КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Как расширить словарный запас ребенка?
Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явлениями. Перед ним открывается много интересного, нового, привлекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как называется? Из чего и как сделано? Для чего?»
И если четко и обстоятельно взрослые ответят на вопросы детей, идет расширение словарного запаса ребенка. Родителям надо постепенно знакомить детей с предметами и явлениями окружающей жизни, учить правильно называть предметы домашнего обихода, одежду, посуду, игрушки, с которыми ребенок имеет дело. Гуляя с ребенком на улице, показывать и называть здания, транспорт, растения и другие интересующие ребенка объекты. Запас слов ребенка значительно расширится, если родители научат его различать и называть не только предметы, но и существенные детали предметов, различать их по форме, назначению и названию, определять сходные предметы.
Ребенку надо помочь понять смысл каждого слова, запомнить его, правильно употреблять слово к месту. Для этого следует широко использовать окружающие предметы и природу. «Посмотри, сколько красивых листьев на земле, — обращаете вы внимание ребенка, — это осенний ветерок сорвал их с деревьев, закружил в воздухе и укрыл ими землю. Это листопад». — «Листопад», — повторяет ребенок, услышав новое слово. «Да, это листопад, — утверждаете вы. — Это слово обозначает: листья падают». Таким образом, представление о листопаде сливается воедино в сознании ребенка с новым словом.
Но назвать один раз слово, объяснить его смысл еще недостаточно. Для закрепления нового слова, например, «листопад», можно показать ребенку картинку, на которой художник запечатлел это красивое явление, прочитать рассказ или стихотворение:
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят…
И только тогда, когда новое слово будет применено ребенком правильно, можно утверждать: оно вошло в его активный словарь осмысленно.
Детская речь бедна прилагательными. Задача взрослых помочь ребенку освоить качество знакомых предметов. Как это сделать? Покажите ребенку предмет, определите его форму, величину, цвет, отметьте его качества и свойства (мягкий он или твердый, тяжелый или легкий, теплый или холодный). При этом не надо забывать, что у ребенка мал жизненный опыт и одного лишь восприятия для него недостаточно. Ребенок должен и посмотреть, и потрогать предмет, сжать, сдавить, взвесить, погладить, сравнить его с уже известным.
Например, накрывая на стол, мама просит дочь достать мягкий хлеб. Девочка в раздумье: как узнать, какой из двух батонов мягкий? И тут же вспоминает, как мама определяла хлеб в магазине. Теперь всякий раз, садясь за стол, она пробует хлеб и говорит: это мягкий, как пух, а этот жесткий. Или: перед ребенком два мяча — большой и маленький. Сравнивая их, ребенок отмечает: большой мяч — зеленый, а маленький — красный. Оба мяча гладкие и круглые, их можно катать и гладить. Так незаметно для себя ребенок знакомится с разными качествами предмета, пополняет словарь новыми словами, обозначающими качество. Эти примеры говорят также о том, что ребенок лучше всего запоминает качества предметов при их сравнении.
Родители должны не только сами знакомить с качествами окружающих предметов, но и учить ребенка самостоятельно определять их.
Например, ребенок пришел с детского утренника. Сколько у него впечатлений! Есть о чем вспомнить и поговорить. Как он выражает свои впечатления? Обычно, захлебываясь от избытка впечатлений, он говорит отдельными фразами, а недостаток слов дополняет жестами, мимикой, движениями тела. Это происходит оттого, что он переполнен впечатлениями и мысль опережает слова. Плохо, если такая форма выражения мысли станет привычной для него.
Ребенок обогащается впечатлениями, пополняет круг представлений, а запас слов остается прежним. Не исключается и другая крайность. В этом случае запас слов ребенка опережает формирование у него конкретных представлений об окружающем. Это случается чаще всего тогда, когда родители много разговаривают с ребенком о непонятных ему вещах и явлениях, перегружая его словарь трудными словами: изысканный, банальный и пр. Эти слова своей новизной привлекают ребенка. Но он повторяет их механически, не осмысливая значения. Если взрослые любуются тем, как дети с легкостью жонглируют «умными» словами, то у ребенка появляется привычка болтать, не вникая в смысл слов, вырабатывается пустословие.
Помочь детям сознательно усваивать слова и активно пользоваться ими могут следующие упражнения.
«Подбери определение», например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.
«Узнай предмет по определению»: белое, длинное, чистое, махровое… (полотенце).
«Кто что делает?» (для активизации глаголов): повар… (варит, печет, жарит); ветер… (воет, срывает листья, пыль поднимает, парус надувает).
«Кто это делает?» (подбор существительных): метет улицу… (дворник), водит поезда… (машинист), лечит людей… (врач).
«Чем это делают?» (подбор существительных): рисуют… (карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой).
«Что может быть хмурым?» (свежим, зеленым, металлическим и т.д.): хмурым… (небо, лицо, утро, день, погода).
«Назови части целого»: дерево… (ствол, ветки, корень листья); обедать… (наливать, накладывать, отламывать, есть, пить) и т.п.
«Дай три названия и больше»: стол… (мебель — вещь); клевер… (трава — растение); каша… (блюдо—пища—питание).
«Добавь пропущенное слово»: Пришел почтальон, он принес… Дворник взял метлу, он будет…
Хотя обогащение словаря происходит главным образом при непосредственном восприятии окружающего, однако словарную работу нельзя считать на этом законченной. Очень важна собственно языковая работа над словом. Специалистами предлагается целая система упражнений, направленная на:
подбор антонимов и синонимов к заданному слову;
отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, поговорках: «Готовь сани летом, а телегу зимой», «Труд кормит, а лень портит»;
договаривание предложения с антонимами: летом жарко, а зимой…;
составление предложений со словами синонимического ряда (струится, журчит, льется), парой антонимов (умный—глупый, весело—скучно);
объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: ушко зайчика — ушко иголки;
подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначного слова: острый перец — горький, жгучий; острая иголка — остроконечная;
рисование на тему многозначного слова;
нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках, литературных произведениях;
придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова.
Как помочь ребенку выбрать профессию?
Проблема выбора профессии молодым человеком это, прежде всего, его собственная проблема. Однако, за редким исключением, это все же проблема не только ребенка, но и родителей, семьи в целом. С решением о выборе профессии подростки напрямую сталкиваются уже в 14-15 лет, поскольку встает вопрос о выборе образовательного маршрута после 9 классов: пойти в 10 класс или пойти осваивать профессию. Дилемма непростая, учитывая то, что не каждый подросток является к этому моменту цельной личностью с прочной мировоззренческой позицией. Поэтому родители в первую очередь должны помочь Вашему ребенку сделать правильный выбор.
Помогая ребенку выбирать профессию необходимо учитывать:
Профессия должна соответствовать профессиональным интересам Вашего ребенка. К К 14 годам у многих детей уже есть профессиональные интересы, например, фотосъёмка, моделирование одежды, программирование, музыка, иностранные языки, спорт, биология, механика и т.д. Очень важно поощрять эти интересы – приобретать необходимое оборудование, литературу, записывать в кружки по интересам. Чем выше этот интерес, чем больше радости доставляет он ребенку, тем больше выбранная профессия должна включать этот элемент. Если же профессиональные интересы еще не сформированы, помогите Вашему ребенку поэкспериментировать с различными направлениями.
Профессия должна соответствовать особенностям личности ребенка, развивать его потенциал. Трудно себе представить нетерпеливого, неусидчивого архитектора или замкнутого, необщительного журналиста. Конечно, и такое случается, но в данных случаях исключения, скорее подтверждают правила.
Востребованность профессии на рынке труда. Люди работают не только для личностного развития, творчества, общения… но и для зарабатывания денег. Самый простой способ изучения информации о востребованности профессии – объявления об открытых вакансиях в интернете, СМИ, кадровых агентствах и Службе Занятости. Так же полезно заглянуть в раздел «резюме» и Вы приблизительно сможете понять, в каких областях рынок труда перенасыщен специалистами.
Возможности получения образования по данным профессиям, в том числе и материальные возможности семьи. Предлагают ли ВУЗы и СУЗы Вашего города обучение по выбранной профессии, или нужно будет учиться в другом городе? Какова стоимость этого обучения?
Помогая ребенку выбирать профессию необходимо избегать следующих ошибок:
Самая грустная, но легко исправимая – пустить все на самотек. Каким-то родителям просто лень или некогда заниматься своим ребенком. У кого-то у ребенка самый пик подросткового кризиса и в сторону родителя направленны только «колючки как у ежика» и возглас «Я сам!». Но какова бы не была причина, очень важно родителям осознавать свою роль и значимость в принятии этого решения. Не устраняйтесь. Просто поэкспериментируйте с методами профориентационной помощи (о них далее).
Выбор профессии по принципу династии. В некоторых семьях уже, например, пятое поколение врачей или учителей, и зачастую в такой ситуации выбора у ребенка не остается. Иногда случается, что такой выбор становится очень успешным. Ведь ребенок растет в семье, где видит особенности этой профессии, слышит или даже участвует в беседах на профессиональную тему. И тогда можно смело говорить о том, что такой выбор соответствует интересам и склонностям ребенка. Делать же выбор таким способом, не учитывая, особенности ребенка, очень рискованно.
Выбор профессии исключительно по принципу будущего благосостояния. Деньги – это хорошо и важно. Но, все мы знаем, что если человек работает с удовольствием, «с душой» - то и результат достигается быстрее, а качество превосходит все ожидания. Именно заинтересованность, увлеченность будущей профессией – фундамент будущего профессионализма. А профессионализм – это и востребованность на рынке труда, и карьерный рост, и высокий доход.
Выбор профессии по принципу «Все равно где работать – лишь бы не работать!». Работа как убивание времени с целью получения заработка. Такое мнение тоже имеет право быть. Работа занимает 40 часов в неделю. В году в среднем 53 недели – это 2120 часов в год. Возьмем средний стаж 35 лет – 74 200 часов чистого убитого времени, потраченного на имитацию деятельности. Что может быть печальнее!
Проанализировав информацию, Вы можете помочь ребенку сделать правильный выбор. Это более чем в Ваших силах.
Помогая ребенку выбирать профессию, родители реально могут сделать следующее:
Информировать о мире профессий. Вы, как взрослые люди обладаете профессиональным опытом, поделитесь им со своим ребенком: расскажите об основных обязанностях, необходимых знаниях или умениях людей, знакомых Вам профессий.
Организовать «Профессиональные пробы». Очень важный механизм профессиональной ориентации — «проба» профессии на себе. Иногда эту возможность предоставляют те или иные кружки и секции. Например, редакция юношеской газеты для потенциального журналиста. Иногда есть возможность устроить старшеклассника на работу в интересующую его сферу на самую низкую позицию на период каникул. Например, для подростка, интересующегося рекламной отраслью, будет полезно поработать промоутером, хоть это и самое низшее звено в рекламном агентстве, но возможность познакомиться с самим процессом будет. Придумать вариант «профессиональной пробы» и реализовать его часто под силу только взрослому.
Обсудить выбор. Серьезный, вдумчивый разговор о выборе профессии может дать очень многое. В разговоре важно осознать вместе с ребенком, по каким критериям он выбрал ту или иную профессию, как он себе ее представляет, какие видит перспективы развития в ней. Очень ценным будет, если вы сможете обсудить с подростком альтернативы: «А где еще бы ты мог реализовать свои способности?», «А какие еще профессии подошли бы тебе?». Часто подростки зацикливаются на одной профессии, которая на слуху, отметая множество других подходящих вариантов. Очень полезно в таких беседах позволить сыну или дочери немного помечтать, отодвинув различные «у меня не получится», «в такой вуз мне не поступить», «в этой профессии зарабатывают мало» и так далее. Только четко осознав свои желания и склонности, нужно делать следующий шаг — к анализу возможностей.
Если Ваш ребенок пока не может определиться и сомневается, Вы можете записаться на диагностику профессиональной направленности. Из этого исследования Вы и Ваш ребенок узнают подробную систематизированную информацию о его интересах и склонностях и его личностном потенциале. Вы получите информацию о преимуществах и узнаете о недостатках, а также о путях успешного развития с ними. То есть об индивидуальном фундаменте, для развития будущего профессионализма.
Режим учебного и физического труда, личная гигиена
Правила личной гигиены школьника включают в себя соблюдение чистоты своего тела и одежды, следование строгому режиму дня, правильное питание, рациональное распределение времени на учебу и отдых, полноценный сон, обязательную физическую нагрузку.
Чтобы предохранить детей от болезней, вырастить их физически крепкими и жизнерадостными, способными преодолевать любые препятствия, необходимо приучить их соблюдать режим дня.
Понятие "режим дня" включает следующие моменты:
1) достаточный и полноценный сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну;
2) рациональное питание, т.е. питание, которое обеспечивает рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствует улучшению его здоровья и профилактике заболеваний. Рациональное питание включает в себя три принципа: энергетическое равновесие (энергетическая ценность суточного рациона питания (каллорийность) должна соответствовать энергозатратам организма), сбалансированное питание (каждый организм нуждается в строго определенном количестве пищевых веществ, которые должны поступать в определенных пропорциях), соблюдение режима питания (прием пищи через каждые 3,5-4 часа), регулярным (в одно и то же время), последний прием пищи должен быть не позднее, чем за 2 - 3 часа до сна);
3) определенное время для приготовления уроков, отдыха на свежем воздухе, занятий физическими упражнениями, свободных занятий и помощи семье.
Необходимо подчеркнуть, что при приготовлении уроков надо делать перерывы по 10 мин через каждые 45 мин. Отсутствие четкого, строго соблюдаемого режима самым неблагоприятным образом влияет на растущий организм. Работоспособность учащихся уменьшается, их успеваемость снижается, а с течением времени у подростков появляются и признаки ухудшения здоровья. Существенное место в режиме дня занимает личная гигиена. Утренний подъем подростков должен быть не позднее 7 ч. Это позволит до начала занятий выполнить все режимные моменты, связанные с личной гигиеной. День школьника начинается утренней гимнастикой - зарядкой, которая помогает учащемуся снять сонливость и быстро включиться в учебную деятельность. После утренней гимнастики школьник убирает свою постель, а затем приступает к водным процедурам: принимает душ.
Навыки личной гигиены нужно прививать детям с раннего возраста. Общие правила гигиены можно обозначить следующими тезисами: ребенок должен хорошо мыть руки с мылом перед каждым приемом пищи, после каждого посещения туалета, прогулки на улице, контакта с животными и разными предметами, к которым он может прикасаться во дворе. Ногти на руках и ногах должны быть острижены, следите, чтобы под ногтями не было грязи. Приучайте детей с самого раннего возраста чистить зубки два раза в день. Также следите за чистотой волос школьника и его прической. Длинные волосы у девочек должны быть собраны.
Все эти гигиенические мероприятия, необходимые повседневно, приобретают особое значение в формировании крепкого и здорового организма.
Десять советов родителям
по укреплению физического здоровья детей
Совет 1. Старайтесь активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывайте полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены, утренней зарядки, закаливания, правильного питания.
Совет 2. Научите ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища.
Совет 3. Приучайте ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон — лучшая профилактика утомления и болезней.
Совет 4. Помогите ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно при выполнении физических упражнений. Для этого заведите дневник наблюдений и записывайте вместе с ребенком данные о его физическом состоянии: вес (массу тела), рост, частоту пульса, самочувствие (сон, аппетит и т. д.).
Совет 5. Научите ребенка правильно пользоваться естественными оздоровительными факторами — солнцем, воздухом и водой. Воспитывайте у ребенка стремление и привычку к закаливанию организма.
Совет 6. Помните, что в движении — жизнь. Занимайтесь вместе с ребенком спортом, больше гуляйте, играйте на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, — залог здоровья ребенка.
Совет 7. Организуйте ребенку правильное питание и воспитывайте положительное отношение к соблюдению режима питания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.
Совет 8. Научите ребенка элементарным правилам профилактики инфекционных заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой; не надевать обувь или головные уборы других детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначения врача.
Совет 9. Познакомьте ребенка с правилами безопасного поведения в доме, улице, на отдыхе и учите его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для жизни.
Совет 10. Читайте научно-популярную литературу о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, о том, как научить его укреплять свое здоровье.
Консультация для родителей
«Организация совместного досуга в семье».
У каждого человека должна быть собственная планета под названием семья. Одним из показателей дружной и сплоченной семьи является умение проводить совместный досуг. Взрослые и дети при этом смогут понять друг друга и найти выходы из сложившихся проблемных семейных ситуаций.
Досуг (свободное время) - часть внерабочего времени, которое остаётся после непреложных занятий и расходуется на восстановление сил, а также физическое и духовное развитие человека. Свободное время охватывает учёбу и самообразование, приобщение к культуре (чтение, посещение театра, музея, кино и д. т.), общественно-политическую активность, любительское творчество, художественно-эстетическую самодеятельность, занятия с детьми, общение по интересам и т.д., но может содержать также и пассивный отдых (ничегонеделание) и даже антикультурные занятия. Свободное время необходимо каждому человеку. Но не все, к сожалению, могут его правильно использовать.
Нет науки, заполнять свободное время, ведь это сама жизнь. И семья занимает особое место. В каждой семье, даже если родители очень заняты, есть свободное время. Умеют ли родители использовать его рационально?
Подсчеты показали, что даже у самого загруженного ребенка все-таки есть 3-5 часов свободного времени в день, а это почти 1500 часов в год, не считая каникул. Чем же заполнить его?
Свободное время наших детей - время отнюдь не праздное. Семья – своеобразная педагогическая академия. Если досуг в семье проводится примитивно, то это сказывается и на ребенке. Проявится не сразу, а через много лет. Если семья отстает от века, она воспитывает себе подобного отстающего. Отсюда и важнейшая родительская задача – учить отдыхать. Говорят иногда, что на способах проведения досуга сказывается недостаток средств. Но опрос, проведенный социологами, не подтверждает подобного опасения. В использовании свободного времени в семье важны в первую очередь не средства, а знание того, чем заполнить досуг. Возможность проводить свободное время с пользой есть у всех и всегда. И необходимо выработать эту потребность у детей отдыхать так, а не иначе. В процессе реализации семьей внедомашних видов деятельности у детей формируется ориентация на совместное преодоление трудностей, они осознают взаимопомощь как форму общения.
Дети получают от родителей уроки ответственности, приучаются к самостоятельному принятию решений.
Исключительно благоприятные возможности для реализации воспитательной функции представляет отпускной отдых.
Семейный досуг может включать в себя: организацию проведения активных игр, занятий, которые оказывают влияние на развитие мышления и воображения ребенка, семейные чтения или веселое общение. Время, проведенное за настольными играми, также окажет благотворное влияние на атмосферу внутри семьи. Игра в монополию поможет сплотить, а твистер поднимет настроение и повеселит. Весьма интересным и оригинальным будет совместное собирание пазлов, изготовленных на заказ. Так, можно заказать совместную семейную фотографию или фотографию питомца семьи.
Провести время с интересом и пользой можно и за пределами квартиры. Можно организовать совместное посещение кинотеатра или театрального представления. Если выбор был сделан в пользу посещения кинотеатра, то лучше всего пойти на сеанс семейной комедии или мультфильма. Хорошим семейным отдыхом будет посещение дельфинария, где любой зритель останется довольным.
Родителям необходимо знать, о чем мечтают их дети, и стараться воплощать их мечты в реальность. Если ребенок давно мечтал побывать в цирке или в парке аттракционов, то желательно в ближайшее время помочь осуществиться данной мечте. Ведь у детей остается много ярких и приятных воспоминаний о детстве, которые они пронесут через всю свою жизнь.
Еще одним из вариантов проведения совместного семейного досуга являются занятия спортом всей семьей. Это могут быть и лыжные прогулки в лесу, и массовое катание на ледниковой площадке, и посещение бассейна, и велосипедная прогулка, и даже игра в футбол или волейбол. Помимо всего прочего, можно посетить познавательные учреждения и вынести из посещения музея или выставки новую полезную информацию. Все совместные прогулки необходимо запечатлеть с помощью фотоаппарата, сделав множество оригинальных кадров или даже создать небольшой видеофильм проведенного дня.
Семейный досуг также могут разнообразить поездки на природу, в лес или на озеро, что поможет укрепить состояние здоровья каждого члена семьи.
Можно попробовать рисование вдвоем, когда ребенок и родитель вместе пишут одну картину или каждый рисует свой рисунок в одно и тоже время. Поход в гости к друзьям и знакомым может стать тоже частью совместного проведения досуга.
Совместные развлечения, праздники и игры для детей являются той основой, на которой в последующем будет формироваться базовая культура личности ребёнка. Именно в игре ребёнок растёт, развивается. Ещё с древних времён известно, что детство - это время подготовки к жизни при помощи. игры! Жаль, что не все родители понимают это и зачастую воспринимают детство лишь короткий отрезок на пути ребёнка в общество взрослых, где он должен будет занять достойное место. А ведь для ребёнка играть - значит жить. Ещё Платон говорил, что игра - это источник удовольствия. Так давайте, дорогие родители, не лишать наших детей такого удовольствия и играть вместе с ними!
6.
Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников« Процесс формирования семейных ценностей начинается в семье на личном примере родителей. Зависит от нравственной атмосферы в родительской семье, психолого-педагогической грамотности отца и матери. Так как родители не всегда обладают достаточной педагогической грамотностью, школа должна оказать им профессиональную помощь. Задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев. Формирование семейных ценностей может осуществляться в учебном процессе и в рамках воспитательной работы классного руководителя. Формирование семейных ценностей тесным образом связано с воспитанием нравственных начал личности в условиях конкретной семьи. Это очень важный и сложноорганизованный процесс, требующий больших затрат со стороны всех членов семьи в течение длительного времени. Каждая семья уникальна и неповторима, но существует ряд неизменных во все времена семейных ценностей, таких как взаимопонимание, внимательное отношение к родным и близким, доверительные и уважительные отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать поддержку, сохранение семейных традиций. На формирование семейных ценностей у детей и молодежи серьезное влияние оказывают такие негативные факторы, как разрушение нравственных представлений о семье и браке; смещение традиционного понимания роли родительства; падение престижа материнства и отцовства, утрата семейных традиций и т.д На современном этапе развития общества у подрастающего поколения происходят изменения ценностных ориентаций в плане создания семьи. Это напрямую связано с тем, что утратилось традиционное понимание семейного воспитания как жертвенной любви, труда и усилий со стороны взрослых, направленных на установление духовного единства с детьми, родительской и супружеской ответственности. Семья является основополагающим фактором, влияющим на духовно – нравственное становление личности. Именно в семье закладываются основы ответственного отношения старшеклассников к своей будущей семье, супружеским и родительским отношениям. В период ранней юности ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Юность - период стабилизации личности. В связи с осложнением самосознания усложняется отношение к себе и к другим; обостряется потребность юношества занять позицию какой-либо социальной группы; появляются взрослые роли и обязанности: старшеклассники получают паспорт, несут ответственность за правонарушения. Старшеклассники определяются с гражданской позицией, обусловленной появлением новой социальной ситуации "Я и общество". Общение с ровесниками чрезвычайно важно в этот период. Оно выполняет другие функции, чем общение со взрослым. Общение с ровесниками происходит на уровне исповеди. Оно носит интимно-личностный характер. Взаимоотношения делятся на дружеские и товарищеские. Юношеская дружба выполняет функцию психотерапии, поддержки, самоуважения. В этот период возрастает избирательность, соответственно, уменьшается количество друзей. В основе стремления к дружбе лежит потребность в самораскрытии, понимании другого и себя другим. Содержанием такого общения есть реальная жизнь: проблемы совместной учебной деятельности, общественная работа, совместный досуг, развлечения, спорт. Для ранней юности характерна идеализация друзей и самой дружбы. Юношеская дружба не только склонна к исповеди, но и очень эмоциональна. Часто даже те, кто имеют друзей, переживают одиночество из-за неспособности выразить в общении полноту чувств. Возникновение чувство влюбленности связано с половым созреванием, желанием иметь очень близкого друга, потребностью в сильной персональной эмоциональной привязанности. Влюбленность, первое свидание часто становятся ответом на внутреннюю потребность любить, быть взрослым. Юношеская мечта о любви выражает стремление к эмоциональному контакту, пониманию, душевной близости. Старшеклассники должны знать и осознавать социальную сущность семьи и ее последствия для личной жизни, усвоить определенную сумму знаний по психологии, социологии семьи и брака, физиологии. Семья должна формировать адекватные брачно-семейные представления, способствовать воспитанию и самовоспитанию необходимых для жизни в браке качеств. В исследованиях отечественных ученых установлено, что у подрастающего поколения формируется система ценностей, основанная на приоритете индивидуалистического «Я», утрате семейных традиций и обычаев, нарушении семейного уклада, низком уровне представлений о материнстве и отцовстве. Наиболее значимые ценностные ориентации старшеклассников - это любовь, активная деятельная жизнь, уверенность в себе, широта взглядов, воспитанность, аккуратность. Юноши и девушки по отношению к своей будущей семейной жизни проявляют максимализм, так как считают, что для них важна социальная активность членов семьи, их эмоциональная поддержка, духовное развитие, высоки требования и к внешней привлекательности партнера. У большинства старшеклассников преобладает установка на отсутствие традиционно мужских и женских ролей и обязанностей в семье, к сожалению, нет представления о способах преодоления трудностей в семье, о специфике и динамике отношений мужчины и женщины и жизненном цикле семьи. Формирование у старшеклассников готовности к семейной жизни подразумевает становление ответственного отношения к родительству. Оно достигается с помощью различных показателей, например, понимания себя, своих решений, осознание родительской составляющей своей личности. Очень важно чтобы семейная атмосфера в родительской семье способствовала развитию у ребенка богатой эмоциональной жизни (сопереживания, сочувствия, сорадости) и представляется важной для становления положительного образа семьи. Важнейшим условием эффективности семейного воспитания и подготовки к семейной жизни является разумная организация всей жизнедеятельности родительской семьи: соблюдение общего режима дня, поддержание порядка, точности в семейном хозяйстве, плановое распределение семейного бюджета при участии детей, следование семейным правилам и традициям, создание благоприятного микроклимата, совместная трудовая деятельность. Кроме того, роль родительской семьи на этапе подготовки к семейной жизни заключается в формировании у ребенка набора ориентаций и установок на общепринятые нормы поведения в качестве супруга. В частности, это - самоидентификация себя как представителя определенного пола, принятие существующих в данном обществе жизненных ценностей, определяющих взаимодействие мужа и жены. Помимо этого, с детства начинают закладываться стереотипы чувственно-эмоционального восприятия близких людей. Мать и отец являются исходными образцами мужского и женского поведения в межличностном общении. Супружеские отношения родителей задают ребенку вариант того взаимодействия с будущим супругом, который он, скорее всего, будет реализовывать в своей взрослой личной жизни. Пример родителей также указывает те негативные черты межличностного взаимодействия супругов, которых ребенок, став взрослым, будет стараться избегать в своей семье. Большинство подростков хотели бы получать советы и поддержку у своих родителей. Однако за редким исключением родители не готовы к обсуждению со своими детьми вопросов взросления и не уверены в отношении того, какую информацию следует предоставлять детям. В результате целого ряда причин у современных подростков складывается деформированный, искаженный образ семьи, который в последствии переходит во взрослую жизнь.