СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей: «Возрастные особенности речевого развития детей раннего возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей:

«Возрастные особенности речевого развития детей раннего возраста»

На первом году жизни у ребёнка идёт интенсивное развитие головного мозга, слуха, а также органов речи. Головной мозг является основным регулятором деятельности организма. Одновременно с развитием мозга у малыша развивается физический и фонематический слух. Слуху принадлежит ведущая роль в овладении речью, так как возможность её возникновения и дальнейшее развитие зависят прежде всего от состояния слуха. Если ребёнок не слышит, то речь без специального обучения развиваться не может. Слыша речь окружающих, малыш начинает сначала прислушиваться к звукам, отыскивать взглядом источник звучания, а затем и поворачивать голову к говорящему, сосредотачивая свое внимание на его лице, губах, пытаясь таким образом установить контакт со взрослым.

Одновременно с развитием слуха у младенца проявляются голосовые реакции, он издаёт разнообразные звуки, слоги, различные звукосочетания. В 2 – 3 месяца появляется гуление, а в 3 – 4 месяца – лепет. Подражая речи взрослых, малыш пытается самостоятельно произносить отдельные звуки, различные их сочетания, слоги, а к концу года – слова.

В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков.

Время появления слов на первом году жизни у разных детей различно: одни начинают говорить в 8 – 9 месяцев, другие – в 1 год 2 месяца, а некоторые ещё позднее. Запас слов у годовалых детей также неодинаков и колеблется от 2 – 3 слов до 15 – 20. Чаще дети пользуются упрощенными словами: ам-ам – или словами с открытыми слогами: мама, папа, Ляля.

Звуки, произносимые ребёнком в этот период, нечётки. Дети разных национальностей в этот период произносят одинаковые звуки независимо от того, какой язык они в дальнейшем усвоят. Однако потом малыш начинает произносить лишь те звуки родного языка, на котором говорят окружающие его люди.

Начиная со второго полугодия ребёнка в лепете появляются чёткие звуки. Среди них чаще всего встречаются гласный звук  а, из согласных в основном звуки п, б, м, к, т и некоторые другие.

Ребёнок рано начинает улавливать интонацию взрослого. Малыш улыбается, произносит звуки, если взрослый говорит доброжелательным тоном, и кричит, если взрослый сердится.

К концу года ребёнок произносит в основном простые в артикуляционном отношении звуки: гласные а, у, и, некоторые согласные: м, п, б, н, т, д, к, г, причём одни дети произносят большее число звуков и более отчётливо, другие – меньшее и менее чётко. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который ещё только начинает активно функционировать, поэтому роль лепета имеет большое значение для его дальнейшего развития.

Итак, итак, первый год жизни является как бы подготовительным этапом к овладению речью. В этот период у младенца развивается понимание речи; в процессе гуления, лепета идёт интенсивное развитие артикуляционного аппарата. Общение между ребёнком и взрослым строится в основном на эмоциональной основе, а с появлением первых осмысленных слов – и с помощью речи.    

Во второй год жизни ребёнка резко возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш всё чаще начинает самостоятельно употреблять осмысленные слова.

Это в большинстве случаев связано с определённой ситуацией, вызывающей у него радость, удивление (например, в связи с приходом матери, с внезапным появлением хорошо знакомой игрушки, красочной картинки). Однако до полутора лет слова, произносимые ребёнком, не всегда ещё отражают реальные названия предмета. Разные игрушки или предметы, часто не имеющие между собой ничего общего, он называет одним и тем же словом. Малыш пользуется упрощёнными или звукоподражательными словами. Понимание резко опережает активную сторону речи. Ребёнок уже может по просьбе взрослого найти среди группы предметов знакомую ему игрушку, а к 1 году 3 месяцам он в состоянии выполнять простые поручения.

До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует.

Со второй половины второго года ребёнок всё чаще начинает пользоваться двухсловными предложениями («Мама, би-би»), а в 1 год 10 месяцев употребляет двух-, четырёхсловные предложения, но слова в таких предложениях грамматически не связаны между собой.

Активный словарный запас ребёнка играет решающее значение в овладении фразовой речью. Фразы возникают лишь тогда, когда активный словарь достигает определённого количества слов (40-60). Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы второго года жизни. Количество слов, которыми пользуется ребёнок к концу второго года, у разных детей колеблется от 100 до 300 слов. Чаще всего это существительные – названия игрушек, предметов ближнего окружения, реже глаголы, наречия. Из прилагательных используются слова, в основном обозначающие размер предмета: большой, маленький (только к концу второго года). Объём словаря зависит от условий воспитания ребёнка, от частоты общения его со взрослыми, а качество – от того, какие слова взрослые чаще употребляют в своей речи, как часто указывают малышу на действия, которые можно производить с игрушками, предметами, на признаки окружающих предметов (чашка большая, белая).

К двум годам некоторые дети осваивают некоторые грамматические категории: согласование существительного с глаголом, изменение существительных по падежам. Однако предлоги и союзы ещё отсутствуют. Большинство фраз, произносимых ребёнком, построенные неправильно, не всегда доступны пониманию слушателя.

На втором году жизни дети довольно чётко начинают произносить такие гласные звуки, как а, у, и, о, но звуки ы, э, заменяют звуками и, е; большинство согласных малыши ещё или совсем не произносят, или произносят неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками. Ряд твёрдых согласных заменяют мягкими. В основном это относится к переднеязычным звукам т, д, с, з («дяй» вместо дай, «сянки» вместо санки). Отсутствуют также шипящие звуки, звуки л, рь, р, что указывает на ещё недостаточно окрашенный артикуляционный аппарат ребёнка.

Наряду с неправильным произношением звуков отмечается упрощенное произношение слов, когда слово укорачивается или произносится только слог, чаще всего ударный или первый («ко» или «мокко» вместо молоко).

Часто одно и тоже слово ребёнок произносит по-разному, при этом можно наблюдать выпадение или замену то одного, то другого звука.

На этом возрастном этапе у ребёнка ещё недостаточно окрепший голосовой аппарат, речевой выход очень слабый, в результате чего голос недостаточно громкий. Возможны замены звонких согласных глухими («пам-пам» вместо бам-бам). Дети уже в состоянии менять интонацию голоса, например выражать свою просьбу требовательным тоном.

К концу второго года речь малыша хоть и становится основным средством общения, однако ещё далека от совершенства. Для неё характерны: бедность словарного запаса, частое употребление облегченных слов («бай-бай» вместо спать); употребление лишь тех названий предметов, игрушек, с которыми ребёнок постоянно действует; отсутствие правильных грамматических связей между словами; нечёткое произношение отдельных слов; отсутствие многих звуков.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!