Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; создание ситуации успеха.
1) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменениями и доп. на 2016 год./Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025287-4.
2) Учебник по русскому языку 2 класс Часть 1: Канакина В.П.
3) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Этапы | Методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Мотивация к учебной деятельности. Задача: смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность. | Словесный: беседа. Наглядный: демонстрация учителя; Демонстрация буквы; | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Алексеевна. И сегодня я проведу у вас урок русского языка. А чтобы мы смогли настроиться на работу, проведем разминку. Я говорю и показываю движения, а вы повторяете. Ладошки вверх, Ладошки вниз, Ладошки на бочок И сжали в кулачок. Теперь проверим готовность, у вас на партах учебник русского языка, рабочая тетрадь, печатная тетрадь, пенал, дневник. | Демонстрируют личностные УУД: действие смыслообразования. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, самоконтроль. |
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: актуализировать знания о твердых и мягких звуках, воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, воспитывать умения слушать собеседника и вести диалог, воспитывать умение работать с учителем. Развивать действие смыслообразования, т. е. установить связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Развивать саморегуляцию и самоконтроль. Развивать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение полно и точно выражать свои мысли. Развивать высшие психические функции (мышление, память, внимание). | Словесные: беседа, объяснение. Наглядные: демонстрация. По уровню включения в продуктивную деятельность: частично-поисковый; объяснительно-иллюстративный. | А чтобы мы сегодня были успешными и смогли выполнить все задания правильно, проведем блиц опрос. Будем пользоваться лентой букв и звуков. Возьмите в руки ленту букв и звуков. С ее помощью вы и будете отвечать на вопросы. Один из вас будет отвечать, по поднятой руке, а все остальные сигнализировать, если согласны будете поднимать одну руку, а если не согласны – две руки. Поднимите руку, кому не понятно. Сколько букв в русском языке? (33) (посчитать) Сколько гласных букв? (10) Назовите гласные буквы (А, О, У, И, Е, Ё, Ю, Э, Я, Ы) Назовите те буквы гласных звуков, которые могут давать два звука. (Гласные буквы е, ё, ю, я. Хитрые ЗВУКИ е [Й’Э], ё [Й’О] , ю [Й’У] , я [Й’А]) Сколько согласных букв (21) (посчитать) Сколько глухих согласных звуков (10) Где они находиться? (буквы нижнего ряда) Как их можно узнать? (они под наушниками) Назовите глухие согласные звуки (П, Ф, К, Т, Ш, С, Х, Ц, Ч, Щ) Сколько звонких согласных звуков (11) Где они находятся? Как мы можем их узнать? (они под колокольчиком) Назовите звонкие согласные звуки (Й, Н, М, Л, Р, Б, В, Д, З, Г, Ж) Каких согл. звуков больше? (звонких) Сколько пар согласных звуков по звонкости и глухости? (6). Назовите пары согласных звуков по звонкости/ глухости (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С) Какие звонкие согласные звуки не имеют пары (Л, М, Н, Р, Й) Какие глухие согласные звуки не имеют пары (Ч, Ц, Щ, Х) Какие буквы звуков не обозначают? (Ь, Ъ) Какие буквы всегда обозначают твердый звук (Жэ, Ша, Цэ) Какие буквы всегда обозначают мягкий звук (Ча, Ща, Й). -Какие буквы находятся на сине-зеленом поле? Что они обозначают? (Эти буквы могут обозначать и твердый и мягкий звуки). -Почему одна буква может обозначать и твердый и мягкий звук? (нет) -А хотели бы узнать? -Значит, какая тема урока у нас сегодня? Тема: Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. -А какую мы можем поставить цель. Что мы повторим. Задачи: 1)Повторить твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. 2)Какие буквы обозначают мягкие согласные звуки. 3) Какие буквы обозначают твердые согласные звуки. -А сейчас мы с вами проведем гимнастику для пальцев, чтобы мы писали красиво и аккуратно. Поставьте руки на локотки. Я говорю и показываю движения. Повторяйте. этот пальчик дедушка (большой) этот пальчик бабушка (указательный) этот пальчик папа (средний) этот пальчик мама (безымянный) этот пальчик я (мизинец) мы вместе дружная семья. (все пальцы) Готовы работать? Посмотрите на экран, скажите какие буквы вы видите ? (Жэ, Ша, Че, Ща) ((карточки)) Назовите, какие из этих букв означают всегда мягкие звуки (Че, Ща) Назовите буквы, которые означают всегда твердые звуки (Ша, Жэ) ((экран. Буквы Ш, Ж в 1ой; буквы Ч, Щ во 2ой.)) Вспомним элементы букв. (слайд) Че – состоит из провисшей линии и наклонной линии с закруглением внизу. Ша – состоит из трех наклонных параллельных линий с закруглениями внизу. -Прописываем букву Че до конца строки. -Потом букву Ша прописываем до конца строки. Во 2ой строчке. -Теперь сели прямо, правильно взяли ручку в руки. -Покажите, как вы держите ручку. -Ручка лежит на среднем пальце, придерживает ручку большой палец. -Указательный палец образует клювик. -А когда пишем, следим за посадкой, ноги прямо стоят на полу, руки на парте. (показать) -Закончили, отложите карточку с прописанными буквами. | Проявляют положительное отношение к деятельности. Демонстрируют умения слушать собеседника и вести диалог, умение работать с учителем. Демонстрируют личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Осуществляют регулятивные УУД: волевая саморегуляция, самоконтроль. познавательные УУД: демонстрируют умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение структурировать знания; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные УУД: сотрудничают с учителем и сверстниками – определение цели, умение работать с учителем; умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Решение проблемы. Задача: найти способ решения возникшей проблемы. Создать условия для повторения и закрепления знаний твердых и мягких согласных звуках. | Словесные: беседа, объяснение. Наглядные: Работа с доской Наглядные: работа с учебником. | Теперь, чтобы мы смогли достичь цели урока, откроем учебник на странице 120, выполним устно упражнение под номером 192. Звуки или буквы перед нами? Почему? (мы видим звуки, потому что стоят квадратные скобки). - На что указывает запятая (на мягкость согласного звука) -Произнесём каждый согл. звук по парам: твердый/мягкий - Произнесем парные по твердости-мягкости согласные звуки. В чем различие в произношении этих согласных звуков ( произносятся твёрдо/ мягко) Произнесем твердые непарные – Ж, Ц, Ш мягкие непарные звуки – Ч, Й, Щ;). - Как обозначаются твёрдые и мягкие? Парные звуки( одной буквой). Вывод: одна буква может обозначать два звука – мягкий и твердый. -Сейчас мы определим, какими буквами на письме обозначается мягкость и твердость согласных звуков. - Откройте тетради. Запишите дату 12 декабря, Классная работа.….. - Посмотрите, у нас на доске записано два слова (БАБУШКА, БЕЛКА) Прочитайте их. Запишите слово «бабушка» в тетрадь, сначала строки. Какой звук означает буква «б» в слове «бабушка», твёрдый или мягкий? (твердый согласный звук) [б] Запишем рядом со словом твердый согласный звук «б» [б]. (пишу на доске) Какая гласная стоит после буквы Б? ( «А») . Подчеркните. -Гласная «а» показывает на твердость стоящего перед ней звука. Поэтому «бэ» в слове «бабушка» означает твердый согласный звук. [б] -Если после согласной стоит гласная буква 1-ого ряда, значит буква означает твердый согласный. [б] В следующей строке запишите слово «белка». Какой звук означает буква «бэ» в этом слове, мягк, или твер. (мягкий согласный звук) [б,] Запишем рядом со словом «белка» мягкий согласный звук «б’» [б’]. (пишу). Как мы обозначаем мягкость? (запятой) - Какая буква стоит после Бэ? (е) Почему в слове «белка» буква «б» означает мягкий согласный звук? - потому что после согласной «бэ» стоит гласная «Е». - Гласная «е» указывает на мягкость стоящего перед ней звука. Поэтому «б,» в слове «белка» означает мягкий согласный звук. Теперь посмотрите на ленту звуков и букв. Найдите верхнюю строку, поставьте пальчик. -Прочитайте гласные буквы 1-ого ряда. Это гласные буквы, которые указывают на твердость стоящего перед ней звука. Давайте проговорим их. (А, О, У, Ы, Э) Давайте произнесём все гласные этой строки со звуком Б. Понаблюдаем как будет звучать согл. звук Б. (ба, бо, бу, бы, бэ) Верхняя строка гласных букв показывает на твердость стоящего перед ней звука. А также твердость показывает Ъ. Поставьте пальчик на нижнюю строку гласных букв. Нижняя строка гласных букв показывает на мягкость стоящего перед ней звука. Давайте проговорим их (Я, Ё, Ю, И, Е). Произнесём все гласные нижней строки со звуком Б. Понаблюдаем, как будет звучать согл. звук Б в этот раз. (бя, бё, бю, би, бе) А ещё какая буква указывает на мягкость? А также мягкость показывает мягкость Ь. Теперь скажите, каким может быть согл. звук Б? (мягк. и тверд.) - Кто думает, что любая буква может обозначать мягкий согл. звук и твердый согл. звук? Посмотрите на ленту, буквы которые находятся в зеленом и синем поле обозначают два звука – мягк. и тверд. Назовите любую согл. парный по тверд. / мяг . Вывод: Какими буквами на письме обозначается мягкость согласных звуков? (ответы детей) На мягкость согласных звуков указывают гл. буквы Я, Ё, Ю, Е, И и Ь) На твердость согласных звуков указывают гл. буквы А, О, У, Э, Ы и Ъ) Давайте посмотрим, правильно ли мы сделали вывод на странице 121: Мягкость согл. звуков обозначается на письме буквами Е, Ё, Ю, Я, И и Ь (мел, ключ, мяч мир, лёд, конь) твердость согл. звуков обозначается на письме буквами А, О, У, Ы, Э и Ъ. (мак, сон, лук, сыр, мэр) | Демонстрируют регулятивные УУД: волевая саморегуляция, самоконтроль. Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем. Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания; умения устанавливать причинно-следственные связи; построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знание. |
Физминутка Задача: снять мышечное напряжение. | Наглядные: Демонстрация учителя. | Теперь я предлагаю вам отдохнуть. Мы проведем физ. минутку, она называется «Ленивые восьмерки». Нужно нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. | Осуществляют регулятивные УУД: волевая саморегуляция, самоконтроль. |
4.Первичное закрепление. Задача: создать условия для развития умений осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение структурировать знания; логической цепи рассуждений. Развивать: волевую саморегуляцию, самоконтроль. | Словесные: беседа, объяснение. Наглядный: Иллюстрации. | Кому не понятно, поднимите руку, повторим еще раз. Давайте еще понаблюдаем, как определять мягкие и твердые согл. звуки. А сейчас выполним следующее упражнение под номером 194 на странице 121. Произнесем названия предметов вместе. Пальто, платок, шляпа, платье. 1.Записываем слово Пальто – 2. Какой звук обозначает буква ЭЛЬ? Ль 3. Запишем в квадр. скобках. [л'] 4. Что указывает на мягкость? ( Ь ). Подчеркнём в слове В следующей строке 1.Записываем слово Платок – 2. Какой звук обозначает буква ЭЛЬ? Л 3. Запишем в квадр. скобках. [л] 4. Что указывает на твёрдость? ( гл. А ). Подчеркнём в слове В следующей строке 1.Записываем слово Шляпа – 2. Какой звук обозначает буква ЭЛЬ? Ль 3. Запишем в квадр. скобках. [л'] 4. Что указывает на мягкость? ( гл. Я ). Подчеркнём в слове В следующей строке 1.Записываем слово Платье – 2. Какой звук обозначает буква ЭЛЬ? Л 3. Запишем в квадр. скобках. [л] 4. Что указывает на твёрдость? ( гл. А ). Подчеркнём в слове Вывод: Что вы заметили? Буква ЭЛЬ кой обозначала согл. звук? ( и мягкий, и твердый) Значит можно сказать что одна буква может обозначать 2 звука – мягкий согласный звук и твердый согласный звук | Проявляют познавательные УУД: демонстрируют умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение структурировать знания; устанавливают причинно-следственные связи. Осуществляют регулятивные УУД: волевая саморегуляция, самоконтроль. |
Организация самостоятельной работы Задача: создать условия для выполнения самостоятельной работы. Развивать умения строить логическую цепь рассуждений, мышление. развивать внимание, мышление, память в процессе выполнения самостоятельной работы. | Словесные: беседа, объяснение. Наглядные: работа с учебником. Методы самостояте-льной работы: упражнение. | Теперь, чтобы закрепить полученные знания, выполним упражнение на карточках. Работу будем выполнять в парах. На карточке даны слова, но в эти слова нужно вставить верные буквы, внимательно рассмотрите, каким цветом обозначена первая буква. букву, которая будет показывать на твердость стоящего перед ней согл. звука букву, которая будет показывать на мягкость стоящего перед ней согл. звука Корр. Работа: вам поможет лента букв и звуков. Для начала посмотрите на букву, которая выделена цветом. Что означает синий цвет (твердость согл. звука) что означает зеленый (мягкость согл. звука.) посмотрите на гласные и вспомните, какие из них указывают на твердость/мягкость согл. звука. Кому не понятно, что нужно сделать, поднимите руку. М__л м__л | Н__с н__с | Л__к л__к | Р__чка р__чка | Т__ма Т__ма | мАл - мЕл нОс - нЁс лУк - лЮк рУчка - рЕчка ТОма - тЬма Вывод: прочитаем слова, буквы в которых обозначают твердость согласных звуков. Какие это слова (мАл, нОс, лУк, рУчка, ТОма). Прочитаем слова, буквы в которых обозначают мягкость согласных звуков. Какие это слова? (мЕл, нЁс, лЮк, рЕчка, тЬма) Так давайте же сделаем вывод. Как обозначаются твердые согласные звуки? (Если после согласной буквы стоит гласная, А, О, У, Ы, Э, то согласная буква будет обозначать твердый согласный звук.). Как обозначаются мягкие согласные звуки? (Если после согласной буквы стоит гласная, Я, Ю, Е, Ё, И, то согласная буква будет обозначать мягкий согласный звук). А теперь ответьте на вопрос, который был в начале урока: главный вопрос: Количество звуков и букв совпадает? (нет, т.к. парные согласные буквы означают два звука – мягкий и твердый, [б][б’], [н][н’], [в][в’]. Чего больше звуков или букв? (звуков) | Демонстрируют регулятивные УУД: волевая саморегуляция, самоконтроль. Коммуникативные УУД: сотрудничают с учителем, работают в паре. Познавательные УУД: демонстрируют умение строить речевое высказывание в устной форме, устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений. Развивают внимание, мышление, память в процессе выполнения самостоятельной работы. |
Информация о домашнем задании. | Словесный: беседа | Для того чтобы закрепить все что вы знаете о твердых и мягких согласных звуках, дома вы выполните письменно упражнение под номером 196. | Регулятивные УУД: волевая саморегуляция,самоконтроль. Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем. |
Рефлексия учебной деятельности Задача: создать условия для осуществления самооценки деятельности обучающихся. | Словесные: беседа, объяснение; создание ситуации успеха; поощрение | Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какая у нас была тема урока. Что было трудным на уроке? Почему? Звуков столько же сколько и букв? (нет, т.к. парные согласные буквы означают два звука – мягкий и твердый, [б] [б’], [н] [н’], [в] [в’]. Чего больше звуков или букв? (звуков) Как, по-вашему, был ли урок полезным? Поднимите руку, если мы смогли достичь цели на уроке. А как мы достигали цель? Что нового вы узнали? Теперь я предлагаю вам разместить на вот такой замечательной елочке елочные игрушки. Белый шар - будет обозначать то, что вам было не интересно на уроке, вы не узнали полезной информации. Оранжевый шар - будет обозначать то, что вам было интересно, вы узнали полезную информацию. Спасибо за урок, до свидания! | Демонстрируют личностные УУД: действие смыслообразования, (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом). Демонстрируют регулятивные УУД: волевая саморегуляция, самоконтроль. Коммуникативные УУД: сотрудничают с учителем. |