СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей и педагогов ДОУ «Детская речь: «НОРМЫ» и диагностика речевого развития»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья адресована  воспитателям и  педагогам ДОУ. Консультация: «Детская речь: «НОРМЫ» и диагностика речевого развития».

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей и педагогов ДОУ «Детская речь: «НОРМЫ» и диагностика речевого развития»»

Карамышева Наталья Викторовна

Учитель-логопед МБДОУ №407


Консультация для воспитателей и педагогов ДОУ

«Детская речь:

«НОРМЫ» и диагностика речевого развития»


В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи – умением ребёнка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли

Не все дети в достаточной степени овладевают необходимыми для школы речевыми умениями. Причин тому множество, одна из них – отсутствие готовых «диагностик» для педагогического наблюдения за речевым развитием, анализом и оценкой индивидуальных возможностей и способностей детей разных возрастных групп.


Долгие годы в ДОУ обходились без проведения так называемой педагогической «диагностики» лингвистического развития. Воспитатели были направлены на формирование у детей каждой возрастной группы определённых (единых для всех) знаний, умений, навыков, а не на развитие индивидуальных речевых способностей и возможностей.


Современные педагоги понимают, что только при условии своевременного и правильного обучения речи можно реализовать другие воспитательно-образовательные задачи.


Обследование речи – дело трудоёмкое, но необходимое для осуществления личностно-ориентированного подхода к детям.

Отслеживая динамику речевого развития ребёнка, можно вовремя оказать ему помощь, обратить внимание родителей на речевые проблемы, а в случае явного несоответствия возрастным «нормам» порекомендовать обратиться к логопеду или дефектологу.

Не менее важно вести наблюдения за детской речью и для того, чтобы объективно и профессионально судить об эффективности применяемых методов и приёмов.

Например, если усилия педагога или целого коллектива значительны, а результат оставляет желать лучшего, то, вероятнее всего, используемые формы работы не подходят и нужно искать другие, соответствующие индивидуальным особенностям ребёнка.

Невозможно и обобщение опыта, если в материалах не будет сведений о начальных показателях речевого развития детей и их сравнение с конечными результатами.


Доступных и простых методов педагогического обследования детской речи довольно много:

  1. Наблюдения за «речевым поведением» ребёнка,

  2. Беседы,

  3. Анкетирование родителей,

  4. Изучение продуктов детской речевой и неречевой деятельности,

  5. Ознакомление с условиями жизни в семье,

  6. Изучение соответствующих медицинских документов,

  7. Проведение несложных экспериментов в виде специальных заданий, упражнений или дидактических игр.


Для обследования речевого развития детей необходимы так называемые «стимульные материалы»:

  1. Игрушки;

  2. Дидактические пособия (настольно-печатные игры);

  3. Репродукции,

  4. Картинки,

  5. Книги с иллюстрациями;

  6. Различные «театры» и т.д.


Перед обследованием какой – либо из сторон речи педагог обычно обдумывает и разрабатывает специальные «сценарии активизирующего общения», включая ребёнка в естественную для него деятельность (игровую, конструктивную, трудовую, художественную и др.), требующую актуализации определённых речевых умений и навыков. Для каждого возраста подбираются свои игры, игрушки, материалы, тестовые задания и вопросы.

Такое обследование должно восприниматься детьми как совместная с воспитателем игра, развлечение, интересное общение.

Обычно подобная работа проводится в дошкольных учреждениях в начале учебного года, в середине и в конце.

О возрастных «НОРМАХ» развития детской речи.

Умение контролировать речь ребёнка - это необходимое профессиональное качество воспитателя, но любой контроль, любая коррекция и любые обследования детской речи предполагают знание возрастных «норм».

Считается, что норма речевого развития – обязательная точка отсчёта для определения всех проявлений – как отклонений, так и опережений в развитии речи.

Главная задача воспитателя – помочь ребёнку достичь среднестатистических показателей (нормы), не забывая при этом про индивидуальный подход.


Что следует знать воспитателю

об отклонениях от «нормы» речевого развития

и их причинах?

Педагоги-практики прежде всего замечают отставание в сроках и темпах речевого развития, а затем уже особенности в восприятии речи, нарушения в речевом общении, в речевом поведении. Например: ребёнок не задаёт вопросов, не может назвать предмет, не умеет подражать голосам животных, отказывается слушать сказки, не принимает участия в сюжетно-ролевых играх.

Немецкий детский психолг профессор КАРЛХАЙНЦ ЗИК в книге «Ребёнок и его мир» (М.:1987) советует педагогам и родителям обратить внимание на следующие формы отклонений от речевой нормы у детей от 2 до 4 лет:

  • совсем не говорит,

  • начал говорить со значительным опозданием,

  • развитие речи остановилось на одном уровне,

  • ребёнку 3 года, но многие звуки он выговаривает не правильно, его речь непонятна,

  • ребёнку 4 года, но его речь грамматически не оформлена,

  • ритм речи и дыхание не совпадают (ребёнок как бы задыхается),

  • говорит очень торопливо и сбивчиво, проглатывая слоги и слова.

2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!