Последствия самовольных уходов, их профилактика.
Последствия самовольных уходов:
1. Создают обстановку всеобщей подозрительности, недоверия, выбивают из колеи и воспитателей (режимных работников, администрацию), и несовершеннолетних, нарушая нормальный ход воспитательного процесса.
2. Побеги и самовольные уходы вынуждают администрацию к временному ужесточению режима, предъявлению повышенных требований ко всем несовершеннолетним, что немедленно вызывает ответное сопротивление.
3. Существенно изменяется положение лиц, совершивших побег или самовольный уход в подростковой среде и в коллективе: им не доверяют воспитатели, их постоянно «прорабатывают», что вызывает защитные реакции, оппозицию их к воспитательным средствам.
4. Велика социальная опасность совершаемых деяний из-за возможности совершения уголовного преступления.
Профилактика. Выделяют общую и частную профилактическую работу по профилактике самовольных уходов.
К общим относятся:
- всестороннее изучение контингента несовершеннолетних и выявление круга лиц, склонных к самовольным уходам;
- проведение разъяснительной работы со всеми несовершеннолетними о вредных и неприятных для личности последствиях самовольного ухода;
- создание обстановки (социально-психологического климата) защищенности личности, формирование межличностных и межгрупповых отношений взаимной доброжелательности, гуманности, ответственности;
- развенчание показного героизма лиц, пытающихся таким способом самоутвердиться, укрепить свой статус;
- решительная борьба с "воровскими традициями", нормами и "законами", одобряющими такие действия.
Частные профилактические мероприятия:
- изучение мотивов самовольных уходов указанных лиц в их динамике и принятие мер по их перестройке;
- раннее выявление приготовлений к самовольному уходу и их пресечение;
- выявление лиц, провоцирующих несовершеннолетних на самовольные уходы, и принятие к ним соответствующих дисциплинарных, воспитательных, организационно-управленческих мер;
- организация постоянного контроля за поведением, действиями, кругом общения несовершеннолетних, склонных к самовольным уходам;
- проведение индивидуальной разъяснительной работы с лицами, склонными к самовольным уходам;
- определение роли каждого несовершеннолетнего в совершении групповых самовольных уходов;
- расследование поведения каждого «беглеца» за пределами учреждения и в момент задержания;
- применение к лицам, совершившим самовольные уходы, мер общественного и дисциплинарного воздействия;
- применение к лицам, страдающим психическим заболеванием, лечебно-профилактических мер.
С целью профилактики побегов в детском доме должны быть созданы условия для нормального воспитания и развития личности ребенка:
- гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;
- демократические принципы и стиль управления детским домом;
- разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве;
- возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых.
Каждый педагог должен умело пользоваться основными приёмами психолого-педагогического воздействия:
- проявления доброты, внимания и заботы;
- просьба;
- поощрение;
- авансирование личности;
- прощение;
- проявление огорчения;
- поручительство;
- убеждение;
- внушение;
- доверие;
- вовлечение в интересную для ребёнка деятельность;
- моральная поддержка
Формы психопрофилактической работы с подростками с девиантным поведением (профилактика самовольных уходов, побегов):
1. Организация социальной среды.
2. Информирование.
3. Активное социальное обучение социально-важным навыкам.
4. Организация деятельности альтернативной девиантному поведению.
5. Организация здорового образа жизни.
6. Активизация личностных ресурсов.
7. Минимализация негативных последствий девиантного поведения.
Основные направления работы воспитателя группы с детьми.
1. Индивидуальный подход.
2. Создание комфортных условий для ребенка в коллективе.
3. Проведение воспитательных часов по правовому воспитанию, проблемам поведения.
4. Обеспечение занятости детей и привлечение их к социально значимой деятельности.
5. Создание оптимальных условий для адаптации детей в социуме и утверждения среди сверстников.
6. Организация жизни группы, приближённой к домашней, воспитание семейных ценностей.
7. Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе. Использование специальных упражнений на повышение уверенности в себе в групповой работе для демонстрации положительных качеств.