СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей «Обучение и воспитание детей с ОНР»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал по работе с родителями детей с Общим недоразвитием речи

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Обучение и воспитание детей с ОНР»»







Консультация для родителей


«Обучение и воспитание детей с ОНР»


































Важным условием полноценного, гармоничного развития личности ребенка является:

  • умение ребенка пользоваться в общении с окружающими правильной, четкой речью;

  • умение ясно выражать свои мысли и желания;

  • умение говорить на своем языке чисто и выразительно.

Внятность и чистота речи зависят от многих факторов:

  • от состояния подвижности артикуляционного аппарата,

  • от хорошо развитого речевого дыхания, которое обеспечивает нормальное звукообразование и голосообразование;

  • от состояния слухового самоконтроля, так как снижение слуха ведет к его ослаблению.

Об­щее не­до­раз­ви­тие ре­чи – это раз­лич­ные слож­ные ре­че­вые расстрой­ства, при ко­то­рых у де­тей на­ру­ше­но фор­ми­ро­ва­ние всех ком­по­нен­тов ре­че­вой сис­темы, от­но­ся­щих­ся к её зву­ко­вой и смы­сло­вой сто­ро­не при нормаль­ном слу­хе и ин­тел­лек­те. Об­щее не­до­раз­ви­тие ре­чи ча­ще все­го наблюда­ет­ся у де­тей с моторной ала­ли­ей, с вы­ра­жен­ной диз­арт­ри­ей, ре­же с ри­нола­ли­ей, а так­же при задерж­ке тем­па пси­хи­че­ско­го раз­ви­тия.

У всех де­тей с ОНР на­блю­да­ет­ся па­то­ло­ги­че­ский ход ре­че­во­го развития.

Ос­нов­ны­ми при­зна­ка­ми ОНР в до­шко­ль­ном воз­рас­те яв­ля­ют­ся:

- позд­нее на­ча­ло раз­ви­тия ре­чи,

- за­мед­лен­ный темп ре­че­во­го раз­ви­тия,

- ог­ра­ни­чен­ный, не со­от­вет­ст­вую­щий воз­рас­ту сло­вар­ный за­пас,

- на­ру­ше­ние фор­ми­ро­ва­ния грам­ма­ти­че­ско­го строя ре­чи,

- на­ру­ше­ние зву­ко­про­из­но­ше­ния и фо­не­ма­ти­че­ско­го вос­при­ятия.

При этом у них от­ме­ча­ет­ся со­хран­ность слу­ха и удов­ле­тво­ри­тель­ное понима­ние дос­туп­ной для оп­ре­де­лен­но­го воз­рас­та об­ра­щён­ной ре­чи. Речь у них мо­жет на­хо­дить­ся на раз­ном уров­не раз­ви­тия. Свое­об­ра­зие ОНР у дошко­ль­ни­ков со­сто­ит в том, что ка­ж­дый из язы­ко­вых компо­нен­тов (фо­не­ти­ка, лек­си­ка и грамма­ти­ка) име­ет осо­бен­но­сти, обу­слов­ленные не толь­ко глуби­ной по­ра­же­ния, но и их со­от­но­ше­ни­ем со спон­тан­ным ре­че­вым развити­ем.

Не­пол­но­цен­ная ре­че­вая дея­тель­ность ока­зы­ва­ет не­га­тив­ное влияние на все сфе­ры лич­но­сти ре­бён­ка. Для де­тей с ОНР ха­рак­тер­ны недостаточ­ная устой­чи­вость вни­ма­ния, не­ред­ки ошиб­ки прив­не­се­ния, по­втор­ное на­зыва­ние пред­ме­тов, кар­ти­нок. Де­ти час­то за­бы­ва­ют слож­ные ин­ст­рук­ции, элемен­ты и по­сле­до­ва­тель­ность пред­ло­жен­ных за­да­ний. Де­ти от­ста­ют в разви­тии словесно-ло­ги­че­ско­го мыш­ле­ния. Для мно­гих де­тей ха­рак­тер­на ри­гидность мышле­ния. У них за­труд­ня­ет­ся раз­ви­тие по­зна­ва­тель­ной дея­тель­но­сти, снижа­ет­ся про­дук­тив­ность за­по­ми­на­ния, на­ру­ша­ет­ся ло­ги­че­ская и смы­сло­вая па­мять, де­ти с тру­дом ов­ла­де­ва­ют мыс­ли­тель­ны­ми опе­ра­ция­ми, нару­ша­ют­ся все формы об­ще­ния и меж­лич­но­ст­но­го взаи­мо­дей­ст­вия су­ще­ст­вен­но тормозит­ся раз­ви­тие иг­ро­вой деятель­но­сти, имею­щей ве­ду­щее зна­че­ние в плане об­ще­го пси­хи­че­ско­го раз­ви­тия. Это про­ис­ходит из-за то­го, что они не по­ни­ма­ют об­ра­щён­ной к ним ре­чи или их речь не по­ни­ма­ют дру­гие лю­ди. Де­ти с ОНР пло­хо вклю­ча­ют­ся в об­щие иг­ры и за­нятия, так как не мо­гут уло­вить их сути и не по­ни­ма­ют предъ­яв­ляе­мых тре­бова­ний.

Пре­ж­де все­го, у де­тей с ОНР стра­да­ет функ­ция об­ще­ния. Их речь име­ет узко-си­туа­тив­ную на­прав­лен­ность, ма­ло по­нят­на вне при­выч­ной си­туа­ции. Свобод­ное об­ще­ние без со­от­вет­ст­вую­щей по­мо­щи и по­яс­не­ний взрос­ло­го оказыва­ет­ся край­не за­труд­не­но.

І уро­вень "без­ре­че­вые" де­ти. Ре­че­вые средст­ва у них край­не ог­ра­ни­че­ны да­же в 5-6-лет­нем воз­рас­те. В сво­ей ре­чи исполь­зу­ют ле­пет­ные сло­ва и зву­ко­под­ра­жа­ния (бо-бо, ав-ав), а так­же не­боль­шое чис­ло су­ще­ст­ви­тель­ных и гла­го­лов, ко­то­рые су­ще­ст­вен­но ис­каже­ны в зву­ко­вом от­но­ше­нии (ку­ка - кук­ла, ават – кро­вать). Од­ним и тем же ле­пет­ным словом или звукосочетани­ем ре­бе­нок мо­жет обо­зна­чать не­сколь­ко раз­ных по­нятий, за­ме­нять им на­зва­ния дей­ст­вий и на­зва­ния пред­ме­тов (би-би – ма­ши­на, са­мо­лет, по­езд, ехать, ле­теть).

Вы­ска­зы­ва­ния мо­гут со­про­во­ж­дать­ся ак­тив­ны­ми жес­та­ми и ми­ми­кой. В речи пре­об­ла­да­ют пред­ло­же­ния из 1-2 слов. Грам­ма­ти­че­ские свя­зи в предложениях от­сут­ст­ву­ют. Пе­ри­од «Од­но­слов­но­го пред­ло­же­ния, пред­ло­же­ния из аморф­ных слов-кор­ней» на­блю­да­ет­ся и при нормаль­ном ре­че­вом раз­ви­тии ре­бён­ка. Од­на­ко он яв­ля­ет­ся гос­под­ствую­щим толь­ко в те­че­ние 5-6 ме­ся­цев и вклю­ча­ет не­боль­шое ко­ли­че­ст­во слов. Речь детей по­нят­на толь­ко в кон­крет­ной си­туа­ции об­ще­ния с близ­ки­ми людь­ми. Понима­ние ре­чи деть­ми в оп­ре­де­лен­ной ме­ре ог­ра­ни­че­но. Зву­ко­вая сто­ро­на ре­чи рез­ко на­ру­ше­на. В боль­шей сте­пе­ни на­ру­ша­ет­ся про­из­но­ше­ние со­глас­ных зву­ков, глас­ные мо­гут ос­та­вать­ся от­но­си­тель­но со­хран­ны­ми. Фоне­ма­ти­че­ское вос­при­ятие у детей гру­бо на­ру­ше­но. Де­ти мо­гут пу­тать сход­ные по зву­ча­нию, но раз­ные по зна­че­нию сло­ва (мо­ло­ко – мо­ло­ток, миш­ка – мис­ка). До 3-ёх лет де­ти практически яв­ля­ют­ся без­ре­че­вы­ми. Спон­тан­ное раз­ви­тие пол­но­цен­ной ре­чи у них не­воз­мож­но.

ІІ уро­вень ре­че­во­го раз­ви­тия име­ет "на­чат­ки об­ще­упот­ре­би­тель­ной речи". По­ни­ма­ние оби­ход­ной ре­чи дос­та­точ­но раз­ви­то. Они бо­лее ак­тив­но общают­ся при по­мо­щи ре­чи. На­ря­ду с жес­та­ми, зву­ко­вы­ми ком­плек­са­ми и лепетны­ми сло­ва­ми де­ти ис­поль­зу­ют об­ще­упот­ре­би­тель­ные сло­ва, ко­то­рые обозна­ча­ют пред­ме­ты, дей­ст­вия и при­зна­ки, хо­тя их ак­тив­ный сло­варь рез­ко огра­ни­чен. На этом уров­не воз­мож­но поль­зо­ва­ние ме­сто­име­ния­ми, ино­гда союзами, про­сты­ми пред­ло­га­ми в эле­мен­тар­ных зна­че­ни­ях. Сою­зы и час­тицы в ре­чи не упот­реб­ля­ют­ся. Зна­чи­тель­но на­ру­ше­но у детей зву­ко­про­из­но­ше­ние. Это прояв­ля­ет­ся в за­ме­нах, ис­ка­же­ни­ях и про­пус­ках це­ло­го ря­да со­глас­ных звуков. На­ру­ше­на сло­го­вая струк­ту­ра сло­ва. Как пра­ви­ло, де­ти со­кра­ща­ют коли­че­ст­во зву­ков и сло­гов, от­ме­ча­ют­ся их пе­ре­ста­нов­ки (те­ви­ки – сне­го­ви­ки, ви­меть – медведь). При об­сле­до­ва­нии от­ме­ча­ет­ся на­ру­ше­ние фо­не­ма­ти­ческо­го вос­при­ятия. Де­ти поль­зу­ют­ся про­сты­ми пред­ло­же­ния­ми из 2-3-х слов с на­чат­ка­ми грамматиче­ско­го кон­ст­руи­ро­ва­ния. Вы­ска­зы­ва­ния де­тей обыч­но бед­ны, ре­бе­нок ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся пе­ре­чис­ле­ни­ем не­по­сред­ст­вен­но вос­при­нимае­мых пред­ме­тов и дей­ст­вий. Де­ти мо­гут от­ве­чать на во­про­сы по кар­ти­не, свя­зан­ные с семь­ёй, знакомы­ми со­бы­тия­ми ок­ру­жаю­щей жиз­ни. В то же время от­ме­ча­ют­ся гру­бые ошиб­ки в ис­поль­зо­ва­нии грам­ма­ти­че­ских форм (игаю ку­ка – иг­раю с кук­лой). Фор­мы чис­ла, ро­да и па­де­жа для та­ких де­тей по суще­ст­ву не не­сут смыслоразличи­тель­ной функ­ции. Сло­во­из­ме­не­ние но­сит слу­чай­ный ха­рак­тер, и по­то­му при ис­поль­зо­ва­нии его до­пус­ка­ет­ся мно­го раз­но­об­раз­ных оши­бок.

ІІІ уро­вень ре­че­во­го раз­ви­тия у дан­ной ка­те­го­рии де­тей ха­ракте­ри­зу­ет­ся на­ли­чи­ем "раз­вёр­ну­той фра­зо­вой ре­чи с эле­мен­та­ми лек­си­ко-грамматическо­го и фо­не­ти­ко-фо­не­ма­ти­че­ско­го не­до­раз­ви­тия при относитель­но бла­го­по­луч­ном по­ни­ма­нии ре­чи". Де­ти мо­гут рас­ска­зать о се­бе, о собы­ти­ях сво­ей жиз­ни, о друзь­ях. Од­на­ко сво­бод­ное об­ще­ние для них край­не за­труд­не­но. Де­ти поль­зу­ют­ся все­ми час­тя­ми ре­чи, пра­виль­но упот­реб­ля­ют простые грам­ма­ти­че­ские фор­мы, пы­та­ют­ся стро­ить слож­но­со­чи­нён­ные и сложнопод­чи­нён­ные пред­ло­же­ния. Де­ти поль­зу­ют­ся раз­вер­ну­той фра­зо­вой речью, но ис­пы­ты­ва­ют боль­шие труд­но­сти при са­мо­стоя­тель­ном со­став­лении пред­ло­же­ний, чем их нор­маль­но го­во­ря­щие свер­ст­ни­ки. По­это­му ста­рают­ся в уст­ном ре­че­вом об­ще­нии "об­хо­дить" труд­ные для них сло­ва и вы­раже­ния. Они мо­гут рас­ска­зать о сво­ей се­мье, о се­бе и то­ва­ри­щах, со­бы­ти­ях окру­жаю­щей жизни, со­ста­вить ко­рот­кий рас­сказ по кар­тин­ке.


Ка­ж­дый из уров­ней мо­жет быть диагностиро­ван у де­тей лю­бо­го воз­рас­та.


Только совместными усилиями специалистов и родителей можно добиться положительных результатов в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений





Советы родителям для активизации речевого развития:


1. Говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их чётко, терпеливо, доброжелательно.

2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа Дай ручку, Где ножка? Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.

3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина – би-би, кукла – ля-ля, упал – бах.

4. Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.

5. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки – ку-ку, Паровозик ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: Ух ты! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку производительно повторять только гласные: о, а, у.

6. Чаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.

7. Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.

8. Не говорите при ребенке о его отставании.

9. Не разражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.

10. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой – маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один-много).

11. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока-белобока».


Ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать вашу поддержку, успехи и новые достижения необходимо поощрять и отмечать, постоянно ставя перед ребенком новые задачи. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет стремиться вступать с вами в речевой контакт. Задействуйте, при этом, его эмоциональный фон. Для этого, в домашних условиях существует масса возможностей, например настольный кукольный театр, или пальчиковые персонажи («би-ба-бо») вашего ребенка.

В то же время нужно учитывать психологические особенности и состояние ребенка. Если вы не видите у вашего малыша желания говорить, если он дает протест в тот момент, когда вы его поправляете и просите повторить правильный вариант, не упорствуйте, возможно, чуть позже вам это удастся. Работа родителей состоит не только в том, чтобы способствовать собственной речевой активности ребенка, но и в том, чтобы научить ребенка слушать маму, активизируя и развивая произвольное внимание ребенка.

Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства. Ваш ребенок, даже имеющий серьезные проблемы в развитии, является индивидуальностью.

Важную роль играет эмоциональный контакт со взрослым: деловое сотрудничество с ним, речевое взаимодействие, организация совместной предметной и игровой деятельности.

Включайте речь во все виды деятельности: ежедневно озвучивайте ребенку ваши и его действия, одевая ребенка на прогулку, купая его, играя с ним, внося, таким образом, эмоционально-смысловой комментарий в жизнь ребенка. Позже вы можете просить ребенка комментировать ваши и свои действия. При этом развивается планирующая и регулирующая функции речи, играющие незаменимую роль в становлении речи и мышления, в умении планировать и организовывать собственную деятельность на основе словесной инструкции взрослого, а позднее и самостоятельно.

Одним из видов обучения на начальном этапе становления речи являются речевые игры с подражанием голосам животных, совместное проговаривание потешек, прибауток, рифмовок, пропевание песен, колыбельных. Это поможет ребенку усвоить ритмико-мелодическую сторону родного языка. Многократное повторение различных звукокомплексов упражняет язык, оттачивает фонематический слух, помогает работе над слоговой структурой. Если в семье нет этого речевого взаимодействия с малышом, то развитие речи может задержаться, в большей степени это касается детей с индивидуальными особенностями.

Закреплять полученные на логопедических занятиях знания и совершенствовать достигнутые речевые возможности, а также приобретать новые знания родителям совсем не сложно. Достаточно просто ввести это в ежедневную привычку.  



Организация ранней комплексной помощи детям с речевыми нарушениями и их родителям

  • позволит подготовить детей к обучению в школе,

  • устранит их речевые дефекты,

  • обогатит словарный запас,

  • преодолеет недостатки грамматического строя речи,

  • улучшит навыки связной речи.