СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей "Развитие речи в старшем дошкольном возрасте"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает человеку огромную услугу в познании мира. 

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Развитие речи в старшем дошкольном возрасте"»

Консультация для воспитателей

«Развитие речи в старшем дошкольном возрасте».



Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом.

Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для развития устных и письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.

Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Одной из причин нарушения речи чаще всего является скудность речи: маленький словарный запас.

Работа по обогащению словаря занимает одно из ведущих мест в системе работы по развитию речи детей дошкольного возраста.

Осуществлять задачу обогащения словаря - значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими.

Развитие словаря имен прилагательных также является одной из важных проблем формирования лексического строя речи. Имена прилагательные в русском языке являются второй по многочисленности (после существительных) частью речи.

Развитие словаря имен прилагательных также является одной из важных проблем формирования лексического строя речи. Имена прилагательные в русском языке являются второй по многочисленности (после существительных) частью речи.

Обогащение словарного запаса дошкольников именами прилагательными необходимо для развития лексического состава, грамматического строя, связности речи и речевых способностей детей в целом. Данная часть речи используется для обозначения признаков различных объектов, т.е. выполняет функцию описания воспринимаемых предметов, явлений, событий. Эти задачи появляются в средней группе и особенно важное значение приобретают в старших.

Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную.

Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию: во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя); во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной); в-третьих, функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).

Одним из самых необходимых условий обогащения словарного запаса дошкольников является применение дидактических игр, так как кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, она способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Игра развивает язык, а язык организует игру. 

Игра «Волшебные коробочки»

Цель:

Расширение запаса слов. Классификация предметов и слов. Сопоставление предмета с его названием.

Материал:

Три одинаковых коробочки величиной с мыльницу, разных цветов: красного, желтого, зеленого.

В красной коробочке лежат маленькие фигурки животных, в зеленой -искусственные растения, в желтой - предметы, которые относятся к жизни человека.

Описание игры:

1 часть. Ребенок приносит на рабочий стол коробочку и вынимает из нее фигурки по одной и ставит в ряд. Учитель просит малыша назвать известные ему предметы. Если попадаются неизвестные - учитель подсказывает.

2 часть. Воспитатель ставит перед ребенком два известных ему предмета и один неизвестный.

1 ступень: это...

2 ступень: дай мне (или покажи)... Ребенок дает или показывает.

3 ступень: кто (или что) это?... (Ребенок называет словом).

3 часть. Ребенок уже знает названия предметов, лежащих в коробочках. Он приносит на свой стол сразу все, открывает их и устанавливает поодаль. Все предметы вынимаются из коробок и в беспорядке выставляются на стол. Ребенок берет игрушки по одной, называет их и раскладывает по коробкам: животных - в красную, растения - в зеленую, все, что относится к человеку, - в желтую. Малыш закрывает коробочки и относит их на место.

Игра: «Волшебный сундучок».

Цель:

учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.

Материал:

шкатулка, предметные картинки по количеству детей.

Описание игры:

Воспитатель: Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Ира, загляни-ка,

Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

Игра с мячом «Ассоциации»



Цель

Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.

Описание игры:

Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак, помидор и т.д.) и возвращает мяч взрослому.


Игра «Магазин посуды».

Цель

расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.

Описание игры:

Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа — супница. Посуда для салата — салатница; посуда для хлеба — хлебница; посуда для молока — молочник; посуда для масла — маслёнка; посуда для конфет — конфетница; посуда для сухарей — сухарница; посуда для соли — солонка; посуда для сахара — сахарница.

После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями.

Ребенок должен закончить предложения:

Мама положила хлеб... куда? (в хлебницу)

Брат насыпал сахар... куда? (в сахарницу)

Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (в салатницу)

Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу) и т.д.




Игра «Найди картинку».

Цель

развитие анализа и синтеза

Описание игры:

Нам понадобятся картинки с изображением различных видов транспорта.

Посмотри на картинки и назови ту, о которой можно рассказать, используя слова: небо, крылья, иллюминатор, стюардесса, пилот, аэропорт (самолет);

причал, палуба, берег, море, капитан, моряк (корабль);

рельсы, купе, вокзал, вагон, проводник, перрон (поезд);
шоссе, кондуктор, водитель, остановка (автобус);
эскалатор, турникет, платформа, поезд, станция, машинист (метро).

Игра «Буратино-путешественник».


Цель

Ориентироваться в значении глаголов.

Описание игры:

Буратино - путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.

- Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.

- Зевают, отдыхают, спят...

- Пляшут, поют, кружатся...

Был Буратино в детском саду, когда дети:

- приходят, здороваются... (Когда это бывает?)

- обедают, благодарят...

- одеваются, прощаются...

- лепят снежную бабу, катаются на санках