КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Особенности полоролевого развития
дошкольников»
Педагог-психолог
Романченко О.В.
За коротким словом «пол» кроется множество смыслов: родовая принадлежность, сексуальность, психологические особенности и социальные отношения мужчин и женщин.
Нередко мы с вами задаем такие вопросы как: что значит быть мужчиной или женщиной? Что отличает меня от людей противоположного пола? Умеем ли мы строить с ним, с противоположным полом, отношения?
Подобные вопросы встают и по поводу закономерностей полоролевого развития детей дошкольного возраста. Возникает вопрос, что это такое, какое значение имеет половая идентификация ребенка, как происходит половое, сексуальное развитие, воспитание (и вообще, нужно ли оно?)
Каковы пути решения данных проблем?
1. Осознание детьми половой принадлежности, роль взрослых в половой идентификации ребенка, психологические отличия мальчиков и девочек.
2. Половая принадлежность: выбор игровой роли и игрушки, формирование образа тела.
3. Сексуальное воспитание в дошкольном возрасте.
Одним из факторов, определяющих особенности развития личности, является чувство половой принадлежности.
ПОЛОВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ - осознание человеком себя как представителя определенного пола, входит в структуру самосознания и оказывает влияние на формирование интересов, ориентаций на будущее, поведение.
Самосознание - самоощущение, узнавание себя в зеркале, выделение себя из мира взрослых, возникновение системы «Я» - возникновение внутренней позиции ребенка.
Самосознание имеет следующую структуру
имя собственное
половая идентификация
осознание себя во времени
отношение к правам и обязанностям
притязания и признания
самооценка
Чувство половой принадлежности проходит сложный путь развития и имеет свои специфические особенности в дошкольном возрасте.
Конечно, предопределенный биологически пол новорожденного вызывает соответствующие реакции окружающих, проявляющихся, например, в выборе цвета белья для него, в отношении отца и матери к ребенку. Отнесение ребенка к определенному полу задает программу взрослым, сигнализирует, в духе какой половой роли, мужской или женской, им необходимо его воспитывать.
К 1,5 годам (к концу раннего возраста)
К 3 годам
К 5-6 годам
как принято считать, ребенок формирует половую идентичность уже не на номинативном уровне, а как единство переживаний и ролевого поведения. К этому времени он понимает, что пол - это навсегда -ребенок начинает сознательно регулировать свое поведение - выбор игр, партнеров в соответствии с половой принадлежностью.
В процессе социализации происходит усвоение ребенком механизмов полоролевого поведения через механизм идентификации (уподобление себя кому-либо) и подражания.
- Где чаще всего происходит усвоение ребенком ценностей своего пола, и почему?
Усвоение ценностей своего пола чаще происходит в соответствии с правами и обычаями среды, в которой он живет. А понятие «среда» для малыша - это «семья».
Именно в семье и происходит половая ориентация формирующейся личности. Главное, чтобы она была правильной, чтобы не нарушалась нормальная половая идентификация. Если в семье доминирует мать (отец в позиции подчиненного, подчинения) у мальчика затруднено формирование мужских черт характера.
Взрослые начинают сознательно или бессознательно обучать ребенка его половой роли в соответствии с общепринятыми стереотипами, ориентируя его на то, что значит быть мальчиком или девочкой (мальчикам разрешают больше проявлений агрессивности, поощряют активность, инициативность, а от девочек ожидают душевности, чувствительности и эмоциональности).
Каждый из родителей несет ценностные ориентации своего пола, его признаки.
Половая социализация, обучение ребенка половой роли всегда обуславливается моралью и обычаями общества, культурой, которые определяют представления о том, какими качествами должны обладать мужчины и женщины, их специфические права и обязанности.
Стереотипы мужского и женского поведения входят в «психологию» ребенка через непосредственное наблюдение поведения мужчин и женщин.
В первую очередь ребенок обнаруживает внешние различия мужчин и женщин в одежде и манере себя вести. Нередко индивидуальные особенности человека ребенок принимает за признаки, присущие определенному полу.
Дошкольники, независимо от оценок своих близких, уже с 5 лет подражают преимущественно тем родным, которые являются представителями того же пола, что и ребенок, к которым они проявляют свою привязанность.
Вопрос:
Специальные наблюдения за младенцами показали:
специфика поведения мальчиков и девочек существует уже с 1-х дней жизни:
Девочки | Мальчики |
| |
склонны к попечительству любят нянчить, укачивать, проявлять о ком-либо заботу, чаще наставляют тех, кто их младше восприимчивость психики выше изобретательность ниже чаще копируют образцы предпочитают не рисковать более эмоциональны менее подвижны, более усидчивы, боятся ошибиться ориентированы на похвалу взрослых | меньше чем девочки склонны к наставлениям и поучениям товарищей склонны к преобразующей деятельности восприимчивость психики ниже, чем у девочек более изобретательны реже ориентированы на правило более рискованны в своих действиях, менее точны в работе описывают последовательность лучше чем девочки более подвижны, менее усидчивы, смелее девочек |
5 лет |
более спокойны ранимы обидчивы реакция тормозимости | реакция возбудимости |
6 лет |
трудный возраст |
3- 6 лет | 3 - 5 лет |
Половая принадлежность - выбор игровой роли, игрушки, формирование образа тела.
В дошкольном возрасте зарождаются и развиваются различия в направленности общения у мальчиков и девочек. Осознание ребенком своей принадлежности (половой) определяет в старшем дошкольном возрасте содержание игр, выбор игрушек, партнеров по общению
Обнаруживается так называемая доброжелательная пристрастность к детям своего пола (мальчики выбирают мальчиков, девочки - девочек).
Наблюдения за дошкольниками в детском саду показали, что в играх они группируются в основном по признакам пола.
Чувство ролевой принадлежности определяет распределение ролей в играх (особенно в сюжетно-ролевых).
Выбранные игровые роли отражают социальные стремления детей разного пола.
Интересы мальчиков сосредоточены на технике, на соревновательных играх (реализовывают свои притязания на победу, лидерство)
Выбор игрушки отражает действенное проникновение детей в специфику «мужской» и «женской» деятельности.
Формирование образа тела
К концу дошкольного возраста ребенок осознает (необходимость) необратимость половой принадлежности. В этом возрасте образ тела возникает у ребенка с его общими познавательными интересами, когда он вдруг начинает интересоваться изучением телесной организации людей и своей собственной (ребенок переосмысливает наименование «девочка» или «мальчик» в связи со своими половыми особенностями).
Ребенок непосредственен в любопытстве к своему телу и половым органам.
Отношение родителей к своему телу во многом определяет нюансы их поведения, которые влияют на их характер идентификации ребенка со взрослыми. Однако здесь должен быть продуман индивидуальный подход в каждом конкретном случае (подсматривание, возбуждение и т.д.)
Сексуальное воспитание в старшем дошкольном возрасте
1. Ребенок проявляет непосредственный интерес к своему телу, к своим органам (грамотное сотрудничество с ребенком по формированию здорового отношения к половым различиям и отношению полов. Семья!!!)
2. Необходимо удовлетворять естественное любопытство к своему происхождению (соблюдение необходимого такта, учет возрастных и психологических особенностей каждого ребенка)
3. Естественное, спокойное отношение к обнаженному телу ребенка - единственно правильный подход в сексуальном воспитании.
Все варианты детского поведения и умозаключений предусмотреть невозможно, поэтому важно прежде всего помнить о том, что интерес к телесному устройству есть у всех детей, а удовлетворение отвечает познавательной активности ребенка и входит необходимой частью в процессы полоролевой ориентации. У большинства детей к концу дошкольного возраста этот интерес затухает. Но чем позже этот интерес будет удовлетворен, тем больше будет вероятность эмоционально-негативной окраски воспринятого как грязного, постыдного и др.
Выводы:
В динамике формирования половых ролей и половой идентичности у дошкольников можно выделить три основных периода:
половых различий номинативность пола половая идентификация.
Критические точки приходятся на 3 года (первая половая идентификация)
5- 6 лет - система половой идентичностию
Поэтому до 5-6 лет, пока не сформирована система половой идентичности, ее формированием легче управлять в ходе воспитания, определяющего полоролевое самоотношение ребенком себя с другими людьми, полоролевую типизацию поведения и его переживания. Но после 5-6 лет воспитательные воздействия на отдельные стороны системы половой идентичности уже гораздо менее эффективны. Вот почему так трудно бывает после этого возраста исправлять погрешности полоролевого развития.