Знания: алгоритм умножения многозначного числа, запись которого оканчивается нулями.
Умения: научатся умножать многозначные числа, запись которых оканчивается нулями, выполнять запись умножения в столбик.
Навыки: устные ответы.
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: принимать и сохранять учебную цель и задачи; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Личностные: уметь контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Мотивация к учебной деятельности (1 мин) Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность. | Цель: создать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся. -Повернитесь друг к другу, пожелайте удачи, добра… улыбнитесь. -Какие эмоции вы получили, улыбаясь друг другу? -Займите свои рабочие места. | Цель: оценить свою готовность к уроку Пожелания друг - другу успешной работы на уроке. Садятся за парты. |
2. | Устный счёт. (8 мин) Цель: активизировать внимание детей, формировать вычислительные навыки, навыки быстрого счета, развить у учеников математические способности, внимание, а также интерес к предмету. | - Откройте тетради, запишите дату: 13 декабря. Классная работа. -Сегодня урок математики у нас пройдёт в виде квест – игры. -Название игры мы сможем узнать после того, как выполним задания устного счёта. Ответы записывайте в строку через клеточку вправо. Умножьте 30 на10 – это диаметр гнезда лебедя шипуна Самое наименьшее четырехзначное число – это расстояние, на которое совершает миграцию (переселение) олень Индийский слон весит 5 т, а кашалот в 10 раз больше. Сколько весит кашалот? Крокодил имеет длину тела 7м, это на 1 м больше, чем Южный морской слон. Сколько метров в длину Южный морской слон? За день верблюд выпивает 50 л воды, а бегемот в 5 раз больше. Сколько воды выпивает бегемот? У аллигатора 80 зубов, что на 30 зубов больше чем у Опоссума. Сколько зубов у Опоссума? Казуар имеет рост 2 метра, это на 700 см меньше, чем рост страуса. Какой рост у страуса? Слон живет 50 лет, это на 5 лет меньше, чем орел. Сколько лет живет орел? Длина землеройки 9см, а длина выдры в 10 раз больше. Какова длина выдры? - Обменяйтесь тетрадями с соседом по лицу (напротив). Возьмите простой карандаш. Если ответ верный – ставим «плюс», если неверный, ставим «-». (У учителя на столе лежат цветные кубики, на одной грани написан ответ, на противоположной – буква. - Ответы вы записали, а сейчас давайте проверим, что у вас получилось. - У меня на кубиках написаны верные ответы. Каждому ответу соответствует буква. Если вы всё верно выполнили, то у нас получится название игры. (Учитель называет первый ответ – 300, берёт кубик с данным ответом и кладет на стол той стороной к ребятам, где написана буква M, берёт второй кубик с ответом 1000, кладёт той стороной к ребятам, где буква I и т.д.) (на кубиках получилась надпись: MINECRAFT) - Какое слово у нас получилось? - Оцените работу: «5» - нет ошибок, «4» - 1 – 2 ошибки, «3» - 3- 4 ошибки Верните тетрадь соседу. Главным героем игры является Стив. Он оправился на поиски клада, который находится в замке. Стиву нужно найти клад, который спрятан в замке. Поможем Стиву? | Записывают дату, классная работа В тетради пишут ответы. Дети работают в группах по 4 человека. Обмен тетрадями с соседом по лицу (напротив). Определяют верные и неверные высказывания. Проверка: 300, 1000, 50, 6, 250, 50, 2700, 55, 90 Получилось слово MINECRAFT |
3. | Актуализация знаний. (4 мин) Цель: развивать личностные и коммуникативные УУД через развитие устной речи учащихся; познавательных УУД через проверку знания учащимися различных приемов умножения, выявить пробелы в знаниях и умениях; развивать личностные УУД через развитие внимания, мышления, воображения | - Перед Стивом первое испытание. Чтобы попасть в замок, надо переправиться через ров, наполненный водой. Если мы с вами правильно выполним задание, то у нас появится лодка, на которой мы сможем переплыть. - Возьмите, пожалуйста, карточку белого цвета. Перед вами числовые выражения. - Объясните, как нашли результат умножения. 800 ∙ 7 = (8 ∙ 100) ∙ 7 = (8 ∙ 7) ∙ 100 = 56 ∙ 100 = 5 600 24 000 ∙ 3 = (24 ∙ 1000) ∙ 3 = (24 ∙ 3) ∙ 1000 = 72000 | Участвуют в диалоге. Поочерёдно называют выражения и объясняют, как выполнялись вычисления. Заменим число 800 произведением чисел 8 и 100, умножим на 7. При умножении произведения на число, сначала первый множитель умножаем на число(8 ∙ 7), а затем получившийся результат умножаем на второй множитель 100.Получим ответ 5 600 и т.д. |
4 | Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации. (2 мин) Цель: Выявить места и причины затруднений. Целеполагание. | 380 ∙ 9 = (38 ∙10) ∙ 9 = (38 ∙ 9) ∙ 10 = (8 ∙ 9 + 30 ∙ 9) ∙ 10 = 342 ∙ 10 = 3 420 Побуждаю к осознанию темы и цели урока. - Как вы думаете, какова же тема нашего урока? Чему мы должны научиться? - Как правильно записывать данные выражения? | В ходе рассуждений ребята делают вывод, что устно такие вычисления выполнять неудобно. Лучше всего применить письменный прием умножения. Участвуют в диалоге. Формулируют тему урока -Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Формулируют задачу урока - Научиться выполнять умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Дети предлагают разные варианты |
5 | « Открытие» детьми нового знания. (10 мин) Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению. | Показываю на доске приём умножения на примере выражения: 8 400 ∙ 7 Записываем число 8 400 , каждая цифра в своей клетке. Между 1 и второй клеткой пишем знак умножения. Под цифрой 4 пишем второй множитель 7 , чтобы нули были справа от цифры 7. Проводим черту. Умножаем. Читаю ответ. С заданием мы справились, переправились на лодке через реку. Идем вперёд. | Дети вступают в диалог, отвечают на вопросы учителя, делают записи в тетради |
6 | Первичное закрепление с проговариванием. (5 мин) Цель: выявить уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию (познавательные УУД); развивать устную речь учащихся (коммуникативные УУД); развивать внимание, мышление, воображение | Организую работу по закреплению нового знания. Фронтальная работа с проговариванием вслух. -У входа в замок нас встречают два стражника. Они нас так просто не пропустят. У них для нас задание: найти значения выражений. -Выражения у первого стражника мы будем комментировать у доски. - Понятен ли вам этот вычислительный приём? -Выражения у второго стражника вы будете выполнять в группах. -Начинают первые номера, затем вторые, третьи. | Дети у доски комментируют выражения: 420 ∙ 8 4700 ∙ 5 30 700 ∙ 9 Дети в группах по очереди комментируют выражения и записывают в тетрадь: 390 ∙ 3 6800 ∙ 6 20 080 ∙ 7 |
7. | Самоконтроль с проверкой по эталону. (2 мин) Цель: формировать навыки самоконтроля (личностные УУД ) | Проверка ответов по образцу. -Давайте проверим, как вы справились с работой в группах. -Сверьте свое решение с решением на доске. Поднимите руку кто не испытал затруднений при решении. Молодцы! -Поднимите руку, кто испытывал затруднения. Не переживайте мы еще будем тренироваться над умножением многозначного числа на число, оканчивающееся нулями и все ваши затруднения исчезнут. -Молодцы! Вы справились с этим заданием. Стражники пропали. Вход открыт. Двигаемся дальше. | Самопроверка по готовым ответам с доски. Дети поднимают руки |
8 | Включение нового в систему знаний и повторения. (7мин) Цель: - закрепить умение решать текстовые задачи; - применение нового способа действия; - создание ситуации успеха. | - Заходим в замок, встречает нас с вами торговец обувью. Он просит у вас помощи. Ему нужно помочь сосчитать, сколько пар детской обуви ему нужно продать. (Организую работу над задачей). - Прочитайте задачу с. 79 № 351 - Как составим краткую запись? -Что изготовляли на фабрике? (обувь) -О каких видах обуви идет речь в задаче? (мужской, женской, детской) -Что обозначает 8900 число? (Количество мужской обуви) -Что обозначает 40000 число в задаче? (Сколько пар обуви изготовили всего.) -А что сказано о женской обуви? (Ее изготовили в два раза больше) (записываю краткую запись на доске) -Вся ли краткая запись выполнена верно? (Нет главного вопроса.) -Каков главный вопрос задачи? (Сколько пар детской обуви изготовили?) -Сможете ли вы сразу ответить на главный вопрос задачи? (Нет.) -Почему? (Не знаем, сколько пар женской обуви изготовили.) -Какие слова вам помогут выбрать действие? (в, раза.) -На какие действия они указывают? ( Умножение или деление.) -Какое слово вам поможет? (Больше) - Каким действием будем находить женскую обувь? (Умножением.) -Что сказано о детской обуви? (Остальная.) -Как ищем остаток? (Вычитанием.) -Что надо найти в задаче? (Детскую обувь.) – План решения составили, запишите решение задачи в тетрадь. - Давайте проверим, что у вас получилось. -У кого также получилось, поднимите руку. -Двигаемся вперед. Перед нами 3 двери. Чтобы выбрать нам нужную дверь и открыть её, выполним задание. -Возьмите конверт оранжевого цвета. Выложите на парту содержимое конверта. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго. - Лишняя карточка будет ключом к разгадке. -Какая карточка оказалась лишней? -На какой двери написано данное число? - Открываем дверь , входим. Лежит сундук с драгоценностями .Мы помогли Стиву найти клад. Победа! Учитель показывает сундук с деньгами. | Используя опорные слова. Фронтальная работа Дети отвечают на вопросы по содержанию задачи. М 40 000 п. ужская – 8 900 п. Женская - ? в 2 раза. Детская - ? 1 ученик записывает решение задачи на доске. Х8900 +17 800 - 40 000 2 8 900 26 700 17800(п.) 26 700(п.) 13 300(п.) Женской женской и детской обуви мужской обуви Ответ: 13 300 пар детской обуви. Дети сверяют с записями, выполненными на доске. Дети решают примеры. Сверху на выражение кладут карточку с ответом. 6 700 ∙ 7 | 46 900 | 24 300 ∙ 8 | 194 400 | 53 780 ∙ 6 | 322 680 | 63 700 ∙ 4 | 254 800 | 19 440 |
9 | Рефлексия учебной деятельности. (2 мин) Цель: - оценить результаты собственной деятельности; | - Какова же была главная цель нашего урока? - Чему новому научились? - Достигли мы успеха? Всем спасибо за урок! | Дети вспоминают поставленную цель и учебную задачу урока. Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. - Научиться письменно умножать числа, оканчивающиеся нулями. -Достигли. |