Карамышева Наталья Викторовна
Учитель-логопед МБДОУ №407
Консультация для воспитателей и педагогов ДОУ
«Детская речь:
«НОРМЫ» и диагностика речевого развития»
В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи – умением ребёнка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли
Не все дети в достаточной степени овладевают необходимыми для школы речевыми умениями. Причин тому множество, одна из них – отсутствие готовых «диагностик» для педагогического наблюдения за речевым развитием, анализом и оценкой индивидуальных возможностей и способностей детей разных возрастных групп.
Долгие годы в ДОУ обходились без проведения так называемой педагогической «диагностики» лингвистического развития. Воспитатели были направлены на формирование у детей каждой возрастной группы определённых (единых для всех) знаний, умений, навыков, а не на развитие индивидуальных речевых способностей и возможностей.
Современные педагоги понимают, что только при условии своевременного и правильного обучения речи можно реализовать другие воспитательно-образовательные задачи.
Обследование речи – дело трудоёмкое, но необходимое для осуществления личностно-ориентированного подхода к детям.
Отслеживая динамику речевого развития ребёнка, можно вовремя оказать ему помощь, обратить внимание родителей на речевые проблемы, а в случае явного несоответствия возрастным «нормам» порекомендовать обратиться к логопеду или дефектологу.
Не менее важно вести наблюдения за детской речью и для того, чтобы объективно и профессионально судить об эффективности применяемых методов и приёмов.
Например, если усилия педагога или целого коллектива значительны, а результат оставляет желать лучшего, то, вероятнее всего, используемые формы работы не подходят и нужно искать другие, соответствующие индивидуальным особенностям ребёнка.
Невозможно и обобщение опыта, если в материалах не будет сведений о начальных показателях речевого развития детей и их сравнение с конечными результатами.
Доступных и простых методов педагогического обследования детской речи довольно много:
Наблюдения за «речевым поведением» ребёнка,
Беседы,
Анкетирование родителей,
Изучение продуктов детской речевой и неречевой деятельности,
Ознакомление с условиями жизни в семье,
Изучение соответствующих медицинских документов,
Проведение несложных экспериментов в виде специальных заданий, упражнений или дидактических игр.
Для обследования речевого развития детей необходимы так называемые «стимульные материалы»:
Игрушки;
Дидактические пособия (настольно-печатные игры);
Репродукции,
Картинки,
Книги с иллюстрациями;
Различные «театры» и т.д.
Перед обследованием какой – либо из сторон речи педагог обычно обдумывает и разрабатывает специальные «сценарии активизирующего общения», включая ребёнка в естественную для него деятельность (игровую, конструктивную, трудовую, художественную и др.), требующую актуализации определённых речевых умений и навыков. Для каждого возраста подбираются свои игры, игрушки, материалы, тестовые задания и вопросы.
Такое обследование должно восприниматься детьми как совместная с воспитателем игра, развлечение, интересное общение.
Обычно подобная работа проводится в дошкольных учреждениях в начале учебного года, в середине и в конце.
О возрастных «НОРМАХ» развития детской речи.
Умение контролировать речь ребёнка - это необходимое профессиональное качество воспитателя, но любой контроль, любая коррекция и любые обследования детской речи предполагают знание возрастных «норм».
Считается, что норма речевого развития – обязательная точка отсчёта для определения всех проявлений – как отклонений, так и опережений в развитии речи.
Главная задача воспитателя – помочь ребёнку достичь среднестатистических показателей (нормы), не забывая при этом про индивидуальный подход.
Что следует знать воспитателю
об отклонениях от «нормы» речевого развития
и их причинах?
Педагоги-практики прежде всего замечают отставание в сроках и темпах речевого развития, а затем уже особенности в восприятии речи, нарушения в речевом общении, в речевом поведении. Например: ребёнок не задаёт вопросов, не может назвать предмет, не умеет подражать голосам животных, отказывается слушать сказки, не принимает участия в сюжетно-ролевых играх.
Немецкий детский психолг профессор КАРЛХАЙНЦ ЗИК в книге «Ребёнок и его мир» (М.:1987) советует педагогам и родителям обратить внимание на следующие формы отклонений от речевой нормы у детей от 2 до 4 лет:
совсем не говорит,
начал говорить со значительным опозданием,
развитие речи остановилось на одном уровне,
ребёнку 3 года, но многие звуки он выговаривает не правильно, его речь непонятна,
ребёнку 4 года, но его речь грамматически не оформлена,
ритм речи и дыхание не совпадают (ребёнок как бы задыхается),
говорит очень торопливо и сбивчиво, проглатывая слоги и слова.
2