? -Верно, если бы они с помощью спокойных объяснений поговорили бы, то пришли бы к общему решению и не разбились бы! Ведь правильно в стихотворении сказано “Не ссорься напрасно - это очень опасно!” | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, поддерживают беседу | Дети умеют решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять; проявляют умение поддерживать беседу |
Физминутка Задача: Снять мышечное напряжение | Художественное слово; Упражнение; Показ | Воспитатель наблюдает за детьми во время выполнения упражнений Поссорились (Повороты головы в стороны) Чашка и блюдце, (Два хлопка) Сейчас (Приседания) Они разобьются, (Повороты в стороны) Скоро (Ходьба на месте) В кухне, на полке, ((Повороты вперед, назад) Будут лежать (Потягивания) Осколки. И ты Не ссорься напрасно — (Грозение левым пальцем) Это Очень Опасно. (Грозение правым пальцем) | Дети повторяют движения за воспитателем | Дети расслаблены, готовы к дальнейшей деятельности |
2.3. Повторное чтение стихотворение с опорой на запоминание Задача: Воспитывать умение слушать стихотворение; формировать интерес к чтению; развивать инициативу и самостоятельность в общении | Выразительное чтение; Примеры мнемографии | Воспитатель читает второй раз стихотворение и раскладывает картинки-мнемоквадраты, делает раскадровку стихотворения | Дети внимательно слушают рассматривают картинки, запоминают стихотворение | Дети умеют слушать стихотворение, проявляют интерес к чтению, инициативу и самостоятельность в общении |
Артикуляционная гимнастика Задача: Отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность, способствовать растяжке подъязычной связки - уздечки (при её укорочении) | Художественное слово; Упражнение; Показ | Артикуляционная гимнастика “Язычок здоровается с подбородком” Просыпается язык - Долго спать он не привык И спросил у подбородка: Эй, какая там погодка? Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку, затем убрать язык в рот). проделать упражнение 5-7 раз. | Дети повторяют движения за воспитателем | Дети отрабатывают движение языка вниз, развивают его подвижность |
2.4. Выразительное чтение детей Задача: Учить детей читать наизусть стихотворение Романа Сефа “Совет” | Рассказывание; Поощрение; приемы мнемотехники | Воспитатель эмоционально стимулирует детей, слушает стихотворение, поощраяет | Дети пересказывают содержание стихотворения | Дети рассказывают наизусть стихотворение Романа Сефа “Совет” |
Рефлексия Задача: Развивать умение анализировать свою деятельность | Беседа | Воспитатель задает вопросы, показывает заинтересованность, обсуждает с детьми -Ребята, с какими трудностями мы столкнулись? -А как мы их преодолели? -Ребята, помогли ли вам картинки рассказывать стихотворение | Дети отвечают на вопросы | Дети умеют анализировать свою деятельность |
Открытость Задача: Ориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах | Беседа | -Ребята, а какие вы ещё стихотворения знаете? -Давайте их послушаем! | Дети отвечают на вопросы воспитателя | Дети оориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах |