Дорогие родители!
Вы - первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа - Ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Две вещи Вы можете подарить своему ребенку на всю жизнь: одна - корни, а другая - крылья.
Успехи ребенка в школе во многом определяются его психологической готовностью к систематическому обучению.
Составными компонентами психологической готовности являются:
- Мотивационно - личностная - желание учиться, положительное отношение к школе, стремление занять позицию школьника, принять на себя обязанности ученика. Потребность в общении, умение подчиняться правилам и интересам группы, способность устанавливать отношения с другими детьми и взрослыми.
- Интеллектуальная готовность - дифференцированное восприятие, концентрация внимания, необходимый уровень развития мыслительных процессов, смысловое запоминание, хорошо развитая речь, запас конкретных знаний, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательной координации.
- Волевая готовность - способность управлять своим поведением, организованность, умение планировать свои действия, осуществлять самоконтроль.
- Физическая готовность - развитие двигательных навыков и качеств, потребность в различных видах двигательной деятельности, высокую физическую работоспособность, прочные культурно - гигиенические навыки и, конечно же, общее состояние здоровья ребенка.
Десять заповедей для мамы и папы
будущего первоклассника
Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький. Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Народная мудрость учит: лень – мать всех пороков.
Определите общие интересы. Это могут быть как познавательные (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные интересы (обсуждение семейных проблем). Участвуйте в любимых занятиях своих детей, проводите с ним свободное время не «рядом» а «вместе».
3. Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи. Постепенно приучайте его сравнить цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему деньги на мороженое, сравнив при этом цену на него и на другой продукт). Приглашайте за покупками в магазин.
4. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии посторонних.
5. Научите ребенка делиться своими проблемами.
Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие в общении ребенка со сверстниками или взрослыми.
Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.
6. Чаще разговаривайте с ребёнком. Развитие речи – залог хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино) - пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребёнок чувствовал, что вам это действительно интересно.
7. Отвечайте на каждый вопрос ребёнка. Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет. Прибегайте чаще к справочной литературе, приучайте детей пользоваться самостоятельно справочникам и энциклопедиями, а не ждать всегда вашего ответа.
8. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребёнка.
9. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребенком. На жалобы отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать». Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки ли сладостей.
10. Не стройте ваши взаимоотношения с ребёнком на запретах. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант.
Никогда не пользуйтесь формулировкой «если ..., то....» «Если уберешь свои вещи, разрешу смотреть телевизор» и т. д. . Это пагубно влияет на воспитание личности - ребенок начинает принимать позицию «ты - мне, я - тебе».
Поддержка всей семьи, мягкий юмор, терпение и доброжелательность, спокойствие и готовность дать маленькому человеку больше самостоятельности непременно сделают его более защищённым и уверенным в своих силах.
Запарова Татьяна Александровна
воспитатель МБДОУ «Сказка»
с. Шипуново 2016 год