Консультация для воспитателей: «Огород на подоконнике в детском саду»
Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями.
«За окошком зимний сад.
Там листочки в почках спят.
А листочки те во сне размечтались о весне.
А у нас…На окне зеленый сад
Тут листочкам не до сна, тут уже пришла весна».
И.Токмакова.
В домашних условиях выращиваются разные овощи, причем для некоторых их видов уже выведены и специальные комнатные сорта. Простора, света и тепла на подоконниках, оказывается, достаточно для нормального роста и развития. Давайте познакомимся с основными кандидатами в «домашний огород». И начнем с лука. В народе говорят: « Лук – от семи недуг», подчеркивая этим не только питательные, но и целебные его качества. Имеется много разновидностей лука: репчатый, лук-порей, лук - батун , лук-шнитт многолетний, многоярусный лук и другие. Можно начать с выращивания зелени репчатого лука. Получить из луковиц зелень несложно даже зимой. Что надо, чтобы вырастить лук? Температура воздуха на окне не должна превышать 17 градусов, поливать лук следует теплой водой (20 градусов), тогда первые зеленые стрелки лука можно будет срезать через две недели. Луковицы должны быть диаметром 3-4 см, весом около 50 гр. Детям можно предложить луковицу рассмотреть, загадать о ней загадку: «Скинули с Егорушки золотые перышки, заставил Егорушка плакать без горюшка». Перед посадкой вершинку луковицы надо обязательно обрезать (величина среза около 3-х см в диаметре), а саму луковицу на сутки опустить в воду температурой 40 градусов, тогда корни отрастут скорее. Уместно задать детям вопрос, почему на улице зимой не вырастишь зелени, а на окне вырос зеленый лук.
Выращивание лука в комнате может показаться занятием неблагодарным, ведь зеленый лук прироста не дает, т.е. сколько весит луковица, столько будут весить зеленые листья- стрелки, выгнанные из луковицы. Но витамина С, который так необходим в конце зимы, в зелени лука содержится в несколько раз больше, чем в самой луковице. Темп роста листьев зависит от сроков посадки и температуры. Из высаженных к концу зимы луковиц перья растут быстрее. При выращивании лука на перо надо помнить, что в начале роста лук не нуждается в большом количестве света. Когда же листья прорастут, совершенно необходимо обеспечить лук ярким освещением. Иначе листья лука (перо) останутся бледными, безвкусными, в них не смогут образоваться целебные вещества. В нормальной же, сочной зелени лука содержится так много витаминов, что тридцати-сорока граммов ее достаточно, чтобы удовлетворить суточную потребность детского организма в этих веществах.
Не менее ценное витаминное растение с нежными зелеными листьями- салат. Это растение может расти и в виде кочанов, напоминая капусту. Для «комнатного огорода» лучше подходят сорта «Майский» или «Московский парниковый». Перед посевом семена обрабатывают в 1%-ном растворе марганцовокислого калия. Затем семена намачивают на 8-12 часов и после этого высевают в бороздки глубиной 1 см, расстояние между бороздками 4-5 см. Скороспелость салата играет особо важную роль, т.к. свежих овощей в это время нет. Остро ощущается недостаток витаминов. Салат богат витаминами, минеральными солями, поэтому является ценным продуктом для питания детей.
А кто не знает укропа? Но не все его любят. Многие не прочь выбросить из супа его веточки. И напрасно! Укроп - превосходное средство для профилактики и лечения целого ряда болезней. И для этого достаточно ежедневно употреблять с пищей каких-то две-три щепотки его зелени. Укроп легко вырастить из семян. Их прорастание можно ускорить, замочив дня на два перед посевом. Растение не требует особого ухода. Не забывайте вовремя рыхлить почву, поливать и подкармливать укроп, и его дружные всходы в любое время года будут радовать вас ароматными ажурными листочками. Оставьте в каждом посеве несколько растений нетронутыми, и у вас будет собственный посевной материал. И еще. Не допускайте пересыхания земли в ящике с укропом; а то он «поспешит» закончить свое развитие и зацветет. А нам нужны зелень, а не цветы. Для зимнего выращивания самым подходящим является сорт «Грибовский».
Из корнеплодных овощей попробуйте вырастить редис. Наряду с луком, укропом и некоторыми другими растениями, редису уже довелось побывать в космосе. Следует выбирать наиболее скороспелые сорта. Как правило, форма корнеплодов у таких сортов круглая. В комнате редис растет быстрее, чем в открытом грунте. Редис любит много света, регулярное удобрение и обильную влагу. Расстояние между отдельными растениями выдерживайте около 5 см.
На подоконнике можно вырастить огурцы, помидоры, перец сладкий.
Мы отобрали лишь те виды, успех в выращивании которых можно предсказать заранее. А главное, эти овощи дают обильные урожаи. Особенно важно, что во многих случаях урожай можно получать несколько раз в год, в т. ч. и в наиболее неблагоприятные для комнатного растениеводства зимний и ранневесенний периоды. Тем самым вы сможете в любое время года украсить свой стол целебной витаминной зеленью.
Работа по организации огорода на окне будет успешнее, если ее проводить поэтапно.
1. Посадка растений, изготовление таблиц-указателей с названиями и датой посадки. Знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями. Подбор художественной литературы про посаженные растения: поговорки, стихи, сказки, загадки.
2. Наблюдение за ростом растений, проведение опытов, экспериментов. Результаты фиксируются в дневнике. Создание коллекции семян овощных культур, популярных в нашем регионе. Знакомство с художественной литературой, создание картотеки художественного слова, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, игр.
3. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформление выставки рисунков «От семени к ростку». Составление рассказов о том, как ухаживать за растениями.
Дидактическая игра экологического содержания «Цветочный магазин»
Цель: закреплять умения детей различать по характерным признакам цветы, называть их; развивать внимание, мышление, память, расширять словарный запас.
Оборудование. Картонные изображения различных цветов, картонные лепестки к цветам, ширма.
Методические рекомендации. Предварительная работа предполагает рассматривание с детьми тематических альбомов "Цветы", беседы по картинкам (описание цветов, наблюдение за цветами на прогулках, экскурсиях.
Ход игры. Педагог создает воображаемую ситуацию: дети приходят в цветочный магазин, где представлен большой выбор цветов. Далее ход игры варьируется.
1 вариант. Детям предлагается купить букет цветов для подарка. Но цветы нужно выбрать по лепесткам. Перед детьми выложены лепестки от разных цветов (целые цветы находятся за ширмой). Ребенку нужно выбрать 1 лепесток, описать его, предположить от какого он цветка. Педагог задает наводящие вопросы, выясняет по каким признакам ребенок определил принадлежность лепестка к тому или иному цветку. Если ребенок правильно называет цветок, то воспитатель выкладывает целый. Таким образом дети определяют все лепестки, составляя красивый букет. В конце игры дети придумываю кому и в честь чего они могли бы подарить такой большой красивый букет.
2 вариант. Дети делятся на продавцов и покупателей. Цветы скрыты за ширмой. Педагог называет покупателю какой-либо цветок так, чтобы не слышал продавец. Затем покупатель должен описать названный воспитателем цветок, а продавец догадаться, о каком цветке идет речь, и достать его из-за ширмы. В последующих играх дети самостоятельно задумывают цветок. В конце игры из отгаданных цветов дети составляют букет, любуются его красотой.
3 вариант. Перед детьми выложены цветы трех сезонов: весеннего, летнего, осеннего. Педагог предлагает детям самостоятельно составить букеты (весенний, летний и осенний, при этом уточняет, что в один букет должны войти цветы, которые цветут в одно время года. Дети составляют букеты, затем объясняют свой выбор. Если детьми допущены ошибки, то воспитатель помогает исправить их. В конце игры дети любуются получившимися букетами, называют цветы, вспоминают стихотворения о них.
Тюльпан.
Тюльпан стремится к небу горделивый,
Желтый или красный - он любой красивый.
На маленький овал похож его бутон.
В луковке зимою сохранился он.
На утренней заре раскроется чуть-чуть -
Хочется ему на солнышко взглянуть.
А на закате снова ляжет спать -
И не нужна ему для этого кровать!
В. И. Мирясова
Ромашка.
У ромашек серединки в виде желтеньких кружков.
Обрамляют сердцевинки много белых лепестков.
Выросли ромашки в поле, всех цветов не унести!
Красота вокруг, раздолье, сяду я венок плести.
Я желанье загадаю, отрывая лепесток,
Повезло ли мне, узнаю - даст ответ мне мой цветок!
С. А. Васильева
Ландыш.
Белые жемчужины прилепились в ряд
К стебелечку тонкому - дарят аромат.
В мае распускаются и цветут в лесу.
Даже книга Красная бережет красу.
И лисичка рыжая рядышком пройдет,
Белый и душистый цветик не сомнет!
В. И. Мирясова
Одуванчик.
Желтая головушка, розовая ножка.
Одуванчик-солнышко подержу в ладошке.
Появилось солнышко в мае на лугу,
На него любуюсь, очень берегу.
Жаль, недолго солнышко будет золотым,
Побелеет солнышко - и расстанусь с ним.
В. И. Мирясова
Колокольчик.
Он расцвел в тиши лесной
Граммофончик голубой.
А звенит он или нет -
Только лес нам даст ответ.
В. И. Мирясова
Лилия.
Белая лилия - нежный цветок,
Красиво изогнут ее лепесток.
Как колокольчик, раскрылся бутон,
Вот-вот раздастся серебряный звон.
Приятен и стоек ее аромат,
На листьях росинки искрятся, блестят.
С. А. Васильева
Нарцисс.
Я цветочек не парадный, но веселый и нарядный.
Желтый или белый, как подснежник смелый.
Я мороз не боюсь и на клумбе появлюсь.
Будет вам весною веселей со мною!
В. И. Мирясова
Гвоздика.
Длинный зеленый стебель, гвоздики махровый цветок,
Вот почему у мамы теплый в глазах огонек.
Желтых и белых - разных, много таких цветов.
Мы с папой выбрали красный - он означает любовь!
В. И. Мирясова
Роза.
В саду благоухаю, роняю лепестки,
Я красотой сияю, но остры коготки.
Дала я имя цвету за теплый солнца свет,
Я благодарна лету. Цветка нарядней лет!
В. И. Мирясова
Василек.
Горюет синий василек во ржи:
Со мной не хочет колосок дружить.
Гордится он высоким назначением -
Душистым хлебом станет и печеньем.
Не зазнавайся, колосок, во ржи простой я сорнячок,
А возле дома под любым окном культурным стать и я могу цветком.
Открою вам я свой секрет сейчас -могу лекарством быть для вас!
В. И. Мирясова
Проектная деятельность в детском саду. Старшая группа.
Мой проект «Наш веселый огород», направлен на расширение представлений детей об окружающем мире и привитие трудовых навыков, посредством совместного создания огорода на участке детского сада.
У ворот шумит народ.
Где тут необычный огород?
Говорят, что там растет
И цветочная рассада,
И салатик, и лучок.
Смотрят все на огород,
И уходят, открыв рот.
Актуальность
Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили бы чудо растение, поливали его, ухаживали за ним. Вот и возникла у нас идея создать свой огород - это чудо - огород, который призван развивать экологические ценности природы. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними.
Проект: краткосрочный. (24 февраля-31 марта).
Вид проекта: познавательный, творческий.
Продолжительность: 1 месяц.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Цель:
Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.
Задачи
Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
Учить детей делать выводы на основе наблюдений.
Участвовать в посильной практической деятельности.
Воспитывать бережное отношение к растениям.
Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.
Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец ,томаты, лук, цветы, овес);
Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений(полив, взрыхление, прополка сорняков)
Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Развивать познавательные и творческие способности.
Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
1.Беседа с родителями «Огород на окне».
Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
- подбор необходимого материала для создания огорода;
- выявление знаний детей о жизни растений;
Воспитатели ,родители.
1-я неделя
2.Консультация для родителей «Огород на подоконнике»
Просвещать родителей по данной теме.
1-я неделя
3.Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.
Создать условия для реализации проекта «Огород на окне».
Воспитатели ,родители.
1-я неделя
2 этап – основной.
4.Рассматривание книг, иллюстраций о растениях, составление рассказа «Лето на огороде», «Как я помогаю на огороде», разучивание пословиц, поговорок о труде их драматизация.
- Чтение: стихотворения - С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», произведения - Дж. Родари «Чиполлино», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах.
Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений.
2-я неделя
5.Занятие «Дикорастущие и культурные растения»
Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных(по взаимоотношениям с человеком),познакомить с интересными представителями мира растений.
2-я неделя
6.Практическая деятельность: посадка лука, овса.
Беседа с детьми «Правила работы с инструментами»
Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.
Консультация для родителей «Лук- от семи недуг».
2-я неделя
7.Опыт – наблюдение за ростом лука, овса.
Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна.
3 - неделя
8.Труд в уголке природы.
Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла)
3 - неделя
9. Опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.
Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).
3-я неделя
10.Рассматривание цветочных семян через лупу.
Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам.
2-я неделя
11.Практическая деятельность: выращивание рассады (петунии, перца, томатов).
Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.
3-я неделя
12. Игра «Что сажают в огороде?»
Цели: научить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развить быстроту мышления, слуховое внимание.
3-я неделя
13.Дидактическая игра «Цветочный магазин».
Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других, называть его; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.
3-я неделя
14.Наблюдения: «Растут ли наши растения?»
Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений .
3-я неделя
15.Оформление дневника наблюдений.
Зафиксировать наблюдение за растениями.
3-я неделя
Здоровье: Беседа с детьми «О пользе овощей»;
Просмотр мультфильма «немытые овощи есть нельзя».
3неделя
16.Труд в природе.
Подготовить клумбы к высадки рассады цветов и овощей, формировать интерес к результату своего труда, высаживание рассады на участок; составление графика полива огорода, организация дежурства, коллективные индивидуальные трудовые поручения.
3-я неделя
17.Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада».
Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада.
3-я неделя
3 этап – заключительный.
Оформление материалов проекта:
18. Изготовление фотоальбома «Наш веселый огород».
Оформление выставки рисунков«От семечки к ростку».
Конкурс чтецов «Во саду ли в огороде»
4-я неделя
19.Анализ результативности
4-я неделя
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.
У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
Дети увидели многообразие посевного материала.
Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
В группе был создан огород на окне.
Дети стали более уважительно относиться к труду.
Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Работа с родителями:
Беседа с родителями «Огород на окне».
Консультация для родителей «Огород на подоконнике».
Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.
Работа с родителями
Я приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? – Я вам друг
Я – простой зелёный… (лук)
Тише деточка не плач.
Это с нашей грядки врач.
Исцелить любой недуг
Может огородный… (лук)
На вкус горький,
А не редиска.
Шуба рыжая,
А не лиска.
Лежит клубком,
А не киска ( лук)
Витамины круглый год
Ох, как необходимы.
Чтобы нам не болеть
Гриппом и ангиной.
«Лук от семи недуг»
Лук репчатый — пряное культурное растение , относящееся к семейству лилейных. Самая распространенная пряность, употребляемая многими народами ежедневно. Родиной репчатого лука считают Юго-Западную Азию.
Химический состав. Лечебные свойства.
Репчатый лук издает характерный запах, обусловленный присутствием в нем эфирных масел, включающих серу. Фитонциды лука убивают микробов, стрептококки, дизентерийную, дифтерийную, туберкулезную палочки.
Кроме того, в луке имеются протеин , сахароза, мальтоза, фруктоза, полисахарид, белки, зола, жиры. Он богат витаминами С , А, D, В1, В2, Вб, Е, РР; содержит кальций, калий, натрий, магний, фосфор, железо. Из репчатого лука готовят спиртовую вытяжку для стимуляции сердечной деятельности, улучшение секреторной деятельности желез пищеварительного тракта. Лук успокаивающе действует на нервную систему. При весеннем авитаминозе очень полезен зеленый лук, способный удовлетворить потребность человеческого организма в витамине С.
Луковицы содержат йод, органические (лимонную, яблочную) кислоты. Фитонциды, содержащиеся в них, убивают микрофлору полости рта, благоприятно влияют на работу почек. Лук приносит пользу здоровью.
Применение в кулинарии.
В настоящее время лук репчатый является одной из важнейших овощных культур. Луковицы и листья используются как приправа в консервной промышленности, к салатам, винегретам, грибам, овощным и мясным блюдам, а также как пряно-витаминная закуска и вкусовая добавка к супам, соусам, подливкам, фаршам.
Чаще всего лук употребляется в сыром виде или поджаренным на сале или растительном масле до золотистого цвета. Сырой лук отлично дополняет колбасные и мясные изделия, творог, сыры, хлеб с салом.
Применение в медицине.
В медицине известен со времён Гиппократа. Лечебные свойства лука признавали все народы. Римляне считали, что сила и мужество солдат увеличиваются при употреблении лука, поэтому он входил в военный рацион. В Египте луку воздавали почести как божеству. При Гиппократе лук прописывали больным ревматизмом, подагрой, а также от ожирения. Луковый сок полезен при загрязнённых ранах, смазывать глаза выжатым соком лука с мёдом полезно от бельма…
Луковый сок помогает от ангины. Съедобный лук вследствие своей горечи укрепляет слабый желудок и возбуждает аппетит».
Время появления лука на Руси точно не установлено, но известно, что уже с давних пор он являлся одним из главных пищевых продуктов и считался универсальным средством, предохраняющим и излечивающим болезни.
Лук является хорошим витаминным средством, особенно рекомендуемым в зимне-весенний период, но используемым круглый год. Значительное количество минеральных солей в луке при его использовании в пищу способствует нормализации водно-солевого обмена в организме, а своеобразный запах и острый вкус возбуждают аппетит.
Лук широко используется в современной медицине. Из лука репчатого получены препараты «Аллилчеп» и «Аллилглицер». «Аллилчен» оказывающий противомикробное действие, возбуждает моторику кишечника, используется как при поносах, так и колитах с наклонностью к запорам, при атонии кишечника, атеросклерозе и склеротической форме гипертонии. «Аллилглицер» рекомендуется для лечения трихомонадного кольпита в виде тампонов.
Лук является популярным косметическим средством во многих странах мира. Соком лука рекомендуют смазывать волосистую часть головы при себорее, гнездовой плешивости, для укрепления корней волос. При этом волосы становятся шелковистыми, мягкими и блестящими, а кожа не шелушится, не образуется перхоть. От луковичного сока бледнеют веснушки; приём лука внутрь, а также луковые маски (из смеси кашицы лука с мёдом) предупреждают появление морщин, кожа лица становится свежее.
Домашние печенья на скорую руку быстро и просто делаются из песочного теста.
Ингредиенты:
- мука 2.5 стакана
- сахарный песок 0.5 стакана
- масло сливочное или маргарин 150г
- яйцо 1шт.( 1 для смазывания)
- соль по вкусу, примерно щепотка
- сода 0.25 ч.л. или пекарский порошок
- сахарная пудра 2 чайные ложки
- миндаль или орехи для посыпки 2 чайные ложки
Растереть сахар с яйцом и маслом до побеления, можно добавить ванилин или ванильный сахар, соль. Высыпать в миску муку с содой или разрыхлителем, замешать мягкое тесто. Раскатать его на спыленном мукой столе до толщины 2-3 мм, вырезать формочкой печенья, уложить на противень, застеленный пергаментом. Смазать печеньки яйцом и посыпать рублеными орехами или миндалем. Выпекать печенье в разогретой до 220 градусов духовке примерно 10 минут, пока оно не станет золотисто-коричневым.
Игра «Что сажают в огороде?»
Цели: научить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развить быстроту мышления, слуховое внимание.
«Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем: я буду называть разные предметы, а вы будете внимательно слушать и отвечать. Если я назову то, что растет в огороде, вы ответите "да", если же то, что в огороде не растет, — вы скажете "нет". Кто ошибется, тот проигрывает».
Воспитатель. Морковь.
Дети. Да!
Воспитатель. Огурцы.
Дети. Да!
Воспитатель. Свекла.
Дети. Да!
Воспитатель. Сливы.
Дети. Нет!
Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь, людей насмешишь. Будь внимателен!»
Так же можно провести игры: «Накроем стол для гостей» (воспитатель называет столовую посуду), «Посадим сад», «Мебель», «Одежда» и др.
Конспект занятия по формированию целостной картины мира.
Тема: «Дикорастущие и культурные растения ».
Цель: Подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительный мир – мир растений; ввести и обосновать классификацию растений на дикорастущие и культурные (по взаимоотношению с человеком).
Ход занятия.
Аутотренинг «Мы – друзья природы»
- Ребята, закройте глаза и представьте:
Ярко светит солнце,
Дует легкий ветерок.
Мы вдыхаем его чистый
Свежий воздух.
Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой,
И будем с друзьями защищать все живое.
- Кто еще (кроме людей и животных) живет на нашей планете?
- Растения – это целое царство – государство.
-Какие растения вы знаете? Какие растения живут вместе с нами в группе?
Ребенок:
Слышишь песенку Ручья?
Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Звон дождей и шум ветвей,
И в саду смородина –
Это тоже Родина.
1 слайд.
- Нравятся вам эти растения? Эти растения сами выросли на лугах, на полях, в лесу. Человек не принимал и не принимает участие в жизни этих растений (не сажает, не ухаживает за ними). Такие растения называются дикорастущими.
2 слайд.
-Вспомните, где вы встречались с этими растениями? (выращиваем на огороде, в саду, на клумбах, содержим в нашей группе и дома).
- Эти растения выросли и могут жить только при участии человека. Такие растения называются культурными.
- Подумайте и скажите, как человек принимает участие в жизни этих растений?
3 слайд.
- Мы собираем семена, выращиваем из них рассаду, ухаживаем за рассадой. И даже когда появляются цветы и плоды, продолжаем ухаживать за растениями (поливаем, подкармливаем).
Культурные растения требуют внимания и заботы человека. Дикорастущие растения живут по своим законам, без участия человека. Но, конечно, и те, и другие растения прекрасны и удивительны.
- А теперь давайте поприветствуем все живое: (физминутка)
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Здравствуй, утро,
Здравствуй, день,
Нам здороваться не лень!
-Сейчас я буду загадывать вам загадки о растениях, вы постарайтесь отгадать их и назвать, к культурным или дикорастущим они относятся, объясняя свой ответ. (Все загадки сопровождаются слайдами).
1. На проталинке в лесу
Первым встретил я весну.
Я мороза не боюсь,
Первым из земли прорвусь. (Подснежник)
На зеленом шнурочке
Белые звоночки.
Знают даже малыши
То лесные …(ландыши).
Как зовут меня, скажи,
Часто прячусь я во ржи.
Скромные полевой цветок
Синеглазый …(василек)
Разбежались по лужайке
Беззаботной легкой стайкой.
Словно девочки – подростки
Белоствольные …(березки).
На солнышке сидит
И усами шевелит.
Разомнешь его в ладони –
Золотым зерном набит. (Колос)
Есть один такой цветок,
не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка:
Был цветок – и нет цветка. (Одуванчик)
Вот чудесные цветы
Небывалой красоты,
Яркие пахучие...
Ай-ай-ай! Колючие! (Розы)
Сто одежек и все без застежек. (Капуста).
Зимой и летом одним цветом. (Елка)
Из лесочка деревцо
Пришло к дому, под крыльцо,
С доброй славой,
с головой кудрявой,
С красными кистями,
С пернатыми гостями. (Рябина)
Пальчиковая гимнастика.
Наши красные цветочки
Распускают лепесточки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветочки
Закрывают лепесточки.
Они головками кивают
И тихонько засыпают.
Игровое упражнение.
- Давайте поиграем. Сначала мы будем называть конкретные культурные растения, передавая мяч друг другу, потом дикорастущие.
Ребенок:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если вместе я и ты,
Если все сорвут цветы,
То останутся пусты
Все деревья и кусты
И не будет красоты!
-Ребята надо любить и охранять природу нашего края. А что значит – охранять?
Сейчас мы пойдем в группу и вы нарисуете культурные и дикорастущие растения, которые вам нравятся.