Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Профилактика заикания"»
Профилактика заикания.
Профилактика заикания в нашей стране осуществляется комплексно и последовательно. Вначале она проводится с родителями до рождения ребенка, чтобы предупредить отрицательные воздействия на ребенка после рождения (беречь от ушибов голову, содержать в порядке носоглотку, ротовую полость, не допускать хронических заболеваний, своевременно проводить лечение, удалять аденоидные разращения). Следует учитывать, что устная речь развивается по подражанию, поэтому для ребенка неблагоприятную роль могут сыграть лица с заиканием, тахилалией, спотыканием и другими нарушениями речи. Следует стимулировать детей к общению, но удерживать от слишком обильной речевой продукции. Нервно предрасположенным нужно создавать более спокойную обстановку: ограничить речевое общение и шумные игры, не баловать новыми игрушками, по возможности избегать большого общества вокруг них.
При поступлении в школу у ребенка может возникнуть заикание или его рецидивы. Поэтому профилактика заикания необходима и в школьные годы. Следует избегать неожиданных вызовов детей и принуждения их к быстрым ответам; необходимо создать в классе вокруг заикающегося благоприятную обстановку; сообщать логопедические знания родителям, учителям и т. д.
В пубертатном периоде обращают внимание на состояние нервной системы подростка, на его взаимоотношения с окружающими, на адекватные способы утверждения себя как личности, так как различные отклонения в нервно-психическом состоянии, перенапряжение нервной деятельности, эмоционально-волевой сферы, неверная самооценка, преобладание отрицательных свойств личности могут послужить причиной возникновения или усиления заикания или его
рецидива.
Особое внимание обращается на профилактику рецидива. Можно указать следующие причины рецидивов заикания: плохие социально-бытовые условия (нервная обстановка, алкоголизм в семье, грубое обращение с ребенком, перегрузка нервной системы учением, дополнительными занятиями, работой, психическое перенапряжение); недостаточно прочное закрепление результатов логопедических занятий; отсутствие диспансеризации. Также провоцируют рецидив недостаточно полное перевоспитание личности заикающегося; лишь частичное устранение вторичных психических наслоений, «почвы», на которой возникло заболевание, ущемленных, подавленных эмоций, напряженных отношений с окружающими, вяло текущих хронических заболеваний и т. д. Являются условием для рецидивов и болезни, истощающие нервную систему; психические травмы; недостаточное внимание со стороны окружающих к ребенку, освободившемуся от заикания; нарушение режима деятельности, а также режимов сна, питания, отдыха; неустраненный травмирующий, постоянно действующий фактор, например заикающаяся мать или отец и др.
Зная указанные и другие возможные причины рецидивов заикания, логопед постоянно проводит профилактическую работу, как в процессе логопедических занятий, так и после их окончания.
Вывод: При поступлении в школу у ребенка может возникнуть заикание или его рецидивы. Поэтому профилактика заикания необходима и в школьные годы. Следует избегать неожиданных вызовов детей и принуждения их к быстрым ответам; необходимо создать в классе вокруг заикающегося благоприятную обстановку; сообщать логопедические знания родителям, учителям и т. д.